Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Руслан Шагалеев: «Инновация не должна быть ради самой инновации»

Руслан Шагалеев: «Инновация не должна быть ради самой инновации»
Мэр Иннополиса Руслан Шагалеев дал развернутое интервью журналистам ИА «Татар-информ», в котором рассказал о решении жилищных вопросов, привлечении новых резидентов и изменении концепции города, а также поделился планами на ближайшее будущее.
Прошло уже больше 8 месяцев с начала года, есть ли какие-то промежуточные итоги работы за это время?

— В этом году мы под председательством наблюдательной комиссии особой экономической зоны (ОЭЗ) «Иннополис» провели два наблюдательных совета. На них мы отобрали больше 20 новых компаний-резидентов и партнеров, которые сейчас открыли или открывают офис в городе Иннополис. Последний наблюдательный совет был буквально на прошлой неделе, еще 14 было одобрено. Город развивается, город живет. Видно, что во всех домах по вечерам горит свет, на первых этажах домов также появляются различные заведения. То есть видно, что в городе по сравнению с тем, что было год или два назад, прибавилось количество жителей, людей, посетителей и сотрудников. Если говорить про планы, то я думаю, что в этом году мы еще проведем как минимум один наблюдательный совет. Есть уже пул кандидатов, кто заявился, кто-то не успел подготовить свои бизнес планы, кто-то не определился с планами и не попал на этот наблюдательный совет, но как минимум 1 наблюдательный совет еще предстоит, и я думаю компаний 10-15 еще к нам попадут.

Расскажите про работу крупных компаний-резидентов, как им работается у вас?

— Компания «СберТех» (Сбербанк-Технологии, — прим. Т-и), на сегодняшний день их офис обогнал «Барс Груп», количество сотрудников приближается к 300, и они не планируют останавливаться, уже 2 раза к нам приезжал их руководитель. Нам очень приятно, что они в нас поверили, что они связывают свое будущее с нашим, это очень важно для нас, как для города, проекта, что у нас есть такие крупные резиденты. Но помимо этого, «СберТех» — не единственная компания, как я уже говорил, у нас есть и «Барс Груп», один из республиканских лидеров, он также является нашим резидентом. Плюс подразделение Ростелекома, «Ай-Теко» и так далее. Сейчас они открывают у нас свои офисы и активно набирают штат. Мы им помогаем в этом деле, у нас есть ресурсный центр. Фактически, мы выполняем функции кадрового агентства и к тому же, у нас есть центр переподготовки специалистов на базе нашего замечательного университета. И мы вместе с работодателем готовим программу в 300 академических часов по подготовке необходимых специалистов, которые приезжают с необходимыми навыками для новых резидентов.

Можете рассказать про сотрудников откуда берутся люди, с каким настроением они приезжают к вам?

— Я не знаю, что они говорили, когда уезжали оттуда (из Москвы, — прим. Т-и), я знаю, что они говорят и как живут у нас сейчас. Конечно же, их всех объединяет сфера деятельности — IT, но при этом они все достаточно разные. Я к ним прихожу, мы проводим такие stand-up митинги. Они нам рассказывают про свои проблемы и ожидания, о том, чтобы они хотели поменять, а что оказалось лучше, чем они ожидали. Их всех объединяет общая сфера деятельности, IT -сфера, но они все достаточно разные, видно, что приезжают из Новосибирска, Томска, Красноярска, есть из Москвы, из Санкт-Петербурга. То есть контингент различный, но их всех объединяет, я надеюсь, некий дух первооткрывательства. Им интересно участвовать в чем-то новом, в каком-то новом проекте, быть прогрессивными. Мне кажется, что есть и те, кто просто приехал в лучшее место на лучшую зарплату, но они не составляют костяк. А видно ребят, которые приехали и хотят быть частью формирования истории.

Вы во многих интервью говорите, что люди, которые к вам приезжают, они попали в определенную среду, все друг друга понимают. В чем это проявляется?

— Я знаю, что сотрудники компании собираются, играют в различные интеллектуальные игры. Меня, правда, пока не зовут. Я вижу, что у них есть общие темы. Вечером, например, заходишь в бар или ресторан, люди не приходят туда попить пиво, для них это некая традиция. Видно, что люди общаются на определенные профессиональные темы, их речь изобилует профессиональным жаргоном, и честно говоря, некоторые слова я уже не понимаю, я потом смотрю в интернете, что это значит. Видно, что людей объединяет некое общее дело, может быть несколько разных дел, и мне хотелось бы сохранить эту культуру, потому что она начинает создавать самоидентичность города. Если посмотреть изначально, нам было необходимо набрать персонал садика, школы, университета, спорткомплекса и так далее. А сейчас у нас идет наполнение города высококлассными, высокооплачиваемыми специалистами. И они формируют новую общность. Во-первых, меняют возрастной состав, мы становимся старше. Когда-то у нас были студенты подавляющим большинством, их почти 600, они были практически половиной города. Сейчас они уже меньшая часть города. Сотрудники приезжают с семьями, с детьми, у них совершенно другие уже интересы, потребности, желания, чаяния в жизни.

Сколько сейчас человек живет в Иннополисе?

— На сегодняшний день где-то 2,2-2,3 тыс. человек проживают постоянно, с учетом того, что сейчас уже заехали лицеисты, и где-то 800-900 человек у нас — маятниковая миграция идет. Каждый день приезжают к нам на работу из Казани, Зеленодольска и Верхнего Услона, а вечером уезжают.

Какие изменения по населению города вы ожидаете к концу года?

— Сильно не изменится. Мы заполнили все существующее арендное жилье.

Вопрос в том, где жить?

— Да, это самый остро стоящий вопрос. Первый — где жить, второй — где учить детей. Мы также подходим к пределу школы и детского сада.

Можете озвучить, сколько мест в школе и сколько в детском саду?

— Суммарно, если мы не берем лицей, у нас где-то 330-340 детей, в детском садике и школе. Мы средние классы, может быть, переведем на вторую смену, освободим места в школе. Так как мы живем достаточно компактно, то нет проблемы дойти вечером из школы домой.

Какие меры будут приняты, чтобы там не возникло очередей в детский садик и школу?

— Один из наших главных KPI — мы не отказываем, когда к нам приезжают на работу сотрудники компании-резидентов, особенно не из Казани. Мы берем всех детей сотрудников компаний-резидентов, есть ряд мер, которые мы сейчас предпринимаем, для того, чтобы освободить места. Делаем дополнительные классы и группы, школа донабирает персонал. Одна из мер — возможно, что мы перейдем на вторую смену. В принципе, это нормальная практика. У нас два здания, в одном был детский сад и начальная школа, а в другом — средние и старшие классы. Сейчас мы школьное образование полностью перевели в одно здание, а детский сад освободили конкретно только под детский сад. У нас в этом году появилась ясельная группа, об этом очень просили наши жители.

У вас 19 беременных. Или уже больше?

— Уже меньше, две родили, то есть прибавление есть. У нас в медцентре есть специальная программа по ведению беременности, мы их ведем, они стоят у нас на учете.

Через год уже ясли понадобятся, получается?

— Ясли у нас сейчас уже запущены.

Вопрос по жилью. Когда ожидается ближайший ввод нового жилья? Что за дом будет, какие жилищные проекты у вас реализуются?

— На территории города сейчас ведет строительство компания «Ак Барс Инжиниринг» по заказу Госжилфонда при Президенте РТ. На данный момент строится 6 многоэтажных домов с общей емкостью порядка 730-740 квартир.

Это примерно 1,5 тыс. человек?

— Наверное, даже больше. У нас коэффициент семейственности выше, 2,4-2,7 бывает. Плюс есть 7-8 квартал, где-уже «Ак Барс Девелопмент» разработал архитектурный проект, мы его посмотрели, нам всем понравилось. Это площадь напротив университета со стороны жилого квартала, красивый проект сделали. С проектом пойдем к Президенту и получим финальное одобрение, потом будем думать о финансировании. Я думаю, что мы еще следующий запустим.

То, что сейчас строится, когда ввод обещают?

— Я думаю, что первые квартиры мы в августе 2018 года получим.

В одном из интервью вы говорили, что у вас люди обеспечены жильем в Казани. Вы продолжаете набирать людей?

— Продолжаем набирать людей. Конечно, сейчас ситуация с квартирами заставляет немного менять стратегию, но у нас уже есть решение, как не останавливать набор в компании-резиденты.

Расскажите подробнее.

— Я думаю, что тем, кто релоцируется, мы будем помогать на первых порах, до того, как сдадутся квартиры — с агентствами, на какой-то срок, арендовать квартиру в Казани.

Почему именно в Казани? Не рассматриваете близлежащие поселки?

— Мы должны понимать, что у человека квартира в хорошем районе, с хорошим ремонтом, туалет не на улице. Рынок, особенно под аренду, развит в Казани намного больше, чем в любых других населенных пунктах республики. Я думаю, что, когда у нас будет сдаваться новый дом, нам нужно будет не меньше месяца, для того чтобы его заселить, чтобы люди, которые временно размещались в Казани, переехали обратно в Иннополис. Помимо этого, мы сейчас усиленно думаем, озабочены вопросом строительства коммерческого жилья. Многие жители и сотрудники компании, кому у нас понравилось, кому подошел климат, говорят — мы хотим приобрести жилье. Это, в основном, молодые ребята, которые, конечно же, будут брать в ипотеку. Поэтому мы сейчас ведем переговоры с рядом организаций и банков о некой специальной программе. Первое жилье обычно не бывает большим, по площади квадратов 45-50. Обычно это молодые пары, зачастую еще не оформившие свои отношения.

У вас трехкомнатных квартир нет в городе, я правильно понимаю?

— В новом квартале заложены. На трехкомнатные тоже очень большой спрос, особенно у многодетных семей.

У «Зиона» как дела?

— У «Зиона» дела хорошо, они поднимают еще два здания, сейчас проект на этапе строительства первого этажа. В одном из домов раскуплены все квартиры, они там были небольшие, по 2,5 млн рублей. Люди их сразу все раскупили, и я надеюсь, что до начала Нового года начнут строить еще один такой дом. Кроме этого, строятся таунхаусы, они пользуются популярностью. Они не самой большой площади, есть и по 300 квадратных метров, есть и по 120-140 кв. метров. Что касается лично меня, то я оформил ипотеку, взял таунхаус. Сейчас там ведется ремонт, я надеюсь Новый год отпраздновать в новом жилье.

Сколько таунхаусов уже построено и сколько еще планируется?

— Наверное, 5 таких домов застройщик ввел (в эксплуатацию, — прим. Т-и), и сейчас 3-4 в стадии строительства

Строящееся жилье возле университета будет коммерческим?

— Смотрим разные варианты. Возможно, что будет часть квартир на продажу.

Кто еще, кроме «Ак Барс Девелопмент», выступил застройщиком для коммерческого жилья и каким образом обсуждается этот вопрос? Как можно попасть на этот рынок?

— На этот рынок можно попасть очень просто. Приезжайте к нам, если вы спросите на въезде, где тут можно построить жилье, то я отложу все дела и приеду к вам на встречу, все покажу и расскажу. У нас есть несколько застройщиков, которые к нам приходили. Дальше всех продвинулась финская компания YIT, они сделали эскиз. Сейчас там идет рабочий процесс по планированию строительства инженерных сетей до квартала, который мы предлагаем застраивать. Пока конкретики нет, подписанного договора инвестирования и даты начала строительства нет, но я очень надеюсь, что мы найдем точки соприкосновения в этом процессе.

В прошлом или позапрошлом году был веломарафон вокруг Иннополиса и там было видно, что строят большие дороги в сторону Моркваш, в сторону Волги. Можете рассказать, что это за стройка?

— Когда мы заезжаем в Иннополис с Введенской дороги, то это фактически является окраиной города, а деловой центр города будет развиваться в сторону Волги, то есть за деловым центром им. А. С. Попова ОЭЗ «Иннополис». В ту сторону по генплану идет повышение этажности, соответственно там у нас расположены инженерные объекты — собственный водозабор, очистные сооружения, главная понизительная подстанция, котельная, дороги ведут к этим объектам. Там же в этом году у нас заработало собственное пожарное депо, 3 единицы техники стоит, активно используется. Из нашего пожарного депо выезжает МЧС на вызовы при авариях на федеральной трассе М7. Знаком с ребятами, мы часто с ними встречаемся на еженедельных планерках. Хороший у нас коллектив, хороший отряд.

Значит, все работает и направлено в сторону Волги?

— Да.



Вернемся к вопросу жилья. Первоначально заявлялось, что у вас вообще не будет жилья, которое можно купить. Только ставка на аренду. Получается, что сейчас концепция города изменилась?

— Я разделю ответ на две части. Во-первых, — ни одно наступление не развивается по плану, но также нельзя, чтобы не было первоначального плана. Первые планы были одни, по мере развития проекта мы корректируем нашу стратегию, наше видение. Если есть спрос на коммерческое жилье и в этом назрела какая-то необходимость, то мы идем на встречу, это касается не только жилья. Вообще, любой проект подвержен изменению и эволюции, это отвечая на первую часть вопроса. По поводу второй части. Вы знаете, если посмотреть на жителей нашего города, на современное поколение, молодежь, то они в принципе не любят себя привязывать якорями ни к чему. Они готовы жить в арендном жилье и это, кстати, в России только сейчас начинает развиваться.

Если посмотреть США, Англию и так далее, то там большинство живет в арендном жилье. Причем арендное жилье им предоставляется по нашему формату — с техникой, мебелью, со всем. То есть приехал и живешь. Два сезона здесь пожил и решил уехать на море. Собрал вещи и уехал в Калифорнию работать. Мне кажется, что это веяние времени такое, мир меняется и города сейчас не привязаны к объектам. Айтишник может работать из любой точки мира. Вы же знаете, что у нас даже одно время была такая мода, когда люди переезжали в Таиланд, где хорошая погода. Кстати, мы там сильно выровняли уровень стоимости жилья, оно пошло вверх. Открывали там офисы и переезжали туда. И жили там, работали там. Мне кажется, что это нормальное явление и современная молодежь не хочет покупать машины, покупать квартиры, чтобы не быть привязанными. Машина, например, вообще не актив. Как только ты ее купил, выехал из салона, она на 10 процентов уже стала дешевле. И каждый год теряет стоимость. Не важно, ездишь ты на ней или не ездишь. Ну, квартира, у нее, конечно, есть некая инвестиционная составляющая, но наши молодые специалисты, вообще молодежь, они очень хорошо могут считать доходность. Квартира растет 5-6 процентов в год, от силы, в лучшем случае, в отличие от различных проектов.

Насколько жители Иннополиса активны, принимают участие в жизни города и меняют его лицо? Вы ощущаете непосредственное участие жителей города?

— Очень активны. С точки зрения влияния на жизнь города, на процессы, которые идут в городе, даже на строительство, терраформирование, они очень сильно влияют. Бывает, что с 7 утра до поздней ночи пишут и отвечают, я сам вовлекаюсь. Я стараюсь отвечать, если мне пишут, постоянно мониторить наши группы. Видно, что профиль жителей достаточно активен, они знают, чего хотят, знают себе цену и предлагают всевозможные варианты по улучшению того или иного сервиса.

Можете вспомнить предложения, которые вам особенно понравились?

— Часто разумные вещи предлагают с точки зрения организации расписания движения шаттлов. Конечно, мы мониторим ведем статистику, но иногда их предложения по оптимизации выглядят очень интересными. И зачастую наше расписание меняется с учетом их потребностей и пожеланий.

Расскажите подробнее про ярмарки. Как вы их организовывали, как реагировали жители?

— Мы поставили в парке небольшие и недорогие деревянные киоски. Решили наполнить их продукцией так, чтобы был охвачен максимальный ассортимент: овощи, фрукты, мясо, молочные продукты и т. д. Уже провели 4 ярмарки. Мне кажется, жители хорошо отреагировали и, знаете, фермеры были очень довольны. Фрукты забирали вообще все. Очень хорошо пошло молоко, куриные яйца, свежее мясо. Я раньше ездил в Агропарк, там есть очень вкусный бездрожжевой хлеб. Мы специально пригласили оттуда человека, и он с удовольствием к нам приезжает. Ярмарка проводится каждую среду в удобное жителям время — с 5 до 8 часов вечера. Люди приходят пораньше, чтобы там самое основное забрать.

Какие были представлены поставщики?

— Для того чтобы быть конкурентным на этом рынке, конечно же, приезжают фермеры с окрестностей. У нас представлено мясо из Высокогорского района, куриные яйца из Пестрецов. Практически все остальное — это Верхний Услон, есть еще Зеленодольск. У нас фермеры все с необходимыми ветеринарными справками.

Это правда, что зимой есть дежурный снегоход, который возит людей от домов до университета?

— Снегохода нет. Два года назад ребята ездили на электромобилях. Это были университетские ребята, им компания Mersedes-Benz давала на тестирование маленькие электрические смарты (Swatch Mercedes Art — марка автомобилей особо малого класса — прим. Т-и), и они утром на добровольных началах возили людей, snow express это у них называлось. Сейчас у нас есть внутригородской электробус, как вы знаете, который ходит по нашему маленькому, но гордому — в спорткомплекс, медцентр, Технопарк, университет.

Сколько это стоит?

— Бесплатно. Естественно, зимой он тоже будет ходить. Обычно им пользуются мамы с детьми для того, чтобы добраться до медцентра. По казанским меркам расстояние всего ничего, но в городе у нас привыкли, чтобы все было совсем рядом. Поэтому с коляской, особенно зимой, когда ветер, дождь, ненастье, удобнее ездить на автобусе.

В Астане, как Вы знаете, высадили огромные деревья, чтобы ее там не сдувало так сильно. А относительно Иннополиса, какие-то там есть варианты работы с проблемой ветра?

— В основном, Астана делится на две части — старая и новая. Вот там, где Байтерек (монумент «Астана-Байтерек» — прим. Т-и), деревья бесполезно высаживать, там продувает хорошо. А по поводу ветра — да, это у нас один из главных вызовов. Решения, в принципе всем известные. Деревья — одно из самых лучших. При планировании новых кварталов необходимо делать ветроотсекание, чтобы не было продуваемых длинных улиц. Мы в этом плане общаемся и с урбанистами, и с теми, кто не понаслышке знает, как планировать город. Но город куполом мы не собираемся накрывать. Это, наверное, было бы самое радикальное решение. Но в какой-то степени деревья помогут. Все-таки нужно понимать, что мы находимся в таком месте, где две реки сливаются, еще мы на возвышенности, но за то воздух свежий всегда.

Как обстоят дела с пассажирскими перевозками?

— Первое транспортное сообщение начиналось при мне, когда я был помощником первого мэра. Мы запускали 20-местный автобус, который ходил два раза в день и возил в основном сотрудников и студентов университета. На сегодняшний день в будни ходит 12 рейсов больших 53-местных автобусов. Мы в неделю перевозим где-то 3,5 тыс. пассажиров, то есть пассажирские перевозки сильно выросли. Весь этот транспорт у нас сейчас бесплатный, он полностью и целиком лежит на бюджете города. Но такая картина не может продолжаться бесконечно, мы не транспортная компания и должны в соответствии с законом передать функции, то сейчас мы осуществляем некую вахтовую перевозку. У нас сейчас активно идет процесс по передаче данных функций перевозчику через Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Они отыгрывают конкурс, куда заявятся перевозчики. Я не знаю много городов, где было бы бесплатно. И более того, это межмуниципальная перевозка, она как раз-таки является республиканской прерогативой.

Тарифы уже обсуждаются?

— Да, общаемся с Минтрансом. Мы будем предпринимать все шаги для того, чтобы качество не пострадало, то есть чтобы автобусы были современные, комфортные, безопасные, и чтобы цена была приемлемой для жителей.

На какой стадии находится этот вопрос?

— Мы со своей стороны все необходимые процедуры выполнили, сейчас передали в Минтранс. Мы с ними находимся в постоянном контакте. Надеюсь, до нового года запустим. Потому что действительно очень высокая нагрузка сейчас идет на наш бюджет, который можно было бы направлять на развитие самого города, благоустройство, городскую среду и так далее.

Вы видите потенциал Иннополиса как туристического центра?

— Наверное, было мало таких выходных, чтобы я экскурсии сам не проводил. Я по городу перемещаюсь на велосипеде, и меня часто спрашивают, как куда-то пройти: видно, что люди не местные. Я периодически спрашиваю, откуда они. Недавно встретил студентов из Самары, им просто было интересно посмотреть наш университет. Они в Самаре поступили, приехали в Казань и говорят: «Мы много слышали про Иннополис, доехали, посмотрели, как можно попасть в университет, как можно попасть в особую экономическую зону, все интересно». Мне хочется, чтобы этот уровень интереса поддерживался на должном уровне. Этот проект достоин внимания.

Какие-то есть уже направления?

— У нас есть 2 агентства, которые предлагают пакетные предложения с посещением спорткомплекса, медцентра, обедом в ресторане и т. д. Кстати, один из выпускников университета делал приложение с аудиогидом. Вы его скачиваете на смартфон (есть под Android и iOS) и можете самостоятельно пройти экскурсию.

Есть данные по посещаемости и как это отражается на городе?

— На городе отражается. В субботу-воскресенье у нас бывают незапланированные перегрузки общественного транспорта. Это очень тяжело прогнозировать в отличие от будних дней, когда мы знаем, когда начинается работа и когда студенты возвращаются после учебы. Там все достаточно четко и под это подстроен транспорт. Суббота и воскресенье зачастую для нас создают некие неожиданности в виде переполненного автобуса. На самом деле нашим автобусом надо пользоваться и жителям близлежащих поселений. Мне кажется, как только станет платный проезд, «рука рынка» сама поставит все на свое место.

Может, предприниматели говорят: «А вот по субботам воскресеньям приезжают и у нас выручка больше»?

— Да, предприниматели говорят. У нас есть хороший проект, не сочтите за рекламу, но просто ребята молодцы. Они из Казани приехали к нам и открыли итальянский ресторан. Правда, очень вкусно и видно, что у них много посетителей. И в бар наш сейчас вечером едешь — там полно народу. Знаете, он скорее, как некое место встречи жителей, где они общаются. Со временем, может появится еще один бар.



Это принципиальная позиция, что в баре нет крепкого алкоголя?

— Там же вопрос лицензии, насколько мне известно. Можете приехать, вас с удовольствием бармен угостит Бехеровкой. Прообраза сухого закона у нас нет. Студенты пиво пьют, но немного, а крепкий алкоголь в принципе не пользуется популярностью. Это современная молодежь. Я очень рад этому. В отличие от спорткомплекса, который уже переполнен.

В КПЗ вашем люди уже сидели?

— Нет, не сидели. У нас в принципе не так много было правонарушений, обычно это ПДД — свет, ремень... Пусть так дальше будет.

Любой студенческий город это все равно достаточно высокий криминал, на городе это как-то отражается?

— Я всегда думал, что мы понимаем, кто такие студенты, что такое нынешняя молодежь. Но чем больше общаюсь, тем больше понимаю, что мы действительно уже другое поколение. Как пример — мы вместе с ребятами в спорткомплексе в одной группе занимаемся, ходим на различные соревнования, «Гонку героев» недавно бежали, вчера у нас был собственный фитнес-фест в Иннополисе. И у нас есть своя отдельная группа, где мы договариваемся, когда пойдем в спортзал, какая у нас сегодня тренировка. Я им недавно пишу: «Ребята, вы знаете, „Терминатор 2“ начался в кинотеатре, ремастеринг, пойдемте!» А потом я понимаю, что «Терминатор 2» вышел 26 лет назад, и он старше большинства всех, с кем я общаюсь в этой группе. Одно из самых больших открытий для меня на этой работе — я должен научиться понимать интересы, манеры и стиль поведения современной молодежи. Она разительно отличается от того, какими были мы, когда были студентами. И, кладя руку на сердце, я хочу сказать, что они отличаются в лучшую сторону. Это не может не радовать.

Сколько студентов остаются в городе после выпуска?

— В этом году 169 студентов выпускников получили предложение от компаний-резидентов остаться в городе, это еще с учетом тех, кто открыли стартап, зарегистрировали их и начали работать. В этом году их около пяти.

Есть стартап, который вам особенно понравился?

— У нас есть стартап, с которым мы заключили договор, они поддерживают и развивают наши боты. Все городские боты сделаны компанией AnyBots, команда которой полностью состоит из студентов университета этого года выпуска. Сейчас Telegram-боты Иннополиса позволяют жителям отслеживать расписания автобусов, записаться на прием к врачу и т. д. Кстати, недавно прочитали новость, что в Москве такой медбот запустили, ребята сами делают.

Можете обозначить стратегические цели, задачи, которые стоят перед вами в перспективе?

— Решить вопрос с жильем, начать строительство новой школы, детского сада. Так как строится жилье, к нему нужна будет сразу социальная инфраструктура. Проектирование точно нужно начинать сейчас или в 2018 году. В Татарстане достаточно быстро строят объекты. Нам нужны хорошие мощные резиденты. Сейчас приходит ряд больших федеральных компаний, и мы должны обеспечить им очень важный людской ресурс. Соответственно, этот вопрос необходимо решить.

Можете рассказать, какой райдер предъявляют резиденты к Вам, как к мэру?

— Райдер достаточно обширный — качественное жилье, мгновенное устранение неполадок сантехнических или еще каких-то, развитая городская инфраструктура: это рестораны, магазины, бизнес-центры. Еще безопасность: чтобы было безопасно на дорогах; хорошее образование очень важно. Кстати, забыл упомянуть, одним из шоу-стопперов любого города может быть образование не на уровне крупнейших российских городов. То есть для того, чтобы человек с семьей принял решение переехать из Питера в Новосибирск, из Москвы в Иннополис, он должен понимать, что его ребенок получит конкурентное образование, потом поступит в хороший вуз, не обязательно конечно же в Иннополис, но, чтобы его знаний хватило. Соответственно, нам очень важно этим заниматься. И медицинское обслуживание очень важно.

Насколько вообще они капризные?

— Я не могу сказать, что они капризные, просто у них есть канал связи. Например, живя до этого в Санкт-Петербурге, я не знал, как мне написать Полтавченко (Георгий Полтавченко, действующий губернатор Санкт-Петербурга — прим. Т-и), что мне не нравится, что у нас тут дорогу перекопали аккурат после того, как там трубы положили новые. А здесь есть прямая связь и мне кажется, что в этом и есть одна из главных особенностей города — мы являемся городом-сервисом. Мы для вас. Я действительно нахожусь на службе. Это хорошая мотивация, кому-то она подходит, кому-то — нет. Мне нравится. Я вообще считаю, что у меня лучшая работа, я никогда не мог мечтать о более интересной работе.

В городе происходят изменения, связанные с приходом новых компаний?

— Да, одно из главных требований «СберТеха» («Сбербанк-Технологии» — прим. Т-и) — чтобы на территории города был крупный продуктовый магазин, не только «Бахетле», и мы сейчас в этом направлении работаем активно.

Можете рассказать, с кем?

— Как только подпишут договор, я вам расскажу отдельно.

Как обстоят дела с парками?

— У нас есть два парка. Основной парк — сквер у университетского кампуса, и есть парк у жилья. Мы, как я уже говорил, поставили там ярморочный городок, там же у нас зона барбекю. Кстати, это одно из самых посещаемых мест. Мы за счет мэрии поставили там веранду, мангал, тандыр. Любой желающий может там приготовить на открытом огне мясо и рыбу. Конечно, все бесплатно. Еще для собак жителей города сделали собачью площадку, построили воркаут зону, на которую был очень большой запрос от жителей. Мне кажется, ребята у меня очень классную площадку построили, поставили контейнер, граффити нарисовали красивый, там уже люди занимаются. Будет большая пешеходная зона от лицея и детского садика до Технопарка им. А. С. Попова. Как только строители уйдут оттуда, мы будем работать там. Конечно же, именно для этого нам необходимо высвобождать средства от непрофильной деятельности — перевозок и так далее, чтобы мы могли развивать городскую среду. Чтобы людям было где ходить, отдыхать и встречаться. В жилом квартале мы в этом году уже начали проектирование большого детского городка. Хотим сделать с терраформированием, чтобы были горы, холмы, и чтобы органично это все вписалось. Но, конечно же, в этом году мы не успеем реализовать, только проектную часть успеем сделать. На следующий год, я думаю, что-то уже можно будет увидеть в физике.

Насколько город открыт к инновациям? Например, сейчас активно развивается доставка дронами.

— Инновация не должна быть ради самой инновации. Если кто-то докажет экономическую целесообразность этого, то, наверное, оно имеет смысл. У нас городе построено две тестовые сети LoRaWAN (интернет вещей), из этого проекта уже выросла одна коммерческая компания, которая сейчас в Казани ищет партнеров по установке счетчиков ЖКХ для дистанционного сбора данных. В данный момент меня в Иннополисе ждет владелец компании, который также этим проектом занимается, с точки зрения безопасности.

Далее, мы подписали на последнем ЦИПРе (конференция «Цифровая индустрия промышленной России-2017» — прим. Т-и) соглашение о создании тестовой зоны 5G на территории города, совместно с «Таттелекомом» и «Ростелекомом». Я надеюсь, что мы с помощью технологии 5-го поколения беспроводной связи обвяжем весь город камерами, и это будет основой для нашего проекта «Безопасный город».

Плюс у нас есть проект по созданию NB-IoT (Narrow-Band Internet of Things — узкополосный Интернет вещей — прим. Т-и) с «Мегафоном», этот тренд развития технологий тоже у всех на слуху. Также у нас есть собранный готовый пилот по технологии LTE Broadcast. Это когда через сеть LTE всем на телефоны или другие устройства рассылается сигнал, то есть его можно применять, например, на «Казань Арене». Если поставить базовую станцию во время матча, сети оператора связи испытывают колоссальную перегрузку, потому что люди смотрят повторы, смотрят трансляцию с Матч ТВ или с Первого канала. Эта технология позволяет отправлять всем одинаковую картину, не получая от них обратной связи. Таким образом, экономится ресурс сети. У нас такая зона собрана, одна базовая станция стоит.

Кроме того, мы — первый город, где ходит регулярный рейс электробуса КАМАЗ. Кстати, он меня приятно удивил — практически нет поломок. В принципе, электродвигатели намного надежнее, чем бензиновые.




Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев