Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Рустем хазрат Валиуллин: Суфизм имеет все шансы стать реальной альтернативой для молодежи, подверженной радикальным течениям

Рустем хазрат Валиуллин: Суфизм имеет все шансы стать реальной альтернативой для молодежи, подверженной радикальным течениям
Суфизм в Поволжье имеет свою давнюю историю и особенности, но при этом многие молодые мусульмане не знают об этом учении. Что же такое суфизм, каково его значение в возрождении традиционных духовных ценностей российских мусульман?
На эти и другие вопросы в интервью ИА «Татар-информ» ответил первый заместитель муфтия Татарстана Рустем хазрат Валиулин.

– Рустем хазрат, давайте для начала поясним для наших читателей, что такое суфизм?

– Люди имеют разные представления о термине «суфизм». Суфизм – эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскезу и повышенную духовность через поминание Аллаха и дисциплину. Основное направлений классической мусульманской мысли. Последователей суфизма называют суфиями.

Самое распространенное мнение о происхождении этого термина исходит из того, что слово «суфизм» происходит от арабского слова «суф» («шерсть»). Издавна грубое шерстяное одеяние считалось внешним атрибутом аскетов. Аскеза – это отрешение от мирских благ ради кого-то или чего-то. В данном случае ради Аллаха, а также ради высших духовных ценностей, упомянутых в исламе.

Надо отметить, что все видные ученые ислама были суфиями, хотя об этом стараются умалчивать.

Среди востоковедов есть теория о том, что суфизм имел три ступени. Эта теория в религиозных источниках не подтверждается. Это больше итог наблюдения востоковедов извне. Итак, они условно разделяют историю суфизма на три периода: период аскезы (зухд), период выработки доктрины суфизма (тадвин) и период реализации доктрины в лице суфийских орденов и братств (тарикат).
Мы, религиозные деятели, считаем, что эти этапы были сопряжены с историческим периодом и местом, в котором жили мусульмане.

В суфизме главным идеалом аскезы является пророк Мухаммед (саллаллаху алейхи уа аля алихи уа саллям). В связи с этим хочу обратить внимание на то, что многие обвиняют ислам, в том числе суфиев, в том, что празднование дня рождения пророка Мухаммеда они взяли из христианства. На самом деле это глубокое заблуждение. Первым, кто обрадовался рождению пророка (саллаллаху алейхи уа аля алихи уа саллям), были его дедушка досточтимый Абдельмутталиб и мама Амина. Мы с глубоким почтением относимся к родителям пророка (саллаллаху алейхи уа аля алихи уа саллям) и являем эту радость каждый год.

Хотел бы всем напомнить, что празднование дня рождения Иисуса (мир ему) таким образом, как это принято сейчас, началось гораздо позже его фактического рождения. Это тоже исторический факт, который нельзя отвергать. Поэтому мысль о том, что мы взяли Маулид из христианства является вымыслом.

– Расскажите, пожалуйста, какое значение имели и имеют тарикаты в жизни поволжских татар?

– История ислама в нашем регионе неразрывно связана с суфизмом. Мусульмане принимали и сохраняли искреннюю веру в единого Аллаха во многом через деятельность духовных наследников пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи уа аля алихи уа саллям).

Нет сомнения в том, что наш суфизм отличается тем, что он обошел все потрясения, которые произошли в мусульманских странах. И у нас сохранились те ценности суфизма, которые были утеряны в других странах. К сожалению, живых носителей у нас не осталось, поэтому нам приходится опираться только на литературные источники.

– Все традиционное татарское богословие крепко связано с суфийскими миролюбивыми традициями. Считаете ли вы, что суфизм является реальной альтернативой для молодежи? Ваше отношение к этому?


 – Конечно.

Суфизм имеет все шансы стать реальной альтернативой для молодежи, которая сейчас подвержена различным радикальным течениям, ведь традиции суфизма призывают к терпению, смирению и уважению друг другу. А это является одним из важнейших элементов человеческой нравственности и необходимым источником духовной дисциплины и добродетели.


При этом я бы хотел отметить, что суфизм должен быть ангажирован реальностям сегодняшнего дня, не должен страдать буквализмом. Радикализм и приверженность деструктивным течениям произошли из-за буквального понимания религиозных ценностей. Человек должен стараться максимально не отрываться от реальностей сегодняшнего дня. Только в этих условиях от суфизма будет положительный эффект.

– Говоря о суфизме, необходимо упомянуть и об ишанах. Кто они?  Про них существует много стереотипов…. Это показывали и в спектаклях: с большим пузом, все делает ради денег и т.д.

– Ишан – это титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств).
В религии есть чёткое представление в этом вопросе. Надо быть очень осторожным, когда мы говорим о стереотипах. Есть понятие истинный ишан и ложный. Предприимчивые люди, увидев, что к настоящему ишану относятся с почтением, желая тоже стать объектом почтения, становились ложными ишанами. Поддавшись ложным душевным порывам, они сильно опорочили имя самого суфизма среди народа. Таким образом, о ложных ишанах начали писать, показывать в спектаклях и т.д. Я понимаю этих авторов, они брали информацию и писали о низменных качествах человека, который, будучи ложным ишаном, прикрывался своим положением.

Хочу обратить ваше внимание на то, что будучи реализатором аскезы, человек не может жить аморально. При аскезе человек лишается сил для аморальных поступков. Да, были толстые ишаны. Но они часто болели сахарным диабетом. Настоящий ишан может быть толстым в виду каких-то причин, но он не может быть аморальным. 

– Валиулла Якупов, пожалуй, был первым из духовных лидеров республики, кто начал возвращать широкой общественности имена татарских суфийских наставников. Как идет изучение суфизма у татар?

– Это серьезный пласт нашей истории и, естественно, нуждается в изучении. Чтобы начать активно заниматься изучением суфизма, нужна социальная необходимость в этом. Я считаю, пока наше общество готово принять только элементарные религиозные нормы. И если сейчас им предоставим религиозные нормы более строгие, а  суфизм – это более строгая позиция в религии, полезного в этом будет мало.

Если мы сейчас эту тематику поднимем, у нас единицы останутся в религии, остальные, сказав, что они не в состоянии тянуть религиозную ношу, перестанут молиться. И мы получим духовный регресс. Это недопустимо. Сначала нужно общество приучить к элементарным религиозным нормам.
Это как в спорте. Мы не можем требовать от каждого стать мастером спорта, а заниматься физической культурой и спортом могут многие.  Нужно, чтобы наш народ для начала освоил элементарные религиозные нормы, как молитва, пост. А те, кто в состоянии нырнуть глубже в религию, возьмутся за это и с позволения Аллаха преуспеют!

– На круглом столе «Роль и значение суфизма в возрождении традиционных духовных ценностей российских мусульман» в 2016 году его участники решили, что в современных условиях необходимо создать единый идеологический центр для совершенствования работы с религиозными сообществами, обучения истинным ценностям веры на основе традиций богословской российской суфийской школы. Согласны ли вы  с этим?

– Против положительного предложения ничего не скажешь. Можно только порадоваться. Реализация этого предложения – это не одного дня труд. Такого рода действия нужно соизмерять с реальностью, сопоставлять настоящему. Я всегда был реалистом. Поэтому уверен, что прежде чем какого-то рода знания вводить в общественное сознание, нужно крепко изучать само общество: на что оно готово и постепенно давать обществу новые знания.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев