О предварительных итогах пилотного проекта и дальнейших планах по реализации программы «Безналичный Татарстан» «Татар-информ» рассказал заместитель председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России — управляющий отделением «Банк Татарстан» Рушан Сахбиев.
Рушан Флюрович, какие проекты реализовывает Сбербанк в рамках программы «Безналичный Татарстан»?
— Проект «Безналичный Татарстан» является частью общего проекта «Безналичный мир», который реализуется практически во всех регионах России. Отрадно, что он начался именно в Татарстане с проекта «Безналичный Зеленодольск» и выпуска «карты жителя». Можно сказать, что те технологии, которые сегодня активно применяются в разработке «карт жителя» во многих крупных мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург), были наработаны в Татарстане.
Проект «Безналичный регион» для нас очень важен и актуален, потому что он отражает современную тенденцию ухода в цифровизацию, которая касается расчетов не только безналичным путем, но и вообще всего комплекса услуг на основании вычислительных систем. Область применения цифровых технологий в сегодняшней жизни людей настолько широка, что, начавшись с безналичного мира, переходит в ту сферу, которая сейчас называется модным термином «цифровой мир».
Сколько средств инвестировал Сбербанк в эти проекты?
— Все эти затраты достаточно большие. Речь идет о десятках миллионов рублей. Эти проекты в большей степени не носят ярко выраженный коммерческий характер. Они формируют среду и новый образ жизни, который отвечает современному представлению о том, в каком направлении идет общество и весь мир. В этом смысле у России и Татарстана есть отличный шанс быть не в числе догоняющих передовые страны, но и во многом их превосходить.
Суть самого проекта — это объединить платежные сервисы вместе с нефинансовыми. И на сегодняшний день наши возможности и задачи очень сильно скакнули вперед. Сейчас наши проекты реализуются уже совершенно на более высоком и качественном уровне. Речь идет о цифровизации городов, регионов, то есть современные технологии позволяют помогать жителям более комфортно чувствовать себя в городской среде и экономить время на огромном количестве услуг.
Это все интегрировано в один большой проект — «умный город», куда входит управление транспортными потоками, система безопасности, объединение всех камер наблюдения в единый центр и обработка изображений с применением искусственного интеллекта, единые окна оказания государственных услуг в МФЦ и т.д.
Какие преимущества у безналичной оплаты для жителей республики?
— Начнем с количества людей, которые на сегодняшний день пользуются банковскими картами. 20 лет назад такие карты были редкостью, как и сотовые телефоны. Большинство предприятий выдавали зарплату наличными денежными средствами. Сегодня такие организации можно сосчитать по пальцам.
Сейчас все держат карты. Да, это долгий путь. Да, это потребительские предпочтения, но это совершенно другие деньги. Одно дело, когда вы их держали в руках, и это было привычкой. Но сейчас я даже слабо представляю, как выглядит тот или иной денежный знак, потому что практически не пользуюсь наличными. Это касается, наверное, большинства людей.
Однако процесс выработки предпочтений пользоваться цифровыми услугами не происходит по нажатию кнопки. На утро мы проснулись, а вокруг — цифровой мир. Вокруг нас множество других устройств, которые повышают нашу грамотность. Самое очевидное — это телефон. Сегодня 70% всех продаж телефонов — это смартфоны. Большинство людей пользуются ими не только для звонков, но и для того, чтобы выйти в Интернет, зайти в приложения. Это естественный путь, который будет проходить органично без каких-либо революционных изменений через создание преимуществ, чтобы жить в цифровом мире.
Если речь идет о денежных средствах, большинство банков предлагают различные схемы начисления привилегий и бонусных баллов за пользование безналичными денежными средствами. Второе — пользуясь безналичными денежными средствами, вы имеете возможность осуществлять грамотное планирование своего бюджета. Тем самым можно исключать ненужные траты, экономить и планировать свои финансовые возможности на будущее.
Можете сделать прогноз, когда наличные деньги станут чем-то архаичным?
— Если мы обратимся к опыту наиболее передовых стран в этом отношении, например, Швеции или Дании, то там практически 95% всех операций совершается безналичным образом. Я думаю, мы достигнем уровня проникновения безналичных денег на уровне 70% в течение ближайших двух лет. Рост идет экспоненциально. Для того, чтобы войти на этот рынок требовалось определенное время, люди привыкали. Дальнейший путь проходит более быстрыми темпами.
С 2016 года в Татарстане реализуется проект «Карта жителя» в Зеленодольске. С какими трудностями вы столкнулись при его реализации?
— Главная сложность — сделать карту не только элементом расчетной системы, на который люди получают деньги (социальные пенсии, пособия и т.д.), но и инструментом использования в повседневной жизни в качестве различного рода идентификатора. Например, с помощью «карты жителя» в Зеленодольске можно записаться на прием к врачу, получить электронный рецепт или историю болезни. Это позволяет существенно экономить время и применять правильные методы лечения.
Большой толчок развитию карты дало ее использование в качестве расчетной при проезде в общественном транспорте. То есть Зеленодольск стал первым городом в Татарстане, в котором стало возможно расплачиваться за проезд по карте.
Сколько людей пользуется этой картой, какие магазины подключены к системе?
— На сегодняшний день весь Зеленодольск охвачен этой системой. Мы выдали карты всем жителям города, которые имеют право на получение этой карты. Только наш банк выдал более 30 тыс. карт. Если говорить про платежный сервис, это обычная платежная карта. Она может быть использована для расчета в магазинах, при проезде, оплате услуг ЖКХ и привязана к личному кабинету. Помимо этого, она активно используется в социальных сферах, получении и начислении различных социальных пенсий и пособий, в медицинских учреждениях. Мы четко можем заявить, что эта карта прочно вошла в жизнь большого количества людей в Зеленодольске.
Нет такого, что жители просто снимают деньги с карт?
— Такое тоже есть. Это зависит от потребительского предпочтения. Далеко не все люди у нас доверяют карте, многие привыкли делать по старинке — получить зарплату на карту и тут же ее снять, это их право. Наша задача — постоянно говорить о тех преимуществах, которые дает жизнь в безналичном мире.
Наблюдаете снижение оборота наличных денег в Зеленодольске?
— В Зеленодольске безналичный товарооборот на 10% больше по сравнению с другими городами. Это касается не только оплаты в магазинах и на рынках, но и оплаты коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте и т.д. Из финансовых услуг самая популярная — это пользование банковской картой как расчетным инструментом, там проходит большее количество транзакций. А если говорить по непрямым банковским сервисам, это оплата услуг в общественном транспорте.
Когда мы увидим «карту жителя» Казани?
— Пока сроков конкретных нет, мы продумываем этапы реализации этого проекта. Не всегда нужно быть первым в каких-то вещах. Мы на небольшом (относительно российского масштаба) населенном пункте, в Зеленодольске, технологию «обкатали». Сегодня Сбербанк внедряет вместе со своими партнерами в Санкт-Петербурге карту жителя. Согласитесь, масштабы этого проекта более впечатляющие.
Я думаю, это правильно, что мы изучаем весь этот опыт там, потому что очень сложно потом вернуть доверие к инструменту, если сразу столкнуться с какими-то неработающими приложениями. После успешного масштабирования этого проекта в других регионах, мы придем с этим предложением и в Татарстан тоже. Отмечу, что это не прямой проект «Сбербанка», он реализуется уполномоченными банками, расчетными системами, платежными системами МИР, MasterCard совместно с региональными властями.
Как обстоят дела с безналичной оплатой проезда в общественном транспорте?
— Сначала возможность оплаты проезда с помощью карты была внедрена в Зеленодольске, второй этап был в Казани. Мы устанавливали по одному турникету на каждой станции метро. Но при этом там продолжали функционировать и кассы, сидели люди, которые продавали жетоны, все это не стимулировало людей к объемному использованию карт, потому что это еще надо найти турникет, пройти через него. Доля оплаты картами была около 5 %. Осенью прошлого года мы заменили все турникеты совместно с MasterCard, был установлен специальный тариф по оплате — на 2 рубля дешевле, чем с «наличкой». Таким образом, доля оплаты картой выросла до 30%. Причем показатель неуклонно растет, в месяц около 700 тыс. операций по карте проводят в казанском метрополитене.
В Альметьевске такая возможность уже была реализована, Казань в этом смысле очень сильно отставала. Например, мы гордимся нашим большим туристическим потоком. Но житель другого города в наших автобусах достает карту, а ему говорят: «Извините, по карте не принимаем». Представляете — миллионный город, третья столица, туристический поток огромный и нет возможности оплатить проезд картой. Это вообще нонсенс был.
В Казани с первого июня эта программа запущена и оплатить проезд по карте можно в любом наземном транспорте, это касается и трамваев, и троллейбусов, и автобусов. Реализован этот проект в настоящий момент «Ак Барс» Банком. Здесь нет речи о том, «почему не Сбербанк это делает?» Речь идет о том, что мы совместно со всем банковским сообществом формируем некую общую среду, в которой приучаем людей к расчету безналичным способом.
Также в сферу транспорта входят электрички, сегодня 25 поездов оснащены этими терминалами. В общем-то любой вид транспорта охвачен услугами возможности оплаты безналичным способом.
Как будет развиваться проект по безналичной оплате услуг в многофункциональных центрах?
— С прошлого года наш банк оказывает услуги МФЦ в своих филиалах, это пилотный проект. Наши сотрудники одновременно являются сотрудниками МФЦ и оказывают услуги по выдаче паспорта, совершают регистрационные действия с недвижимостью и так далее. В этом году планируем в окнах МФЦ поставить расчетные инструменты от банка. Сейчас так получается, что человек получил услугу, а оплачивать его отправляют на портал или в банк. В чем смысл этих лишних походов? Необходимо установить прямо там платежный терминал, который позволит оплатить эту услугу на месте. Технически мы эту задачу решили, сейчас речь идет о реализации проекта, и мы надеемся, что до конца года все окна МФЦ будут оснащены этими терминалами.
Это все требует вложений. Речь идет и о финансовых средствах, и разработке программного обеспечения, установления «железа» — платежных терминалов и т.д. Такие вложения связаны с формированием потребительского предпочтения. Кроме того требуется обучить людей, которые оказывают услуги, так и население, которое должно стремиться получать эти услуги.
Современный мир должен давать возможность как можно больше экономить время, для того чтобы тратить его на себя, на своих близких. В этом мы видим нашу стратегическую миссию. Время — это самый ценный ресурс. То время, которое вы потратите на поход в тот или иной государственный орган, лучше потратить на своих близких, свою семью, собственное развитие и отдых.
Нет комментариев-