3 февраля во всем мире отмечается День женщины-врача. Праздник посвящен первой женщине-врачу в США Элизабет Блэкуэлл и отмечается в день ее рождения. К слову, в этом году исполняется 200 лет с момента появления ее на свет. Именно Элизабет Блэкуэлл стала инициатором движения, которое помогло женщинам получить доступ в медицину.
Татарстан славится прекрасными женщинами-врачами. Они не только высококлассные специалисты и профессионалы своего дела, но и обаятельное украшение медицинских учреждений республики.
В преддверии Дня женщины-врача ИА «Татар-информ» задало три вопроса десяти представительницам врачебного сообщества из крупных больниц Казани и Набережных Челнов:
- Почему вы выбрали профессию врача?
- Расскажите о самом памятном вашем пациенте.
- В чем, на ваш взгляд, преимущества женщины-врача перед доктором-мужчиной, а в чем женщинам сложнее?
«Работа по призванию — высшая награда»
Врач в третьем поколении, главный кардиолог Минздрава Татарстана, заместитель главного врача по медицинской части ГКБ № 7 г. Казани Зульфия Ким призналась, что с детства знала, какую профессию выберет.
Других вариантов профессии даже и не предполагалось. Всё детство в обсуждении пациентов, с родителями в клинике. Сколько себя помню — мечтала быть врачом. Ни на минуту ни разу в жизни не пожалела об этом.
Самый первый пациент с инфарктом миокарда у меня был, когда я была ординатором. Первый пациент, которого вела самостоятельно, — мы расширяли физическую активность по минутам, в выходные звонила в клинику каждый час — интересовалась состоянием пациента.
Преимущества: работа по призванию — это награда, это удовлетворение от реализации своего предназначения.
Сложности: круглосуточная готовность к оказанию помощи, постоянное моральное напряжение.
«Медицина — это про жизнь…»
Главный терапевт Минздрава Татарстана, заведующая кафедрой госпитальной терапии КГМУ, шеф терапевтической клиники РКБ Диана Абдулганиева уверена, что медицина — это образ жизни.
Мы с родной сестрой — это третье поколение врачей в нашей семье. Моя племянница — уже четвертое поколение. Первым врачом была моя бабушка. Она окончила в 1939 году Саратовский государственный медицинский институт, еще до войны. Мама и папа — врачи. Общий стаж всех наших родственников во врачебной специальности больше 350 лет. Это сыграло, наверное, основную роль. Сейчас, работая более 20 лет в медицине, не могу представить себя в какой-либо другой профессии. Часто, особенно в этот последний, непростой для нас год, вспоминаю слова великих учителей: «Медицина — это не про болезни, это про жизнь…»
Запомнилось немало пациентов. Но самыми дорогими и самыми трепетными, конечно, являются женщины со сложными соматическими заболеваниями, при которых беременность и рождение ребенка — это риск как для мамы, так и для будущего малыша. Это наша коллега-врач с серьезным на тот период ее жизни обострением заболевания. Выносить первого малыша и родить в срок ей помог мой отец, мы с ним обсуждали ее часто на протяжении девяти месяцев беременности. Так сложилась судьба, что второго малыша вынашивали и рожали мы с ней вместе. Родились чудесные здоровые детки, уже ходят в школу. И сама она сейчас себя прекрасно чувствует, работает, растит детей, у них замечательная семья!
При терапевтических заболеваниях, которые нередко сопровождают пациента длительно, иногда всю жизнь, пациенты и врачи идут рядом годами и даже десятилетиями. Женщины-врачи обладают иногда большим терпением. И еще одно преимущество у врачей — оно не зависит от того, мужчина или женщина врач. Мы все время учимся, профессионально растем, развиваемся. Это постоянно держит в тонусе!
Сложности известны — это ненормированный рабочий день и нет возможности, уйдя с работы, закрыть кабинет и оставить все мысли там, за дверями. Вне зависимости от вечерних часов и выходных — если есть тяжелые пациенты, голова не отключается, обсуждаем состояние, лечение, созваниваемся с коллегами.
«Определилась с профессией в 7 лет, посмотрев сериал»
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе РКИБ Юлия Созинова решила стать врачом, вдохновившись их работой на экране.
Почему я выбрала профессию врача? Это детская мечта. Когда мне было 7-8 лет, по телевидению увидела сериал «Открытая книга» с Ией Саввиной в главной роли — о женщине-ученом, открывшей пенициллин (прообраз — Зинаида Ермольева, советский ученый-микробиолог), о медицине… Этот фильм навсегда запал в душу. Тогда гордо всем заявила, что хочу стать микробиологом и врачом. Так и осталась в этой своей уверенности, что врачом буду, про то кино и про микробиологию забыла. Но потом, на старших курсах, придя на кафедру инфекционных болезней, поняла, что та детская мечта осуществилась. Никогда больше о другой профессии не думала.
Что касается запоминающихся случаев, их было много. Врезалась в память молодая женщина Лиля, ей было 29, она планировала семью, и при обследовании перед беременностью доктору не понравился анализ крови. Ее направили на консультацию инфекциониста. А мы нашли у нее хронический гепатит В с дельта-агентом на стадии цирроза. Выяснилось, что ее мама, будучи медиком, заразилась еще до беременности и инфицировала ее во время родов.
Она прожила 29 лет, не зная, что больна. Не дожила до пересадки печени один месяц. Это была очень красивая, сильная духом женщина. Сейчас есть возможность уберечь детей, рожденных матерью — носителем гепатита В, сделав ребенку прививку при рождении, есть лекарственные препараты, которые помогают остановить болезнь, если она проникла в организм. Но та женщина была рождена до того, как появилась вакцина. Когда в интернете встречаю антипрививочные высказывания, перед глазами Лиля — если бы ее мама могла сделать ей прививку вовремя, она бы сейчас была жива.
Думаю, никаких преимуществ. Есть традиционно «мужские» специализации в медицине — хирургия, травматология… наверное, там нужна физическая сила и жесткость. В педиатрии больше женщин, но, мне кажется, все это условно — знаю великолепных женщин-хирургов и классных мужчин-педиатров. Сложности для женщин-врачей связаны с семейной жизнью: уйти на суточное дежурство или уйти в изоляцию в связи с работой на Covid-19 (так было весной 2020-го) на две недели в отрыве от детей, от семьи — и самой женщине, и членам семьи это не просто дается.
«Быть женщиной сложно, но нам удается»
Врач-онколог РКОД, онкогинеколог, врач высшей квалификационной категории Айгуль Савинова:
Я уверена, мы рождаемся со своим предназначением и дальше жизнь ведет нас предначертанным путем. В нашей семье врачей не было, мы династия учителей. Но все сложилось так, чтобы мы пришли в медицину. Я не представляю, кем могла бы быть, если не врачом. В профессии остаются только любящие людей профессионалы, невозможно быть равнодушным и быть хорошим Врачом.
Каждый случай уникален и каждый пациент запоминающийся. В памяти остаются либо очень радостные моменты, либо очень трагичные. Счастливые истории полного выздоровления, как нагрудный знак «За вклад и ответственное отношение в избранной профессии». Нередко мы — последняя надежда, и мы делаем всё, что в наших силах, а иногда и больше. После завершения сложной, многочасовой операции пациенту, которому отказали все и он приехал к нам из другого региона с последней надеждой на жизнь, охватывает радость и гордость, что в этот раз победили мы.
Медицина всегда была прерогативой мужчин, с самого ее возникновения. Сейчас многое изменилось, и изменили это сами женщины-врачи — своей тягой к знаниям, постоянным развитием и работой над собой, создавая здоровую конкуренцию в избранных областях медицины. Но при этом нам удается сохранить свою женскую сущность в доброте и мягкости по отношению к пациентам, ведь врач лечит не только тело, но и душу. Быть Женщиной и оставаться ею сложно, но нам это удается!
«Выбрала профессию врача, прочитав книгу»
Заместитель главного врача по медицинской части Станции скорой помощи Казани Дина Валиева рассказала, что с профессией определилась еще в начальной школе.
Выбор профессии спровоцировала книга «Белые цветы», прочтенная в третьем классе. После прочтения книги другого выбора не было.
Самый запоминающийся пациент — это история с горчинкой. При встрече с пациентом был сначала конфликт и недопонимание, которое потом вылилось в хорошее взаимодействие и благодарность друг к другу из-за знакомства. Случилось это так, что пациент обратился с одним поводом ко мне, а далее на этапе диагностики после оказания помощи выявилось другое заболевание. К сожалению, онкологическое. В последующем пациент написал стихотворение, посвященное мне, что тронуло до глубины души. У меня до сих пор сидит осадок, что изначально было недопонимание.
Преимущество — возможность подхода с женской стороны к пациентам. Ей проще подобрать правильные слова к пациентам, это может улучшить качество взаимодействия с ними, контакты и уровень доверия выше. А сложности с женской точки зрения, когда приходится оказывать помощь не в совсем трезвом состоянии. Нет возможности оказать физическую помощь.
«Хотела стать врачом, как папа»
Заведующая послеродовым отделением № 1 роддома ГКБ № 16 Лейла Давлетшина еще в детстве решила, что продолжит семейную династию врачей.
Я с детства мечтала стать врачом, как папа, и продолжить семейную династию. Выбор специализации «Акушерство и гинекология» связан с поездкой на международную практику в Бразилию еще будучи студенткой 5 курса мединститута. От коллег передалась мне любовь к родовспоможению.
Самые запоминающиеся случаи — это те, в которых возникали большие трудности.
Преимущества врача-женщины — ее природное умение заботиться, выслушать, успокоить, сопереживать (эмпатия). Сложности — ночная работа, связанная с дежурствами. Не на все хирургические специальности свободно берут женщин-врачей.
«Преимущество женщины-врача — в умении понимать»
Заведующая отделением гинекологии РКБ Фарида Миннуллина:
С самого детства, когда я задумывалась над вопросом, какую выбрать профессию, мне всегда казалось, что каждый человек выбирает такую, чтобы быть в будущем очень полезным обществу. Мне казалось, что для меня самое важное — быть полезной по отношению к детям. Я с детства мечтала быть педиатром. Когда я приходила в больницу и видела уставших врачей, которые очень мало внимания уделяли детям, я всегда думала, что врачи должны быть добрыми и уделять много внимания детям. Поэтому я с детства решила, что буду врачом и буду лечить детей.
Случаев было очень много. Один из них был в самом начале моей трудовой деятельности, когда ко мне пришла молодая женина и сказала, что у нее ничего не складывается в жизни. Она объяснила, что ее бросил молодой человек, что она не нравится родителям парня и она решила прервать беременность. Я многократно проводила с ней беседы. Для меня это была шокирующая ситуация, когда здоровая и красивая девушка просто так решает лишить жизни будущего ребенка. После многократных бесед она благополучно выносила этого ребенка. А через какое-то время я узнала, что она встретилась с отцом ребенка, они оформили брак, жили счастливо в браке, потом ребенок окончил КГУ и сейчас живет и работает в Лондоне. И на каждый праздник родители этого парня присылают мне открытки.
Из федерального центра к нам приехала семейная пара, которой, по заключению профессорского консилиума, должна была быть проведена операция по удалению органа. Мы сохранили ее матку, сделали сложную операцию, позже она забеременела, выносила и родила чудесную красивую девочку.
Никто не знает женщину (пациента) так хорошо, как женщина-врач. Только женщина-врач может понять женщину-пациента лучше всего. В этом, я считаю, преимущество. А сложности — будучи сама женщиной, мамой, всегда иметь в достатке силу, энергию для оказания помощи иногда бывает сложно, и ведь морально тоже нельзя истощаться. Нужно всегда быть в форме и своим жизнелюбием показывать пример для пациентов.
«Выбор профессии был запрограммирован на генетическом уровне»
Заведующая отделением, врач-офтальмолог ДРКБ Наиля Хабибуллина:
Выбор профессии врача был запрограммирован у меня на генетическом уровне: отец — врач, прошедший всю войну, мама — врач, старший брат тоже окончил медицинский институт, так что особых колебаний в выборе профессии у меня не было.
За долгую работу в профессии запоминающихся случаев накопилось много. Хочу вспомнить один из последних, который произвел на меня впечатление.
Маленькую девочку, ей было пять лет, с диагнозом «частичная атрофия диска зрительного нерва» мама привела в отделение за ручку. Малышка не могла передвигаться самостоятельно из-за очень низких зрительных функций, она ощущала только свет, где находится. После того как я ей сделала операцию, которая называется «реваскуляризация зрительного нерва», эта девочка ушла из отделения самостоятельно. Стала сама ходить, играть, двигаться, отказывалась от сопровождения. Это очень впечатлило и меня, и маму девочки. Мы вместе были очень рады успеху — тому, что всё получилось!
Особых различий между женщиной-врачом и мужчиной-врачом я не вижу. Если мы говорим именно о врачевании, о лечебном деле. А вот если практикующий врач хочет начать заниматься наукой, то вот тут мужчинам легче, потому что они более свободны от домашних обязанностей, более лабильны, чаще за рулем и могут больше успеть, чем женщина, которая, ко всему прочему, является еще и хранительницей домашнего очага. А так и мужчина, и женщина-врач, если они любят свою профессию, если они добросовестно к ней относятся, самое главное, если они совершенствуют свои знания каждый день, каждый час, то особых различий я не нахожу.
«Быть врачом — сложно, а быть врачом-женщиной — сложно вдвойне»
Главный врач Госпиталя для ветеранов войн в Набережных Челнах Резеда Мавзютова:
Я — представитель медицинской династии. Мама всю жизнь проработала медицинской сестрой, дочери Алия и Лилия тоже выбрали семейную профессию и сейчас учатся в Набережночелнинском медицинском колледже, планируют поступать в медицинские вузы.
В связи с пандемией коронавирусной инфекции в прошлом году пришлось столкнуться с новым вызовом. Стационар госпиталя был перепрофилирован для оказания помощи пациентам с коронавирусной инфекцией. Пришлось за короткий промежуток времени проделать колоссальный объем работы — подготовить помещения, оснастить оборудованием и лекарствами, обучить персонал. Часто приходилось работать без выходных и отдыха. Благодаря профессионализму коллег смогли достойно выдержать удар. В сложные моменты выручала благодарность пациентов, которые я и мои коллеги получали в огромном количестве.
Принято считать, что у мужчин острый ум и железная логика, а женщины привыкли решать сердцем и эмоциями. Наверное, поэтому женщинам сложнее занять руководящую должность, особенно в сфере здравоохранения. Однако, на мой взгляд, в определенные моменты эмоциональность помогает понять пациента лучше и способствуют более доверительным отношениям с пациентами. Пациенты приходят к нам каждый со своей болью, а женщина-врач ассоциируется с матерью и помогает раскрыться. В профессиональном плане женщины ничем не уступают мужчинам, есть женщины-хирурги, реаниматологи. В нашей работе важен опыт и личные качества человека, его характер.
Быть врачом — сложно, а быть врачом-женщиной — сложнее вдвойне, поэтому восхищаюсь всеми своими коллегами-женщинами, выбравшими этот путь.
«Врач — одна из самых гуманных и благородных профессий»
Педиатр ПДО ДРКБ Лейсан Нотфуллина сообщила, что большая любовь к детям стала определяющим звеном в выборе ее будущей профессии:
Я выбрала профессию врача, потому что врач — одна из самых гуманных и благородных профессий. Это не просто призвание, это состояние души, с которым ты идешь по жизни и несешь в своем сердце. Это ответственность за каждого пациента, потому что именно в наших руках, в руках врачей, всегда находится чья-то жизнь.
Профессия врача привлекла меня возможностью помогать другим людям. Я выбрала педиатрию, потому что очень люблю детей и постоянное общение с детьми позволяет мне заряжаться положительными эмоциями и впечатлениями. Я очень рада видеть счастливые лица детей и их родителей после выздоровления. Это для меня самая большая награда.
К выбору профессии врача я подошла осознанно в подростковом возрасте после того, как сама болела в детстве и получала стационарное лечение в нашей клинике, где я сейчас работаю, уже в течение 20 лет. Когда я находилась на лечении, я с восхищением наблюдала за врачами в белоснежных халатах, которые лечили меня и других деток, облегчали наши страдания, сопереживали нам.
Интересных случаев в моей практике очень много. Я работаю в приемном покое, где оказывается неотложная медицинская помощь. К нам привозят детей с различными состояниями, и нам приходится быстро проводить диагностику, ставить диагноз, определяться с тактикой лечения.
Ребенка 9-10 месяцев привезла «Скорая помощь» с диагнозом «инородное тело в дыхательных путях». Жалобы были со стороны мамы, что у ребенка одышка. Она якобы накормила его ягодами с огорода — иргой и, с ее слов, возможно, ребенок подавился и возникла одышка. При просмотре ребенка в глаза бросалось учащенное дыхание. Но характерной для инородного тела разницы в проведении дыхания не отмечалось.
Ни ослабления дыхания, ни свистов, ни хрипов в легких я не услышала. Показали лор-врачу, патологий не выявили, сделали рентгенографию органов грудной клетки — не складывалось впечатление, что идет клиника инородного тела. Одышка у ребенка сохранялась. Осмотрел его хирург, чтобы исключить инородное тело, нужно было провести диагностическую бронхоскопию под наркозом. Быстро с хирургами собрали консилиум, в процессе были готовы анализы крови, которые взяли в приемном покое. В крови был повышен уровень сахара — свыше 20 ммоль/л, то есть у ребенка оказалась клиника первичного сахарного диабета и кетоацидоза.
То есть жалоба была на одышку, а оказалось — сахарный диабет. А изначально подозрения на него никакого не было: и возраст не типичный, и других сопутствующих жалоб не было. Хорошо, что диагноз был поставлен своевременно и ребенок был отправлен в профильное отделение. Этот случай всегда рассказываю молодым врачам.
Мужчины более стрессоустойчивы, сдержанны, спокойны, но они быстро принимают решения в различных противоречивых ситуациях. А женщины более эмоциональны. Им сложно всегда оставаться спокойными и выдержанными, потому что лечебный процесс — это постоянные стрессы и напряжение. Иногда приходится сталкиваться и с агрессивным поведением со стороны родителей, и женщины воспринимают это близко к сердцу и подвержены профессиональному выгоранию больше. В плане карьеры считаю, что мужчинам легче. Они чаще занимают руководящие должности. Женщины же больше времени посвящают семье и детям.
А так я считаю, что и женщины, и мужчины хороши, если они профессионалы в своем деле и относятся с доброжелательностью к своим пациентам, и тогда не важно, какого пола врач.
Нет комментариев-