Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Рустам хазрат Хайруллин: «Усопшего надо хоронить в тот же день»

Рустам хазрат Хайруллин: «Усопшего надо хоронить в тот же день»
Почему нельзя откладывать похороны, даже если не все родственники успевают на них приехать? Соответствуют ли предписаниям религии проведение третьего, седьмого, сорокового дня после смерти человека? Как и кому отдавать садака (пожертвование) на поминальных трапезах? Об этом в интервью ИА «Татар-информ» рассказал имам-хатыб казанской мечети «Гаилэ» рассказал Рустам хазрат Хайруллин.

Часто родственники откладывают предание умершего земле из-за того, что не все желающие участвовать на похоронах успевают на них приехать. То же зачастую происходит и в случае смерти известных людей – тело не хоронят в день смерти, как это положено по религии, а ждут, пока с усопшим попрощаются люди. По словам Рустама хазрата Хайруллина, так поступать неправильно – ислам предписывает хоронить покойника как можно раньше, в день смерти.

Рустам хазрат, у татар-мусульман принято проводить поминальные трапезы («мэет ашы»). На таких собраниях совершают молитвы и читают Коран, угощают собравшихся, раздают садака. Такие мероприятия одобряются в исламе?

В предании говорится, как однажды к нашему Пророку Мухаммаду на улице встретился один из его сподвижников, который шел весь в слезах. Пророк остановил его и спросил: «Что случилось?» Тот сказал: «Посланник Аллаха, ты нам говорил, что наши родители – это двери в Рай, вот одна из этих дверей закрылась, скончалась моя мать. Я выполнял все ее поручения, никогда не огорчал ее, смог ли я исполнить свой долг перед ней?»

Пророк сказал: «Даже если бы ты всю жизнь носил ее на руках, это не стоило бы тех мучений, которые она испытала при родах». Поэтому мы не должны забывать тех, кто нас покинул, наших предков, родителей. Вспоминать наших родителей молитвами – это сунна нашего Пророка.

Совершение дуа, тем самым вспоминая умерших – об этом также упоминает Всевышний Аллах в своем Коране. Поэтому я желаю всем нам быть почитателями своих предков, родителей, вспоминающими их молитвой.

Почему такие поминальные трапезы проводятся на третий, седьмой, сороковой и пятьдесят первый день после смерти? Что эти дни означают?

Конечно, в нашем народе есть обычаи. Действительно, третий, седьмой, сороковой и пятьдесят первый день после смерти – это очень тяжелые дни для покойного. Но, опираясь на приведенный выше хадис, души умерших, особенно родителей, мы должны вспоминать ежедневно. Даже если каждый день будем проводить такие собрания, читать Коран для них – этого будет мало.

Конечно же, так часто проводить какие-то большие мероприятия мы не можем. Но в эти обозначенные дни желательно, чтобы в дом пришел Коран, чтобы хозяева сделали доброе дело, накормив людей, выделяли из своего достатка помощь неимущим и сиротам.

Рустам хазрат, а как считать эти дни – со дня смерти или же со дня похорон?

Как сказал наш Пророк в своем хадисе, умерший должен быть похоронен в тот же день, день смерти. Нельзя заставлять покойника ждать из-за того, что не приехали родные, еще не до конца определились с местом для могилы, и так далее. Усопшего надо предать земле, следуя нашей религии, в тот же день, когда у него душа отделилась от тела. Поэтому день смерти и день похорон должны совпадать, и надо считать с этого дня.

Сейчас многие проводят поминальные трапезы не в положенный день, а переносят на выходные или праздники. Это правильно?

В будние дни обычно все работают, поэтому домашние религиозные мероприятия, чтение Корана лучше проводить в такой день, когда их могут посетить больше родственников, а значит, и молитв будет больше. Но если, например, седьмой день покойного приходится на середину недели, в этот день надо зайти в мечеть и отдать садака. А в выходные можно позвать муллу и провести чтение Корана с близкими и родными.

