Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Рустем Яхин в джазе, династии татарских джазменов «с горшка» и концерт-феномен Ларисы Долиной в Казани

Рустем Яхин в джазе, династии татарских джазменов «с горшка» и концерт-феномен Ларисы Долиной в Казани
Концертный сезон 2018/2019 года Татарская государственная филармония имени Тукая начала с новым художественным руководителем джаз-оркестра РТ Сергеем Васильевым.

Васильев, сам джазмен-саксофонист, с осени 2017 года сотрудничал с филармонией в Казани и выполнял роль второго дирижера коллектива. Журналист «Татар-информа» встретилась с новым руководителем и главным дирижером филармонического джаз-оркестра РТ, в разные годы выступавшим с коллективами «Фонограф-Джаз-Бэнда» Сергея Жилина, Тамары Гвердцители, Раймонда Паулса, Филиппа Киркорова и участвовавшим в различных музыкальных проектах федеральных телеканалов, чтобы узнать о его видении дальнейшего развития коллектива.  

– Каким будет первый сезон джаз-оркестра под вашим руководством? 

– Филармонический джазовый оркестр совместно с Татарской государственной филармонией подготовил, на мой взгляд, потрясающий сезон, и откроется он концертом Ларисы Долиной (сегодня, 12 октября – прим. Т-и), это будет очень интересно. Здесь лучше один раз увидеть, чем много раз услышать.

Следующий концерт тематический «Мосфильм против Голливуда» (9 ноября – прим. Т-и). Конечно, мы не говорим ни о какой политике, мы говорим только о музыке. И в этот вечер будут звучать мелодии из самых известных американских фильмов и из самых известных фильмов российского кинематографа. Очень интересно, что, например, в Америке самый известный мюзикл – это «Волшебник из страны Оз». У нас этот мюзикл не так известен, но музыка, благодаря которой он набрал популярность во всем мире и в Америке, поистине прекрасна, и мы с удовольствием поделимся в этот вечер и ей тоже. 

Следующий наш концерт с потрясающим народным артистом России Дмитрием Назаровым (2 декабря – прим. Т-и). Это будет литературный вечер. Будут звучать стихи Лингстона Хьюза и джазовая музыка. Его стихи очень, очень гармонично сочетаются с джазом. Лингстон Хьюз писал очень много блюзов, и поэтому мы постараемся все это соединить в единую картину. 

«Яхин-гала», когда произведения будут переложены на джаз. Расскажите об этом. Может, это где-то использовалось, применялось, какие-то отдельные композиции. Как это, что это, откуда вообще появилось? 

– Вы знаете, это будет настоящий эксперимент. Произведения великого Яхина будут в эстрадно-джазовых аранжировках сыграны в стиле симфоджаз. Для того чтобы это прозвучало правильно, с нужной палитрой, нам помогать в этом будет камерный оркестр La Primavera. Это будет некий синтез джазового оркестра и оркестра классического симфонического. Все аранжировки будут написаны специально для этого вечера. У нас будет много солистов, наряду с молодыми перспективными артистами будут весьма, весьма успешные и не только у нас в республике, вообще в России.

Это событие становится поистине уникальным, потому что версии произведений, которые прозвучат в этот вечер, вы нигде раньше не слышали. Мы ведем активную работу с аранжировщиками, просим их, чтобы они всячески соблюдали дух композитора, но при этом внесли что-то новое. Для нас это очень важно. Этот эксперимент, этот большой концерт будет венчать фестиваль Яхина (27 ноября – прим. Т-и), который проходит в филармонии. В общем, ждем, ждем, волнуемся, переживаем, но я уверен, что это будет потрясающе. 

– Как пришли к этой идее?

– На самом деле идея оказалась на поверхности. Я совсем недавно возглавил оркестр и не был знаком с историей фестиваля. Оказывается, фестиваль проводится уже четвертый раз. 

Первый раз гала-концерт был в исполнении нашего потрясающего Оркестра народных инструментов, второй год, я могу соврать, по-моему, второй год гала-концерт проходил как раз совместно с оркестром La Primavera, то есть это были симфонические произведения. И третий год гала-концерт был посвящен фортепианным произведениям Яхина.

Фактически очень много сторон творчества этого великого композитора было уже затронуто, и настал черед эксперимента. Здесь, как нельзя кстати оказался джаз, эстрадно-джазовое направление. Такой вызов мы приняли. 

– Вы интересно сформулировали «аранжировки будут написаны». То есть они сейчас еще только в процессе? Или, может быть, что-то уже готово? 

– Кое-что готово. Несколько аранжировок я написал сам, несколько аранжировок в стадии, так сказать, заключительной. И будут еще привлечены несколько аранжировщиков, ну скажем, российского масштаба. Будет аранжировщик, который пишет для самых главных музыкальных проектов в нашей стране. Мы очень рады, что он с нами. Но пока не будем говорить, кто это. 

– Одно-два произведения, которые прозвучат по-новому, все-таки можете назвать? 

– В концерте «Яхин-гала» будет очень много произведений, которые не так популярны, но в тот же самый момент будут, конечно же, и хиты. «Киек казлар» (с тат. «Дикие гуси» – прим. Т-и), «Ышанам» (с тат. «Верю» – прим. Т-и)... В общем, этот концерт – настоящий сюрприз. Сейчас не хотелось бы все карты выкладывать на стол, но поверьте, это будет очень интересно. Это большой эксперимент и для нас, и для артистов оркестра, и для наших солистов – в общем-то, для всех. 

– Риск – благородное дело. Вы все-таки какую-то долю оставляете, что, может быть, некий процент зрителей с непривычки скажет, что и не стоило этого делать? Как вы отнесетесь к критике, которая может следовать за таким нестандартным подходом? 

– Любой эксперимент – это в некотором роде лотерея. Во всяком случае мы постараемся это сделать откровенно, очень тщательно подбирая слова, звуки и гармонии. И постараемся, фактически, открыть душу, рассказать об этом очень искренне. А дальше все будет в руках зрителя. 

– У вас огромный, я бы даже сказала, завидный опыт работы с разными музыкантами, в разных жанрах, с разными коллективами. В афише предстоящего сезона есть, например, имена итальянского солиста Николы Конджу и органистки из Германии Барбары Деннерляйн. Приглашать артистов к нам в Казань помогают прежние знакомства и опыт? 

Я счастливый человек, потому что я оказался здесь, в Казани, в филармонии, где администрация и лично наш директор Кадим Назырович Нуруллин полностью поддерживают меня и мои эксперименты, желания и фантазии.

Например, Лариса Долина джазовые сольные свои концерты проводит только в компании оркестра Игоря Бутмана. И когда мы начали разговаривать с ней о концерте в Казани, конечно, вели переговоры со всех точек зрения. И я очень рад, что в результате этот концерт состоится. Фактически каждая программа – это большое доверие руководства филармонии лично мне как новому художественному руководителю и любая помощь оркестру в ее подготовке. Так что здесь я не могу говорить только о себе, я могу говорить о филармонии в целом, о нашем коллективе. 

– До настоящего сезона вы были дирижером в этом оркестре, сейчас вы имеете здесь две функциональные задачи – дирижер и художественный руководитель. Как художественный руководитель что нового вы хотели бы привнести? 

– Первый раз я оказался в Казани в качестве приглашенного дирижера в конце 2017 года. Мы провели очень хороший концерт с потрясающим солистом Фабрицио Боссо – это итальянский трубач, мировая величина. После этого концерта мы вступили в стадию переговоров о том, чтобы мне возглавить джаз-оркестр. 

Переговоры шли достаточно долго. Я провел полгода в филармонии в качестве второго дирижера и просто следил, смотрел, как работает оркестр, как работает структура, филармония в целом. Фактически я уже начал частично исполнять функции художественного руководителя уже тогда, когда я был вторым дирижером, и мы начали потихоньку планировать этот сезон. 

Оркестр – это живые люди, и менять ничего не хочется. Хочется просто сделать так, чтобы зрители все время чувствовали, что мы откровенно с ними разговариваем. Я бы не стал акцентировать на том, что будет меняться. Просто мы будем более открытыми. 

– Расхоже мнение, что джаз – это достаточно сложная музыка. Мы говорили с вами о «Яхин-гала», а также в программе много детских концертов. Получается, что для начала стоит все-таки упрощать джаз, чтобы привить к нему любовь, дать понимание? Или, может быть, как любое искусство – или нравится, или нет. 

– Частично на концертах мы уже стали говорить об этом. Джаз – это музыка многогранная, конечно. Существует современный джаз, который очень сложно воспринимать, будучи неподготовленным человеком. Но наряду с этим существует и классический джаз, который вышел из мюзиклов. А мюзиклы – это музыка очень мелодичная, очень красивая. И поэтому никакой сложности понять, что закладывается в данном произведении, просто нет. 

И когда мы готовим концерты детские, мы, конечно, делаем ставку на произведения классического джаза, на произведения, где используются какие-нибудь специфические приемы, простите за такое слово, музыкальные эффекты. И, конечно же, на таких концертах ведущие в образах героев мультфильмов повествуют, например, об истории джаза. 

В своих концертах даже вечерних, так называемых взрослых концертах, мы всегда стараемся найти время, уголочек для каждого из направлений. Мы не стремимся играть только классический джаз, только современный джаз, мы стараемся рассказать обо всех стилях, и, как я уже говорил, стараемся делать это максимально честно. 

– Вот еще один интересный проект – концерт «Мама, папа, я – джазовая семья». Заявлено, что в концерте принимают участие династии музыкантов, дети и родители в которых играют джаз. Как родился этот проект? 

Вы удивитесь, я надеюсь, так же, как и я удивился, какое огромное количество музыкальных династий в Казани. Это потрясающе! Мы хотим поделиться радостью того, что дети продолжают путь взрослых, и взрослые с удовольствием играют вместе с детьми. Многие музыканты говорят: «Нет, ни к коем случае, мой ребенок – только не в музыку! Куда угодно, но не в музыку». Но есть и другие, которые с удовольствием делятся своим опытом. И мы очень счастливы, что их на самом деле тоже много. Мы выберем самых лучших – это будет очень хороший, теплый, добрый концерт (27 января 2019 года – прим. Т-и). 

– Как вы нашли и собрали эти музыкальные династии? 

Над циклом детских концертов с нами работает наш директор (директор джаз-оркестра, заслуженная артистка России, Народная артистка РТ Лидия Ахметова – прим. Т-и). Потрясающая женщина, которая подбирает, находит, рассказывает о том, что есть вот такие таланты, что нужно обязательно каким-то образом их задействовать. Я только за! 

– На ваш взгляд, по наблюдениям, какой сейчас самый востребованный музыкальный инструмент для того, чтобы ребенок в будущем стал джазменом? 

– Нет единого рецепта. Каждый инструмент уникален. Мы не можем сейчас говорить, пусть он будет саксофонистом или пианистом, и он обязательно станет джазменом. Нет, конечно. Я даже не стал бы рекомендовать какой-то именно инструмент. Я бы хотел сказать и напомнить родителям о том, что музыка делает нас добрее, делает нас чуточку лучше, поэтому не забывайте слушать хорошую музыку и не забывайте о том, что детская музыкальная школа – это, скорее всего плюс, чем минус. 

– Вы сейчас упомянули саксофон. Один из концертов так и называется «Саксофон-шоу». В качестве кого в этом концерте будете вы? 

– Прежде всего я дирижер, конечно же. Но, наверное, пару номеров, конечно же, я сыграю (4 апреля 2019 года – прим. Т-и). Это очень интересный концерт, на мой взгляд. Там будут саксофонисты совсем юные и саксофонисты взрослые – солисты нашего оркестра. Мы сможем проследить передачу джазовой эстафеты от поколения к поколению. Всегда интересно, когда дети играют в профессиональном большом оркестре. Почему это шоу? Наверное, потому что будет очень много яркой музыки и интересных импровизаций даже у детей. 

– Вам не жалко отдавать часть времени музыке как руководителю, отнимая его у любимого инструмента. Или вам как-то удается разделить его поровну, чтобы не обидеть в себе ни саксофониста, ни дирижера, ни руководителя? 

– Это вопрос очень интересный. Во-первых, я стараюсь каждый день определенное количество часов посвящать инструменту, как бы ни сложился этот день. Во-вторых, я сам с детства играю в разных оркестрах, и сам оркестр – это вещи настолько потрясающая и уникальная, что даже когда я дирижирую, даже когда я слушаю соло других участников, я мысленно про себя тоже играю. Поэтому я так откровенно, так бесповоротно не чувствую, что оркестр крадет у меня что-либо. Я играю вместе с оркестром всегда. 

– Слушала ваш ответ, и мне пришел в голову вопрос, который, мне кажется, когда-либо интересовал или даже, я бы сказала, мучил всех. Помните, в известной песенке у Эдиты Пьехи сосед играет на кларнете и трубе. Где играют свои несколько часов в день такие известные музыканты, как вы? И как ваши соседи относятся к этому? 

– Я уже давно, много-много лет не играю дома. Мне даже дома не очень нравится играть. Скорее всего, это должно быть какое-то отдельное место. Есть место для работы, и есть место для отдыха. В этом смысле все мои соседи нынешние и будущие могут быть спокойны. 

– А хотя бы подозрения у соседей есть, что вы именно музыкант и за стенкой у них «живет» вместе с вами саксофон? 

Кто-то знал. Но, вы знаете, сейчас же такое время – не принято ходить друг к другу в гости. Мы не всех знаем соседей по именам. Я даже, честно говоря, не задавался таким вопросом. Кто-то знал, кто-то спрашивал, что это у вас, я говорил, что саксофон. Кто-то видел по телевизору меня в каких-то интервью. 

– Сейчас уже осень. А как коллектив провел лето? 

– Мы были счастливы, потому что у нас был отпуск! Но перед тем, как уйти в отпуск, конечно, всю нашу страну захлестнула футбольная лихорадка, и в рамках чемпионата мира в филармонии проходили несколько фестивалей. Один из них носил прекрасное, на мой взгляд, название «Цветущий Татарстан». 

Для него мы делали очень большой концерт, который я про себя даже назвал концерт-фестиваль, потому что в нем принимало участие большое количество потрясающих исполнителей. Он назывался «Звезды российского джаза». Очень часто бывает, что так называют просто для красивого словца, но в нашем случае это был действительно уникальный концерт. Самый известный джазовый музыкант, живущий сейчас в Америке, это Александр Сипягин. Это величина, недосягаемый уровень игры и вообще исполнительства! Нам удалось его пригласить на этот концерт. 

Затем потрясающий пианист Андрей Кондаков из Санкт-Петербурга, один из лидеров джазового движения в России. Потрясающий, неординарный, интересный, он представлял свою авторскую программу вместе с нашим оркестром. В этом же концерте принимала участие лучшая, на мой взгляд, акапельная группа «Акапелла экспресс» – тоже совместно с нашим оркестром. Аранжировки были специально написаны для этого вечера. 

Конечно же, Армен и Мариам Мерабовы. Мариам Мерабова – это сейчас, пожалуй, одна из самых известных джазовых талантливых вокалистов, которая блистает на всех, наверное, телевизионных каналах. Мы всегда рады, когда джазовые музыканты попадают в эфиры в прайм-тайм первых каналов, и у них есть возможность качественно петь разную музыку, в том числе и джазовую. Собрать всех этих музыкантов в один концерт – это как… Можно было бы пять отдельных концертов сделать. И все эти музыканты приехали в Казань в один день. Отрывки из этого концерта, кстати, можно увидеть на нашем канале филармонического джазового оркестра Республики Татарстан в Youtube. И, конечно, после такого большого концерта мы с чувством выполненного долга ушли в отпуск. 

– Вы упомянули Youtube-канал, на котором можно смотреть выступления джазового оркестра. Это, полагаю, ваша инициатива как нового художественного руководителя? Расскажите подробнее, помимо выступлений, что можно там посмотреть – закулисные съемки, хронология гастролей и ролики об оркестре вне концертных залов, например, на экскурсиях?.. 

– Конечно, у каждого коллектива должен быть свой канал на Youtube, и мы с удовольствием его организовали. Не только я, еще мои помощники. На этом канале, в первую очередь, будет музыка оркестра, представленная в разных категориях, разных жанрах. Сейчас мы только начали развивать этот канал, пока там не так много видео, но они будут появляться, с каждой неделей их будет все больше и больше. 

Планируем сделать несколько интервью, возможно небольшое видео для ознакомления с оркестром – просто представить всех участников. Столько идей по поводу формирования и продвижения этого канала, что сейчас нужно остановиться и выбрать, что главное. А главное – все-таки музыка, я считаю. Посмотрим, сейчас интернет-пространство – это бесконечные возможности для маневров любого рода. Уверен, каждый любитель джаза найдет там что-то для себя. 

У нас уже есть на этом канале несколько произведений современных татарских композиторов, которые сделаны в джазовых аранжировках. Уже мы разместили несколько видео концерта с потрясающим трубачом Вадимом Эйленкригом. Это сейчас очень весомый человек, телеведущий телеканала «Культура». В общем, канал развивается, мы очень, очень хотим, чтобы больше и больше подписчиков было на нем. 

- Обычно, конечно, не любят делиться такими задумками, которые только еще рождаются и развиваются. Но, тем не менее, мы видим афишу на предстоящий сезон, может быть, какие-то секреты, хотя бы даже в качестве интриги, расскажете о последующем сезоне, о своих далеко идущих планах? Кого хотели бы видеть, какую программу хотели бы сделать? Формирование афиши следующего сезона, полагаю, уже начинается? 

– Верно, понимание следующего сезона уже есть. Основное число концертов понятно. Действительно, говорить о том, что еще только в планах, наверное, не стоит, чтобы не спугнуть, но, уверяю вас, будут и известные солисты, и будет концерт, сочетающий в себе и классику и джаз.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев