Битва резервов: швейцарцы против генуэзцев
Ласковое, но все еще жаркое августовское солнце с самого утра согревало Великий Болгар, и к полудню, когда фестиваль заработал в полную силу, немало гостей начало искать тень, чтобы укрыться. Но основная часть гостей направилась все-таки на самый солнцепек, к ристалищу, где обещалось с утра самое захватывающее из зрелищ – бои реконструкторских отрядов. Шли они с самого открытия фестиваля в 11 часов и к обеду завершились грандиозной сшибкой с использованием резервов.
Натурально, на поле боя выходили отряды, и в решающий момент распорядители турнира разрешали резервам вступить в бой. Последний из боев, схватка швейцарской пехоты с генуэзским отрядом, закончился победой швейцарцев, и запомнился как самая эмоциональная сцена за всю первую половину дня.
Увлечение зрителей было можно замерить по тому, что к полю весь день было не подойти. Зрительские трибуны были заполнены в несколько рядов, и чтобы увидеть хоть что-то на поле, вновь прибывавшие вставали на скамейки, залезали на стены руин у Большого минарета и даже вставали на цыпочках на любой самой крохотной возвышенности, чтобы хоть краешком глаза увидеть бой.
«Сменить обстановку и оказаться вне города всегда хорошо, а тут как раз не город, - рассказала "ТИ" челнинка Ольга, гостья фестиваля, - Хотя хочется, чтобы исторических костюмов было еще больше».
Гадание, шитье, литье и El Mental: как отдыхали люди за пределами ристалища
Лавка таксидермиста на фестивале
Большая часть территории исторического Болгара была занята торговыми палатками, в которых продавались исторические или стилизованные под них товары. Проводились там и нестандартные мастер-классы старинных ремесел. Желающие могли найти себе и руны для гадания, и просто амулеты, и даже отлить себе из олова или собственный сувенир.
На одном из шатров даже предлагали по-старинному погадать на бабках (то есть на костях копытных животных), игра в которые когда-то была забавой детворы по всей Европе, Руси и даже Булгарии. Корреспонденту «Татар-информа» на загаданный вопрос кости (а именно от бабок и их граней пошли потом игральные кости) выпали так: «Возможно, осуществимо, но ближайшие проблемы со здоровьем могут отодвинуть воплощение плана на какое-то время».
«Не перегревайтесь и не ешьте сегодня мороженого», - дружелюбно посоветовала гадалка. Для мороженого в жаркий день и правда было не очень
Кузница на фестивале
Кроме того, у фестиваля работала своя концертная и сценическая площадка, на которой играли средневековую музыку. Около 15 часов на сцене играл ансамбль «Alcántar», в чей репертуар входили настоящие итальянские песни XIII века. Пожалуй, в строгом смысле они лучше всех на сцене соответствовали образу «средневекового искусства» - из-за аутентичных инструментов (в их составе были старинные корнет и виола) и материала.
После небольшого перерыва и саундчека на сцену поднялись уже другие артисты – группа El Mental из Саратова, играющие уже фолк-рок. В их творчестве средневековые мотивы мешались с современными, а кроме лютни стабильным участником шоу стали бас-гитара и барабаны.
«Разве бас-гитара это по-средневековому?» - задавались вопросом некоторые зрители, но в основном публика была в восторге от того, как весело саратовцы спели не совсем аутентичную, но атмосферную песню «Ну-ка, мечи и стаканы на стол» - старинную ирландскую застольную, вольно переложенную на русский язык Борисом Гребенщиковым.
«Я сюда только после обеда приехал, - рассказал нам альметьевец Александр, - но очень рад, что самое главное застал. Интересно погрузиться в эпоху». Возможностей для погружения и правда было немало – серьезную часть поля отвели под настоящий палаточный – шатровый даже – лагерь для организаторов и гостей, по которому те расхаживали в старинных платьях и рубахах.
Рыцарский турнир: платки прекрасных зрительниц и кольцо для сэра Алистера
Но самые главные герои дня выступали снова на ристалище. После часового технического и обеденного перерыва поле было подготовлено для конных выступлений и полноценного рыцарского турнира. И в 14 часов на нем появились шестеро главных героев дня – рыцари мессир Жак из Франции, англичане сэр Хэмфри и сэр Майкл, шотландец сэр Алистер и немцы герр Дитрих из Саксонии и герр Вальтер из Эльзаса (не забываем, на дворе средневековье, и Эльзас еще немецкий), реконструкторы сами выбирают себе имена и страны, которые представляют. Они должны были продемонстрировать все свое умение в управлении одновременно оружием и конем, а решить их судьбу должны были маршалы турнира и суд прекрасных дам, расположившиеся на поле в безопасном шатре.
Первыми были упражнения со снарядами, и копьем каждый из участников владел отменно. Второе должно было продемонстрировать умение обращаться уже с иным оружием – необходимо было срубать установленные по полю капустные кочаны. По общему мнению, лучшими были мессир Жак, мастерски владевший боевым топором и сэр Хамфри, виртуоз меча, не менее искусно управлявший своей лошадью. Затем капуста была заменена на огурцы, и тут сэр Хамфри снова показал себя великолепным мечником.
Английский рыцарь Сэр Хэмфри возвращает прекрасной даме ее платок
Но особенно из небоевых упражнений публике полюбились подъемы с земли шелковых платков копьями. Эта дисциплина уже не в первый раз появляется на турнирах в «Великом Болгаре», но впервые в ней массово участвовали прекрасные дамы со зрительских трибун, отдавая организаторам заранее принесенные шелковые платки. Зрелище ненадолго появляющихся на турнирных копьях рыцарей платков каждый раз встречало бурные аплодисменты.
«Самое красивое здесь – это все-таки лошади, - поделилась впечатлениями жительница Казани, Марина, которую вывезла на фестиваль родная дочь, - Особенно у сира Хэмфри красивая лошадь. И она так гордо держит голову, как будто и не умеет по-другому!» Лошадь сэра Хамфри и правда была великолепна грациозно сложена, прекрасной вороной масти. Под стать ей был и сам сэр Хэмфри, молодой красавец, получивший прямо на поле несколько подарков от прекрасных дам.
Шотландский рыцарь сэр Алистер
Хотя самый трогательный подарок получил не он, а шотландец сэр Алистер. Буквально накануне начала сшибки в доспехах юная зрительница Ульяна через суд прекрасных дам подарила ему кольцо, и тем самым удостоилась чести стать самой юной из дам сердца на рыцарском турнире. Сэру Алистеру такая поддержка была необходима.
Джостинг, конная сшибка в доспехах с копьями, должна была стать кульминацей всего дня. В ней рыцари сходились на полном скаку, стараясь ударить соперника в щит копьем. Поэтому для такого состязания они специально облачились в полноценную боевую броню со шлемами и кольчугами.
«Я боюсь, - призналась Марина, - Пока они рубили капусту с огурцами, было спокойно, а теперь мне страшно за лошадок».
«Мама, успокойся. Лошадей они берегут, за каждую травму лошади тут серьезные штрафы, и они будут целиться только в щит», - успокаивала Марину дочь Валерия, завсегдатай фестиваля.
Конная сшибка копьями на турнире
Сшибка эта продлилась более часа, и все шестеро рыцарей показали себя в ней молодцом. Не раз и не два всадникам приходилось менять у оруженосцев турнирные копья, часто ломавшиеся на полном скаку. Марина зря волновалась – ни одна лошадь не пострадала во время этих сшибок, хотя бывало, что приходилось их удерживать при слишком ретивом галопе. И любимец дам сэр Хэмфри, и одаренный кольцом Ульяны сэр Алистер не раз и не два сумели поразить своих соперников в щит, чем заслужили почтение и овации публики.
В финальной сшибке с герром Вальтером победителем вышел сэр Хамфри, и поле начали готовить к финальному бугурту – общей схватке, и поединкам за Кубок Донжона, которые должны была подытожить боевую программу дня. Второй день с боями женских отрядов предлагал для оставшихся в лагере и на фестивале не меньший интерес.
Нет комментариев-