Где лучше собираться? В доме, где человек умер, или можно в любом другом месте?

У Шигабутдина Марджани есть изречение: «Три вещи сохраняют религию: первое – язык, второе – национальная одежда, третье – традиции и обычаи». В разных регионах и селах существуют разные традиции.

Допустим, в одной семье принято поминать человека в доме, где он умер. Не надо отказываться от этого. Аллах в своем Коране говорит: «Я не возлагаю на вас сверх ваших возможностей».

Если собирать гостей в доме, где человек умер, невозможно по каким-то причинам, это вызывает затруднения, то не будет грехом провести это в другом месте. Но лучше проводить так, как это принято в вашей семье.

Сейчас многие проводят «мэет ашы» в кафе, это правильно?

Нет какого-то ограничения относительно места проведения таких мероприятий, главное условие – это должно быть чистое и халяльное место. Это значит, что в здании не должно быть изображений людей, животных, на столе должны быть халяльные блюда.

Можно ли объединить поминальные трапезы на третий и седьмой день?

Самое лучшее, как я уже сказал ранее, ежедневно поминать близких молитвой. Аллах не требует от человека непосильного. Если нет возможности, садака можно отдать читающей бабушке или дедушке или отнести в мечеть. Допустим, умер глава семьи, а на жене остались трое детей, кредит, ипотека, долги. Такой семье, напротив, мы сами должны помогать. А при возможности, конечно, упомянутые выше дни надо отдельно отмечать молитвами и чтением Корана.

На 51-й день многие просто отдают садака мулле или абыстай, дома не собирают. Не будет ли это неправильным?

Нет. Все делается по возможности. Если желаете этого, проводите дома. Если нет возможности – можете просто отдать садака. Но совершить дуа за покойного – обязательно.

Существуют ли правила по разделению гостей на мужчин и женщин в зависимости от того, мужчина умер или женщина? Кому поручается чтение Корана в каждом из этих случаев?

Мне с детства запомнились слова: «Лучше пусть читает один мужчина, чем тысяча женщин». Поэтому предпочтительнее поручить чтение Корана образованному, дипломированному хазрату.

А кого звать в гости – тут определенного правила нет. Кто-то на третий день зовет мужчин, а на седьмой – женщин, на сороковой – и тех и других. Это тоже определяется существующими традициями.

По правилам, на мероприятии мужчины и женщины должны сидеть за разными столами. Но если нет возможности разделить, то в начале стола сажают мужчин, за ними, на стороне ближе к выходу, садятся женщины.

В некоторых регионах мероприятие через год после смерти проводят за месяц до даты смерти, а где-то назначают на тот же день. Как будет правильно?

Во-первых, мы – мусульмане, живем по мусульманскому летоисчислению Хиджра. Год по Хиджре на 11 – 12 дней короче, чем год по Милади. Поэтому такое поминальное мероприятие лучше провести заранее.

Рустам хазрат, почему проведение поминальных собраний желательно? Какое воздаяние ожидает человека, кто таким образом почитает умершего?

Благо от этого очень большое. Во-первых, мы человека поминаем молитвой, произносим тахлиль, читаем Коран, от имени умершего отдаем пожертвование – садака, кормим людей. Все это очень богоугодное дело, тому, кто все это проводит у себя, воздастся за его добрый поступок. В поминальных трапезах есть еще одна особенность – даже очень занятые и целиком погруженные в мирские заботы люди – родные, близкие, обычно находят возможность прийти на такое мероприятие, родные собираются вместе. Мы не только совершаем благое, произнося молитвы для души умершего, но и собираем родных, укрепляем родственные связи, а это является предписанием мусульманам.

А что будет, если не проводить ни одной поминальной трапезы для умершего, а просто каждый раз отдавать садака абыстаю или хазрату?

Все делается в зависимости от возможностей. Если у человека затруднительное положение, нет денег на проведение «аш», то пусть не делает – так даже лучше, чем ради этого влезать в долги и наносить себе вред в материальном плане. Можно просто позвать бабушку, которая почитает Коран, совершит дуа, и накормить-напоить ее. Но каждый мусульманин хотя бы раз в год должен провести у себя дома чтение Корана. Будет он вспоминать кого-то или это ифтар во время поста, Маулид – в честь дня рождения Пророка – один раз в год Коран в доме должен звучать.

Есть обычай приносить садака в дом, где умер человек. Откуда появилась такая традиция?

Посланник Аллаха в своем хадисе говорит: «Если в каком-то доме умер человек, в этом доме три дня не будет готовиться пища, о членах семьи заботятся соседи, родственники». Садака – это протягивание руки помощи. Кто приносит садака, помогает тем, кто потерял близкого, поступает очень правильно.

Надо ли приносить садака на поминальную трапезу, раздавать пожертвования во время мероприятия?

Милостью Всевышнего мы, опираясь на традиции, даем садака. Кто-то считает для себя унизительным брать эти пожертвования, якобы он не настолько беден и жалок. Это уже проявление невоспитанности и высокомерия. Да, пожертвования, помощь положено отдавать нуждающимся, сиротам. Но нам на наших семейных религиозных мероприятиях лучше раздавать садака и принимать ее от тех, кто искренне их нам дает. Если ты живешь в достатке – можешь отдать садака тому, кто в этом пожертвовании нуждается. Отказываться от садака – это греховный поступок.

Я обычно на таких трапезах говорил, что желающие могут передать садака в пользу мечети. Тогда мне один хазрат сказал: «Вот за этим столом может оказаться человек, который пришел, надеясь получить хоть какую-то помощь. Когда ты призываешь отдать садака мечети, все следуют твоему примеру и сдают в фонд мечети. И тому человеку приходится отдать, хотя он ведь сам нуждается».

Действительно, мы можем и не знать, что за столом есть те, кому такая помощь необходима.

А можно ли уносить гостинец со стола после такой поминальной трапезы?

Сейчас на таких мероприятиях люди обычно накрывают очень богатые столы. Гости, конечно, все не могут съесть, многое остается. Хозяева обижаются, что гости ничего не съели. Поэтому желательно, чтобы при подготовке не переусердствовать, не надо стараться превзойти других в богатстве угощения. Не стоит превращать поминальные трапезы в свадебные столы. А если уж была возможность, приготовили много и осталось, то нет ничего плохого в том, чтобы раздать эту еду в качестве гостинца. Это даже предпочтительнее, чем еда останется и испортится. Ведь это будет исраф. Поэтому не стоит отказываться, если предлагают гостинец с собой.

Как правильно раздавать садака? Обязаны ли это делать все присутствующие? Можно раздавать что угодно или только деньги?

Если человек решил поделиться своим достатком, то никакого осуждения за это быть не может. Сейчас раздают не только деньги – это могут быть книги, мыло, чай. Такое тоже возможно. Желательно полученный садака отдать сиротам и нуждающимся.

Рустам хазрат, есть еще традиция проводить годовщины смерти человека – два года, пять лет, например. Это правильно или просто дань моде?

Как я уже говорил, поминания умершего никогда не бывает много, это можно делать хоть каждый день. Поэтому ничего плохого в этом нет. Желательно, чтобы мы хотя бы раз в месяц совершали наши молитвы для душ умерших.

Еще есть такое поверье: если проведешь годовщину умершего, то в этом же доме будет еще один покойник. Это правда?

Не надо верить в эти нашептывания шайтана. Потому что судьба человека, его удел только от Аллаха. Кто-то говорит: «Если в доме умрут два человека, умрет еще и третий». Хочу сказать людям – лишь Всевышний Аллах знает и решает, когда завершится путь человека на этой земле.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев