Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

С каких пор «Рубин» крут не только на поле, но и в социальных сетях?

С каких пор «Рубин» крут не только на поле, но и в социальных сетях?
С каждым годом игра на информационном поле Российской премьер-лиги становится все интереснее, и в последнее время все чаще можно услышать: «Как же крут Twitter “Рубина”!» Как казанский клуб добился этого звания, почему SMM – труд и при чем здесь КВН? Об этом и многом другом – в материале ИА «Татар-информ».
Восхваление стратегии «Рубина» в социальных сетях – результат работы немногочисленной пресс-службы казанского клуба, в которой непосредственно соцсетями занимается Тимур Байрамов. В чем же заключается его работа? Со стороны кажется, что это сплошное ничегонеделание. Люди обычно думают, что SMM – это просто размещение каких-то картинок в соцсетях. Согласно классической шутке, проблема эсэмэмщиков заключается в том, что непонятно – работают они или развлекаются. 

«У меня есть пять социальных сервисов, и моя задача – постоянно поддерживать их в активном состоянии. В идеале, конечно, ежечасно, но в основном ежедневно постить какую-либо информацию о команде. Это, наверное, одна из самых сложных частей в работе, потому что что-то интересное в команде ежечасно не происходит. Даже ежедневно. Иногда приходится высасывать из пальца», – объяснил в беседе с корреспондентом ИА «Татар-информ» Байрамов.

SMM-специалист добавил, что в случае отсутствия информации он смотрит в Интернете все проходившие в этот день матчи «Рубина» начиная с Премьер-лиги 2003 года. Допустим, проиграли казанцы в этот день ЦСКА – так себе повод, публикации не подлежит. Выиграли у «Сатурна» в 2006 году – можно публиковать. 

«По сути, все это и есть работа – ты каждый день сидишь и ищешь инфоповод. SMM везде разный, и лично для меня футбольный SMM – это свободное плавание. Я работаю интуитивно и ситуативно, то есть если что-то происходит – надо среагировать», – подчеркнул сотрудник пресс-службы «Рубина».



Все публикации подвергаются самой жесткой цензуре – самоцензуре

Когда тренер «Рубина» сказал в раздевалке подопечным о том, что победа над «Динамо» – круче концерта группы Metallica, для Байрамова это стало праздником. По его словам, он был в предвкушении триумфа – ни у кого никогда не было подобных речей из раздевалки. Он был уверен, что видео разойдется, что об этом будут говорить все, ведь такие заявления – новы и интересны.



«В целом для меня лично вся работа строится на ситуациях, на интуиции. Главный тренер сборной России Станислав Черчесов огласил состав команды, но в нем нет игроков “Рубина”. Повод? Повод. У нас в команде есть Юрий Дюпин – вратарь, который очень хорошо проводит сезон, выдал очень много эффектных сейвов, один из лучших по статистике. Была хорошая фотография, на которой он показывает большие пальцы, поэтому я просто отправил ее в ответ», – продолжил Байрамов. 



То же самое было в случае с Егором Сорокиным, когда игроком месяца в декабре 2018 года выбрали не его, а Влашича из ЦСКА. «Влашич забил кому-то из аутсайдеров, а Егор сделал дубль в ворота “Зенита”. На это было нужно отреагировать, это моя тактика – если я могу на что-то отреагировать и публике это понравится, то я реагирую. В конце концов, Twitter все стерпит – в том смысле, что если публикация хорошая, то ее будут ретвитить и лайкать, а если нет, то она быстро затеряется в информационном потоке», – заметил футбольный эсэмэмщик.

 99% публикаций Тимур ни с кем не согласовывает, а отчитывается лишь ежемесячно, демонстрируя цифровые показатели. Впрочем, если тема связана с определенными рисками и существует вероятность нанести ущерб бренду, он согласовывает свои действия с руководителем. Так было с историей перехода Алексея Сутормина из «Рубина» в «Зенит»: ему нужно было получить одобрение, так как реакция публики непредсказуема – либо успех, либо провал, третьего не дано.

В основном тексты и публикации проходят внутреннюю цензуру Байрамова: под запретом – оскорбления и ходы, бросающие тень на имидж клуба. Кроме того, само представление клуба должно быть позитивным.

«Я беспокоился за Сутормина, что он может обидеться на какие-то вещи. Но он ко всему отнесся с юмором: “Ребят, никаких проблем, все смешно“. Также можно подколоть Twitter какого-нибудь клуба, но чуть-чуть, без жести, все в рамках спорта», – отметил специалист.



Результаты команды влияют на количество постов и присутствие юмора в них

Первым твитом подобной тематики стал один из матчей чемпионата мира. Тогда сражались сборные Франции и Аргентины, и Тимур написал обращение к французам: «Сборная Франции, свяжись с нами, мы знаем, как остановить Лионеля Месси в Казани». Публике, как говорится, «зашло». Далее была фотография Олега Шатова из «Зенита» перед щитами «Газпрома» после поражения от «Рубина». 

В целом, по словам Байрамова, очень многое в постах связано с результатами команды. «Если команда проигрывает, если игра команды не нравится болельщикам, будет странно, если я буду шутить. Потому что сразу начнутся комментарии: “Лучше бы играть научились”. Люди же почему-то думают, что это эсэмэмщик играет, что это он ответственен за результаты команды. Поэтому сидишь, отсиживаешься и копишь. А в матче с “Зенитом” выиграли», – вспомнил он.

Фотограф сделал снимок, после чего Тимур отправил его во внутренний чат клуба. Там шутку оценили, а он подумал: «А что мы сами только смеемся, давайте, пусть все увидят». Тот матч стал для Байрамова личной опорной точкой, после которой он принялся активнее работать в подобном направлении. 

Байрамов предпочитает именно Twitter из-за устройства платформы – в ней легко обратить внимание аудитории, не следящей за клубом. Один человек поставил лайк или сделал ретвит, а другой видит это у себя в ленте и тоже как-то взаимодействует с постом.

Основным же критерием в написании поста собеседник агентства назвал оперативность: «Быстро пошученная даже не самая смешная шутка зайдет – главное быстро среагировать, хотя бы полусмешно. Сейчас мне очень нравится работать, потому что постоянно есть за что зацепиться, главное – вовремя среагировать».



Как появилась футболка с силуэтом тренера Романа Шаронова?

Сейчас на руку «Рубину» играет образ тренера Романа Шаронова. При этом возник он благодаря инициативе болельщиков. На матче с «Динамо» они вывесили баннер в стиле группы Metallica. Не будь его, не появилась бы «коза» и не появилась бы известная фотография. Усилила все речь из раздевалки.

С этим связан новый пример ситуативного маркетинга – появление футболки с Шароновым. В комментариях Байрамов увидел «Даешь мерч с “козой“», после чего написал генеральному директору фирменного магазина с соответствующим предложением.

Уже на следующий день был разработан дизайн футболки: силуэт тренера с его стилизованной фамилией. Он был одобрен, и «Рубин» закупил первую партию. Байрамов до сих пор удивляется популярности футболки – сам он надеялся продать хотя бы пару десятков: «Сейчас мы продали семь партий по 50 штук, уже заказана восьмая. Тут адекватная цена, всего 590 рублей, и люди заказывают, покупают».

Спортивный журналист и комментатор Василий Уткин недавно делал обзор Английской премьер-лиги для своего канала, и клуб еле-еле нашел ему футболку – все-таки размер 7XL. Для блогера Евгения Савина чуть-чуть переделали дизайн: «У меня спрашивают: “Сколько мы заплатили Савину?“ А нисколько не заплатили. Мне сказали, что звонил Савин, хочет приехать. Его заинтересовала вся эта история, рокерский образ Романа Сергеевича, хайп вокруг всей фигуры, который мы совместными усилиями сделали».



Продажа футболиста и его картонной копии как отдельный вид искусства

Больше всего просмотров, лайков и ретвитов в аккаунте казанского клуба завоевала тема перехода Алексея Сутормина сначала в «Рубин», а через десять дней – в «Зенит». «Нам писали комментарии в духе “Вам дорога в ФНЛ“, а Алексей пришел на фоне слухов о его трансфере в Питер. Поэтому мы выпустили ролик, где некто читал комментарии о ФНЛ, затем камера поднималась и Сутормин говорил: “Это мы еще посмотрим“. Это была первая вещь, которая выстрелила», – вспомнил Байрамов.

Но спустя десять дней Сутормин ушел в «Зенит», а «Рубин» как раз собирался на выезд в Москву, и эсэмэмщику нужно было опубликовать эту новость. По дороге в аэропорт он и его руководитель вместе решили, что сухо сообщать о переходе – не лучшая затея. Взамен они придумали некую лав-стори в стиле «Спасибо за все»: «К сожалению, у нас было очень мало времени, нас поздно поставили перед фактом перехода, и я уже из чуть ли не из самолета звонил дизайнеру и объяснял, что нужно сделать».



«Это пример из серии, когда все настолько странно, непонятно, абсурдно, что лучший способ принять происходящее – это посмеяться. “Зенит” представил его по-своему, мы по-своему с ним попрощались. Хороший, мне кажется, был пример того, как странную историю можно маленько загладить», – поделился Байрамов.

Затем была презентация «Рубином» новичков, когда клуб решил представить и Сутормина в виде картонной фигуры. Проблема возникла там, где ее никто не ожидал – не было фотографий новичка в полный рост. Дизайнер сфотографировал самого Байрамова в экипировке команды, а после прифотошопил голову футболиста. «Мы с ним более-менее по комплекции и росту похожи, но он, конечно, худее меня. Все сделали опять-таки, распечатали», – рассмеялся SMM-специалист.



Прошла презентация, многие СМИ написали об этой картонной фигуре. Через некоторое время в Сети появилась подробная информация о трансфере Сутормина, точнее о его стоимости («Рубин» и «Зенит» приобретали футболиста за 50 тыс. рублей). А фигура все это время провела в кабинете Байрамова. В какой-то момент он бросил на нее свой взгляд и подумал: «Почему бы ее не продать?»

Из-за суммы трансфера многие были недовольны, что академии недополучили какую-то часть денег. Поэтому у специалиста родилась идея продать картонку на аукционе и вырученные средства разделить между академиями, воспитывавшими футболиста. Байрамов попросил своего руководителя согласовать этот вопрос с руководством клуба, и оно одобрило инициативу.



«Мы не ожидали, что фигура Сутормина уйдет с аукциона дороже самого Сутормина, изначально не было никаких расчетов. Сделали быстренько картинку, просто иллюстрацию к этому аукциону, и запустили. Я не рассчитывал, что там сумма будет больше 50 тыс. рублей, я думал, что если продадим за 15 тыс., будет уже хорошо. Около 12 часов ночи среди покупателей появился телеведущий и блогер Никита Ковальчук, «Картавый Ник», который соперничал с букмекерской конторой. Суммы перевалили за 20 тыс. Я понимал, что можно лечь спать, и пусть они между собой разбираются. С другой стороны, можно как-то почувствовать себя в роли настоящего аукциониста: 20 тыс. – раз, кто больше?» – рассказал Байрамов.

SMM-специалист активно вел трансляцию предложений покупателей, вскоре пошли околошуточные предложения: Ковальчук предлагал сумму плюс матч на «Казань Арене» его команды и казанской молодежки. Букмекеры предложили деньги и то, что распаковкой будет заниматься комментатор Виктор Гусев. Но в три часа ночи все закончилось, Ковальчук сдался на сумме 85 тыс. рублей. «С утра мы списались с букмекерами по поводу продажи, но с Ковальчуком остались в хороших отношениях – в будущем проведем с ним какие-нибудь совместные проекты», – заметил собеседник агентства.

 Деньги от продажи фигуры поступят в академии «Зенита», «Крылатского», «Строгино», «Волгаря» и «Химок» – это примерно по 17 тыс. рублей, не считая налогов. Картонная фигура скоро отправится в Москву, пока выбирается доставщик – ее нельзя сгибать. «Изготовление стоило 8 тыс., продали в десять раз дороже. Я до сих пор в шоке», – признался Байрамов.

«В работе мне помогает опыт, полученный в КВН»

Тимуру тяжело себя называть SMM-специалистом, так как это понятие довольно растяжимое: «Я упускаю некоторые вещи, если сравнивать себя с другими футбольными клубами, не делаю их в силу разных причин. Мы можем быть лучшими в плане ситуативного реагирования, но кто-то лучше в дизайне картинок. Кто-то лучше в плане ведения Instagram’а, у кого-то очень крутой YouTube-канал, а кто-то круто разговаривает в комментариях с болельщиками. У SMM много аспектов, не считая футбола».

«В целом в работе мне помогает опыт КВН – я играл, когда учился в университете. У нас была хорошая школа, где неплохо обучили построению шуток. Я знаю, как правильно ее сформулировать, что очень важно. Шутка не должна быть сильно длинной, она должна быть короткой, но емкой. Что касается ситуативного реагирования, то в КВН есть конкурс-разминка, где за 30 секунд нужно смешно ответить на вопрос. Оттуда идет правило – лучше быстро, но полусмешно, чем долго и уже не актуально. Вообще из всего, что я делал в университете, КВН стал едва ли не самым полезным для меня. Это знакомства, чувство юмора, голова правильно начала думать. Человек с узким кругозором никогда не сможет шутить, потому что для этого нужно знать по чуть-чуть обо всем», – поделился он.

В завершение разговора Тимур Байрамов назвал качества, необходимые для работы в SMM клуба:
человек должен разбираться в футболе;
у него должно быть чувство юмора, причем классическое – публика не узкопрофильная, должен быть максимально широкий охват;
человек должен быть 24 часа на связи, особенно в период трансферного окна.



Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев