Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Рушан Сахбиев, управляющий отделением «Банк Татарстан», о налогообложении самозанятых

Рушан Сахбиев, управляющий отделением «Банк Татарстан», о налогообложении самозанятых
О доступных самозанятым банковских сервисах ИА «Татар-информ» рассказал заместитель председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России — управляющий отделением «Банк Татарстан» Рушан Сахбиев.

С 1 января в Татарстане начал действовать пилотный проект по налогообложению самозанятых. Как Сбербанк оценивает эту инициативу? Есть ли вообще экономическая выгода для банка от новой категории клиентов?

Мы эту инициативу приветствуем, и мне особенно приятно, что Татарстан выбран в качестве пилотного региона. Ведь это отличный шанс использовать новые возможности для тысяч, а в масштабах страны и для миллионов людей. Фотографы, няни, репетиторы, таксисты, флористы, дизайнеры, программисты, портные и даже те, кто просто сдает в аренду свою квартиру, — все эти люди теперь могут легально оформить свою деятельность, платя минимальный налог. Для самозанятых это способ увеличить количество клиентов, ведь теперь они могут легально выдавать им чеки, а также открыто размещать рекламу своего бизнеса, не опасаясь налоговой. И, конечно, мы надеемся, что некоторые самозанятые, являющиеся нашими частными клиентами, со временем создадут ООО или зарегистрируются как индивидуальные предприниматели, то есть станут и нашими корпоративными клиентами.

Должны ли сейчас самозанятые уведомлять банк о том, что они перешли на новый налоговый режим?

Нет, не должны. Для тех, кто планирует зарегистрироваться, Сбербанк запустил сервис по регистрации в привычном для клиентов приложении «Сбербанк онлайн». Для регистрации не потребуется никаких дополнительных документов и визитов в банк или налоговую, только приложение «Сбербанк онлайн».

Какие виды деятельности подходят для использования налога на профессиональный доход? Какие есть ограничения?

Основных ограничений три. Первое — годовой доход от своего дела не должен превышать 2,4 млн рублей. Второе — у гражданина не должно быть наемных сотрудников. Третье: деятельность должна быть зарегистрирована в Республике Татарстан либо в Москве, Московской и Калужской областях — в этих регионах сейчас пилотируется проект. И если он будет признан успешным, то территориальное ограничение, вероятно, будет снято.

Виды деятельности, пригодные для перехода к «Налогу на профессиональный доход», — любые, которые не запрещены законодательством РФ. Но есть исключения. Вы не сможете зарегистрироваться как самозанятый, если занимаетесь добычей и продажей полезных ископаемых, перепродажей товаров (кроме вещей собственного производства), а также товаров, которые требуют обязательной маркировки, оказываете услуги по доставке товаров (кроме случаев наличия кассы и выдачи клиенту чека), предпринимательской деятельностью на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

Можно ли одновременно быть самозанятым и официально трудоустроенным?

Совмещать «работу на себя» с работой по найму можно, но, опять-таки, есть исключения. Нельзя зарегистрироваться как самозанятый, если вы государственный или муниципальный служащий (если сдаете квартиру — то можно) либо уже используете другой специальный налоговый режим (не считая упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога и единого налога на вмененный доход).

Есть ли виды доходов, которые не облагаются налогом на профессиональный доход?

Налогом на профессиональный доход не облагаются следующие виды доходов: от продажи транспорта, недвижимости, переуступки прав требований, продажи имущественных прав на недвижимость (кроме аренды жилых помещений) или другого имущества налогоплательщика, использовавшегося для личных, домашних нужд; от реализации долей в уставном капитале, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производственных финансовых инструментов; от ведения деятельности по договору товарищества или договору доверительного управления имуществом, а также по гражданско-правовым договорам с бывшим работодателем, если после увольнения прошло менее двух лет; от арбитражного управления, деятельности медиатора или нотариуса, занимающегося частной деятельностью, а также от оценочной и адвокатской деятельности; от расчетов в натуральной форме; от дохода в виде премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, туризма и т. д.

Какие специализированные продукты и сервисы предлагает Сбербанк для самозанятых?

Это, прежде всего, бесплатный пакет услуг «Свое дело». В него входят такие сервисы, как цифровая карта, работа с чеками, консультации юриста, доступ к онлайн-курсам, конструктор сайтов, сервис онлайн-записи клиентов и другие возможности.

Чуть подробнее расскажу о каждом из них. Юридические консультации — это три бесплатные консультации сервиса «Личный юрист», причем обратиться можно как по личному вопросу, так и по вопросу своего бизнеса. Онлайн-образование — это курсы, видео, статьи и полезные советы от тех, кто уже добился успеха в бизнесе, размещенные на портале для предпринимателей «Деловая среда». Конструктор сайтов — это набор шаблонов для создания собственного продающего сайта. Онлайн-запись — отличная вещь: самозанятые могут разместить график своей работы в соцсетях, мессенджерах или на сайте, чтобы клиенты сами записывались на свободное время. Возможность работать с чеками в мобильном приложении «Сбербанк онлайн».

Более того, у банка есть и страховые программы для самозанятых. Это, во-первых, полис ДМС, аналогичный тому, что существует у людей, работающих по найму. Оформить его можно не только для себя, но и для членов своей семьи. При этом стоимость программы для самозанятых в Сбербанке ниже, чем на покупку ДМС на открытом рынке. Во-вторых — полис страхования ответственности, благодаря которому самозанятый может компенсировать клиентам непредвиденный ущерб (например, если курьер случайно повредит товар заказчика) за счет страховой компании. Оба страховых полиса оформляются онлайн за несколько минут.

Есть ли льготы по уплате налога на профессиональный доход? Для каких категорий клиентов?

Льгот нет, но клиенты могут получить налоговый вычет. Если самозанятый платит налог в размере 4%, то он имеет право на налоговый вычет в размере 1% от облагаемой налогом базы. Если налог уплачивается в размере 6%, то 2% соответственно, но не более 10 тысяч рублей. ФНС самостоятельно уменьшит сумму налога на сумму налогового вычета.

Сможет ли самозанятый гражданин принимать оплату от клиентов наличными? Как это будет отслеживаться, контролироваться?

Получив в оплату наличные, самозанятый может создать чек в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» всего в несколько кликов. Если деньги от физлиц поступают на указанную при регистрации карту, то чеки создаются автоматически. На базе этих чеков и формируется налог на профессиональный доход. Клиентам чек можно отправить по e-mail или СМС. Можно и распечатать. А если клиент захочет вернуть товар или предоплату, чек легко отозвать, и тогда налог на него начислен не будет.

Я хочу подчеркнуть, что банк не контролирует отношения гражданина и налоговой службы. Сумму налога рассчитывает ФНС на основании сформированных самозанятым чеков. Сбербанк — это банк времени, то есть свою задачу мы видим в том, чтобы создавать удобные сервисы, которые экономят время наших клиентов. В ближайшем будущем запустим сервис «Автоплатеж», что еще больше минимизирует затраты времени на оплату налога.

Можно ли будет отменить налоговый режим, если человек больше не захочет быть самозанятым?

Перестать быть самозанятым не сложнее, чем им стать. В сервисе «Свое дело» нужно выбрать пункт «Отключить сервис в Сбербанке и налоговой службе». Посещать банк или налоговую не придется, все происходит онлайн. Главное — не забыть оплатить налог, чтобы не возник долг.

Получает ли банк обратную связь от своих новых клиентов-самозанятых? Можете рассказать о каких-то интересных кейсах?

Мы находимся в постоянном диалоге с пользователями, изучаем их клиентские пути. В мае этого года на годовом собрании акционеров Сбербанка две наши землячки даже рассказали в прямом эфире с Президентом банка Германом Грефом о своих впечатлениях о сервисе. Обратная связь в основном положительная, поступают и предложения по дальнейшему развитию, которые мы стараемся учитывать, чтобы сделать сервис еще удобнее.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев