В июне группа ученых из Татарстана съездила в Польшу и Германию, где были обнаружены могилы татар, захороненных на этих землях еще во времена Наполеона. В состав научной экспедиции вошли доктор исторических наук, директор института истории им. Ш. Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов, доктор исторических наук, заместитель директора института по научной работе Радик Салимов, кандидат педагогических наук, заместитель директора института по международному сотрудничеству и связям с общественностью Марат Гибатдинов, главный научный сотрудник отдела историко-культурного наследия народов РТ Лилия Габдрафикова, кандидат исторических наук Эльмира Сайфутдинова.
Это уже второй десант татарских ученых в рамках данного проекта. Лилия Габдрафикова рассказала о новых находках и результатах исследования татарских захоронений в Европе.
«Поездка в Польшу была связана также и с другими научными мероприятиями помимо мемориала. Мы участвовали в конференции «К 620-летию поселения татар в Великом княжестве Литовском», организованном татарской общиной города Гданьск. Сама я лично интересуюсь также историей польско-литовских татар, бежавших в Казанскую губернию в годы Первой мировой войны. В наших краях они оставались вплоть до 1920-х годов. В нашем архиве нашлось немало материалов о судьбе этих татар. Сохранились также их могилы на татарском кладбище в Казани, и очень важно передать эти данные татарам Гданьска. В прошлом году я была в Польше по приглашению татар Белостока, в этом году было суждено встретиться с татарами Гданьска», – сообщила она.
По словам Лилии Габдрафиковой, татары Белостока и Гданьска очень активно изучают историю своего народа. В Гданьске установлен памятник древним татарским воинам (уланам). В Белостоке издается научный журнал «Татарская жизнь» на польском языке. Помимо научной, ведется культурно-просветительская работа. Есть, например, детский танцевальный ансамбль. Но из-за отсутствия педагогов из Казани, они вынуждены пользоваться услугами педагогов из Уфы и Крыма.
«Во время этой поездки состоялась интересная встреча в архиве Варшавы, - продолжает Лилия Габдрафикова. – Там специально к нашему приезду организовали выставку из татарских документов. Это татарские ярлыки времен Золотой Орды и дипломатические документы, направленные польским князьям от имени татарских ханов. Договорились о передаче копий этих документов в наши музеи. Подписано соглашение о сотрудничестве между нашим Институтом истории и архивом Варшавы. Также были переговоры с польскими учеными о наших поисках по мемориалам, возможно, они смогут оказать какую-то помощь, потому что Польша очень большая, и на ее территории проходили масштабные бои как во времена Первой мировой, так и Великой Отечественной войн. Во время последней здесь появились многочисленные лагеря. Поэтому поиски в этой стране потребуют не одной поездки», - говорит ученая.
В программу визита татарстанцев в Польшу вошло также посещение городских кладбищ. В Гданьске и Варшаве они обнаружили большое количество захоронений советских солдат, погибших на Великой Отечественной войне. На городском кладбище Варшавы существует отдельная территория мусульманских захоронений, где сохранились могилы гарнизонных солдат царских времен.
О судьбе татарского солдата, служившего в Варшаве, в своем рассказе «Солдат» писал выдающийся татарский прозаик Гаяз Исхакый. Хоть это и художественный вымысел писателя, скорее всего, история основывалась на событиях из жизни реальных людей», – отмечает Лилия Габдрафикова.
На кладбище действительно были обнаружены надгробия, относящиеся к началу 20 века. К сожалению, сохранились не все надгробные камни – во времена ВОВ по территории кладбища прошли танки.
«Но мы знаем, что здесь лежат солдаты-мусульмане. Возможно, здесь надо установить памятный знак, потому что в царской армии из мусульманских народов в основном служили только татары и башкиры», – говорит историк.
В Германии маршрут татарстанских ученых заранее был проложен по местам бывших концентрационных лагерей. Значимым событием стало обнаружение татарских могил времен Наполеона. По словам Лилии Габдрафиковой, таких надгробий не очень много. Немцы называют их Tatarengrab.
«Все надгробные камни, найденные нами в Саксонии, относятся к польским татарам. Надгробие Мустафы Сулькевич находится в районе Дипполдисвальде. Его неоднократно реставрировали, и самое интересное, его потомок, пленный офицер по фамилии Сулькевич во время Второй мировой войны отреставрировал камень на свои деньги. В этом же районе другое надгробие в конце 19 века было опущено в шахту, и на его месте стоит памятный камень, связанный с историей этой шахты.
Самый знаменитый Тatarengrab находится также в Саксонии, на окраине деревни Кляйнебойхе – это камень на могиле офицера Юсуфа. Юсуф сын Мустафы немного жил в этой деревне и умер от тифа, и его слуга (денщик) похоронил его по мусульманскому обычаю на окраине деревни. За могилой присматривал также мусульманин, но в 1880 годах о могиле уже забыли. Лишь один житель села – местный учитель отреставрировал надгробие, поставил новый камень с надписью на латинице (сохранился также камень с арабской надписью). Своим ученикам он объяснял, что это за камень и воспитывал в них уважение к памятнику. С тех времен уход за камнем, возложение цветов стало восприниматься как благое дело.
Местные краеведы даже бережно хранят сочинения школьников, написанные в годы ВОВ, где дети выступают в защиту могилы Юсуфа («хоть и идет война, и могила считается вражеской, мы все равно будем за ней ухаживать»). Это надгробие давно превратилось в историю деревни. Сейчас неподалеку от камня построена беседка, жители деревни (особенно старшее поколение) приходят и проводят время рядом с камнем, и не забывают это место», – рассказала Габдрафикова.
На городском кладбище Варшавы можно увидеть могилу младшего брата татарского поэта Фатиха Карима – Гарифа Карима. Он умер в 1938 году, находясь в эмиграции. На кладбище в Мюнхене сохранились могилы профессора Галимджана Идриси и его семьи.
«Деятельность этого человека, конечно, вызывает много вопросов, его считают авантюристом, – говорит Лилия Габдрафикова. – Но это не исключает его могилу из ряда татарских памятников. Супруга профессора Шамселбанат и дочь Гульнар были докторами медицины. Сын Ильдар похоронен там же в 2005 году».
По словам ученой, татарские имена встречаются практически на каждом кладбище. Имена захороненных в Европе соотечественников татарские ученые собираются опубликовать в специальном сборнике по результатам экспедиций. В первую очередь туда будут внесены факты, касающиеся Великой Отечественной и Первой мировой войн.
«Конечно, наш проект побуждает некоторых татар вспомнить о предках, заинтересоваться их судьбой. Но чаще этот интерес временный. Обращаются к нам, рассказывают о своих предположениях, что их дедушка мог оказаться в Европе в годы войны, однако потом забывают отправить имя и фамилию предка. Видимо не находят времени довести дело до конца», – говорит исследователь.
Сейчас сотрудниками Института истории работа по изучению татарских захоронений в Европе ведется в нескольких направлениях. Это и архивные документы, научные труды, немало интересных фактов выясняется при общении с местными жителями. В архивах европейских стран больше сохранились списки с фамилиями узников лагерей. А в архивах Татарстана эти люди могут числиться как без вести пропавшие.
Бывают случаи, когда нет никакой информации о том, где умер человек и где он похоронен. Это, прежде всего, касается периода Великой Отечественной войны, есть ведь также военные кладбища, оставшиеся после сильных столкновений. Что касается Первой мировой войны – здесь ситуация посложнее. Эта война еще плохо изучена научно, поэтому надгробия иногда являются единственным источником», – говорит Лилия Габдрафикова.
Ученые также побывали на кладбищах баварских городов Мюнхен и Пуххайм. На «русском кладбище» в городе Пуххайм сохранились около сорока надгробий могил татарских солдат, погибших в лагерях во время Первой мировой войны. В 1919 году был установлен памятник российским мусульманам. Тела пленников из других европейских стран позже были перезахоронены на родине, поэтому кладбище стало называться «русским», рассказывает Лилия Габдрафикова.
«В этот раз наши поиски были также связаны с кладбищами на саксонской земле. Надгробия чаще встречаются на окраинах небольших городов и деревень. Они остались от бывших концлагерей или связаны с боями в годы Великой Отечественной войны. Побывали также на кладбищах военных гарнизонов. Например, в городе Дрезден есть такое большое кладбище. Там мы обнаружили достаточно много могил, датирующихся 1950-1960 годами», – сообщила она.
Представители Института истории считают, что поездка была плодотворной. Эта экспедиция дала возможность найти татарские надгробия, относящиеся к временам Наполеона. Интересным явлением ученые считают и то, что эти памятники занимают значимое место в жизни местного населения.
«Как историка меня, конечно, всегда интересуют татарские имена, связанные с временами Первой мировой войны. Хоть мы уже выпустили книгу “Татары в годы Первой мировой войны” об этом периоде, список солдат, принимавших участие в этой войне, еще не полон. Хочется надеяться, что удастся дополнить этот труд новыми материалами и написать новую книгу», – отметила Лилия Габдрафикова.
Нет комментариев-