Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Роман Шайхутдинов — о борьбе с «лапшой», «умных» камерах и новых проектах Иннополиса

Роман Шайхутдинов — о борьбе с «лапшой», «умных» камерах и новых проектах Иннополиса
Заместитель Премьер-министра РТ — министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов в интервью ИА «Татар-информ» рассказал, какими электронными услугами предпочитают пользоваться татарстанцы, для чего необходимо переводить подвесные линии связи под землю и какую работу проводит министерство в рамках чемпионата мира по футболу.

Сколько услуг предоставляет Портал госуслуг Татарстана, какие из них наиболее востребованные у населения?

— Портал госуслуг Татарстана функционирует с 2010 года. Сегодня на портале 247 услуг и сервисов, зарегистрировано более 2 млн пользователей — это один из существенных показателей привлекательности и востребованности сервиса.

Татарстан первым из субъектов РФ выполнил показатели майского указа Президента страны — и сегодня у нас более 80 процентов населения получают услуги в режиме онлайн, в среднем по России этот показатель чуть выше 50 процентов.

По итогам 2017 года татарстанцы получили электронные услуги более 127 млн раз, что на 43 млн больше уровня 2016 года. Самые популярные услуги сегодня — запись на прием к врачу, просмотр оценок в «Электронном дневнике», оплата услуг ЖКХ и оплата пошлин, штрафов за нарушение ПДД. Набирает оборот ввод показаний счетчиков, поскольку сегодня в Татарстане реализован беспрецедентный проект создания единого расчетного центра на базе «Татэнергосбыта».

На портале и в мобильном приложении можно просмотреть счет-фактуру, ввести показания счетчиков и оплатить услуги без комиссии по большинству управляющих организаций, заодно заплатив за Интернет, домашний телефон, сотовую связь — все это займет не более пяти минут.

Мы не только оказываем услуги, но и даем людям оценить их качество, например, по итогам визита к врачу или в МФЦ. За время работы сервиса, с конца прошлого года, жители республики оценили качество медицинской помощи более 560 тыс. раз, работы управляющих компаний — более 95 тыс. раз. Очень важно получить от жителей обратную связь, потому что, учитывая их пожелания, мы осуществляем соответствующую корректировку.

Какими услугами Вы сами активно пользуетесь?

— Я сам активно пользуюсь «детскими» сервисами для родителей школьников — в школьное время просматриваю оценки, слежу за балансом карты школьного питания, пополняю карту, записываю детей к врачу, если вдруг заболели. Через портал я пополняю счет мобильного телефона, оплачиваю Интернет и жилищно-коммунальные услуги, налоги.

Можно ли через портал подать заявления на льготы?

— Да, совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ мы перевели восемь услуг по подаче заявления на льготы в электронный вид. Это компенсация платы за детский сад, ежемесячное пособие на ребенка, ежемесячная денежная выплата на проезд пенсионерам, субсидия на оплату жилого помещения многодетным семьям, субсидия на проезд детей-школьников из многодетных семей, субсидия на приобретение лекарств для детей в возрасте до 6 лет из многодетных семей, а также субсидия на оплату ЖКУ инвалидам.

Способ подачи заявления в электронном виде значительно оптимизирует процесс получения льгот. Для получения услуги достаточно заполнить и отправить заявление на портале, заявление будет рассмотрено, и в случае принятия положительного решения денежные средства будут поступать на счет заявителя.

Перевод услуг соцзащиты полностью в электронный вид стал возможным благодаря тому, что несколько лет назад была разработана государственная информационная система «Социальный регистр населения Республики Татарстан». Она оптимизировала работу Минтруда РТ по предоставлению адресных мер социальной поддержки населению республики, получателями которых сегодня являются более 1,3 млн жителей, а также услуг в сфере социального обслуживания. В этой системе есть возможность ежемесячного информирования получателей отдельных услуг посредством sms-сообщений, например, о начислении субсидии.

Возвращаясь к услугам на портале, полезна подача электронного заявления на прием в детский сад или школу, оплата услуг детского сада, подача заявления на компенсацию за детсад. Кстати, сейчас как раз проходит массовое комплектование детей в детские сады и классов в школах. Для тех, кто подал заявление в детский сад через Портал госуслуг РТ, можно на сайте отслеживать свой статус в очереди в разделе «Дошкольное образование». Как только статус заявления будет изменен на «Направлен в ДОУ», вы уже можете идти в детский сад заключать договор. Таким образом, единственная явка уже позволяет оформить ребенка в дошкольное учреждение.

Какая работа по электронным услугам еще предстоит?

— Важно отметить, что формирование новых услуг связано, в первую очередь, с их востребованностью. Сейчас мы готовим новый план перевода услуг, который предполагаем утвердить соответствующим постановлением правительства. По предыдущему плану практически все услуги уже переведены в электронный вид. Осталась только самая сложная — получение разрешения на строительство, этим мы занимаемся в настоящий момент. Обкатав этот механизм в Казани, мы будем его реализовывать и в муниципалитетах республики.

Нам предстоит большая работа совместно с Министерством экономики РТ по доработке регламентов более чем 300 различных услуг, основную долю из которых занимают муниципальные, наиболее сложные для перевода в электронный вид. С этой целью будет пересмотрен огромный набор регламентов и реестр услуг, оказываемых населению.

Отдельный блок предстоящих мероприятий — это доработка автоматизированной информационной системы многофункциональных центров (МФЦ). Сегодня МФЦ республики оказывают населению 120 самых разных услуг, и их количество постоянно растет. За шесть месяцев этого года МФЦ предоставили татарстанцам более 1,7 млн услуг — это на 16 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Если уж мы начали говорить об информационных системах. Как изменила работу учителей система «Электронное образование», так же разработанная вашим министерством? Можно ли сказать, что жизнь родителей и детей упростилась за счет этого?

— В системе «Электронное образование», которую мы разработали совместно с Министерством образования и науки РТ, сегодня зарегистрированы более 1 млн пользователей — учителя, ученики, сотрудники отделов образования, родители.

Конечно, жизнь и педагогов, и учеников упростилась. Абсолютно все учителя республики работают с электронными журналами. Ученики и их родители просматривают оценки и домашнее задание в электронных дневниках более 100 тыс. раз в день. Более 100 школ Набережных Челнов, Нижнекамска и Зеленодольска подключены к проекту «Школьная карта»: с помощью специальной электронной карты ученики проходят в школу и оплачивают питание в школьной столовой. Подобный проект «Образовательная карта» — реализуется и в казанских школах.

Кроме того, в системе «Электронное образование» у каждого образовательного учреждения есть свой сайт. Их часто просматривают родители при выборе школы для обучения. Также в информационной системе педагоги проходят аттестацию, повышают квалификацию и участвуют в профессиональных конкурсах.

А что включает в себя система «Электронное здравоохранение»? Как работает электронная запись на прием к врачу? Иногда бывает сложно записаться к врачу в электронном виде, с чем это связано?

— Сегодня в системе «Электронное здравоохранение Республики Татарстан» работают практически все государственные медицинские учреждения республики. Врачи ведут здесь электронные медицинские карты пациентов, которые содержат в себе всю историю болезни пациента. Врач через компьютер может посмотреть все, что происходило с пациентом ранее, даже если он лечился в других медицинских учреждениях. Это значительно упрощает постановку диагноза, назначение лечения.

В рамках системы в каждой поликлинике республики установлены терминалы электронной очереди (всего 325 терминалов). К врачу можно также записаться через Портал госуслуг РТ, инфоматы «Электронный Татарстан» и мобильное приложение «Услуги РТ». За 2017 год татарстанцы записались к врачу в режиме онлайн более 14 млн раз и более 6 млн раз с начала текущего года. Сервис электронной записи к врачу позволяет пациентам экономить драгоценные минуты на более важные дела. Это как минимум полчаса времени, которое они потратили бы на ожидание в очереди у кабинета. Так же активно используется электронная запись «от врача к врачу», когда лечащий врач записывает пациента на повторный прием, либо на прием к узкому специалисту и даже в другую медицинскую организацию.

Мы совместно с Министерством здравоохранения РТ дали возможность населению обращаться по вопросам, касающимся работы электронных сервисов при записи на прием к врачу, через информационную систему «Народный контроль» (категория «Поликлиники и больницы»). Принимаются жалобы на отсутствие расписания или свободного времени к врачу. Для подачи заявления через «Народный контроль» необходимо указать адрес больницы, номер участка, специализацию врача.

Информатизация сферы здравоохранения включает в себя и переход от большого количества бумаг к «цифре». Так, к примеру, в составе сервисов проекта «Карта жителя», который реализуется в Зеленодольске, создан новый модуль «Молочная кухня». Теперь, при получении назначения на молочное питание, родителям не нужно ходить за бумажной справкой в соцзащиту и далее предъявлять ее педиатру. Все происходит в единой системе. А все факты выдачи молочной продукции подписываются электронной подписью медперсонала. С начала года через систему выписано более 10 тыс. электронных рецептов на молочное питание.

Сюда же относится и проект «Электронный листок нетрудоспособности», который стартовал в Татарстане с прошлого года, в 2018 году он запущен в промышленную эксплуатацию во всех медицинских организациях республики. Сегодня в среднем около 40 процентов всех больничных в Татарстане выдаются в электронном виде.

Согласно поручению Президента РФ, обозначенному в послании Федеральному Собранию, перед нами стоит задача до конца 2018 года обеспечить все поликлиники и больницы скоростным подключением к сети Интернет. Мы начали модернизировать сети передачи данных еще в 2013 году, сегодня в республике более 500 медицинских организаций подключены к сети Интернет по волоконно-оптическим линиям связи и ADSL. В этом году осталось подключить еще 214 организаций.

Как в Татарстане развивается «Электронная культура»? Какие объекты охватывает данная система?

— В республике все общедоступные библиотеки объединены в рамках единого информационного пространства «Национальная электронная библиотека Республики Татарстан». В системе зарегистрировались уже более 300 тыс. пользователей, около 200 тысяч из них получили единый читательский билет, позволяющий обслуживаться в любой библиотеке республики. Более 770 тысяч библиографических записей содержится в сводном электронном каталоге. Что касается связи — во всех республиканских и центральных библиотеках республики сегодня установлены точки доступа для бесплатного выхода в Интернет посредством Wi-Fi.

Музеями проводится работа по формированию единого каталога музейных экспонатов, который позволит организовывать виртуальные выставки. Кроме того, в 10 театрах и 5 музеях автоматизировано билетное хозяйство, позволяющее реализовывать билеты в электронном виде, в том числе через Портал госуслуг РТ.

Какие обращения чаще всего поступают в системы «Народный контроль» и «Народный инспектор»? Сколько обращений получено за текущий год? Как быстро на них реагируют?

— «Народный инспектор» и «Народный контроль» — новые подходы во взаимодействии государства и граждан. Речь идет о создании механизмов, с помощью которых можно привлекать жителей республики на единую платформу в целях повышения качества их жизни. Оба сервиса доступны для зарегистрированных на Портале госуслуг РТ пользователей.

Сервис «Народный контроль» работает в республике уже 6 лет и принимает сообщения от жителей об улучшении городской инфраструктуры, жалобы на некачественное обслуживание и иные проблемы. Это первая краудсорсинговая система, когда люди в открытом режиме могут сообщать государству о тех или иных отклонениях по более чем 50 категориям. С начала года гражданами подано более 30 тыс. уведомлений, из них положительно решено более 20 тыс., в работе находится более 2 тыс., запланировано к решению еще 6 тыс.

Самыми популярными категориями остаются «Благоустройство территории», «Содержание и ремонт муниципальных дорог», «Жилищно-коммунальные услуги».

У каждой из категории есть модератор — это министерство или ведомство, которое отвечает за реализацию тех или иных уведомлений в рамках регламента. В соответствии с этим регламентом, уведомление в «Народном контроле» должно быть рассмотрено в течение 10 дней с момента поступления. За этот период необходимо либо его решить, либо запланировать к решению, либо присвоить ему статус «Мотивированный отказ» (если отсутствует финансирование либо нет законных оснований для решения вопроса гражданина).

Отмечу, что «Народный контроль» сегодня является действительно эффективным инструментом во взаимодействии населения и властей, во многом благодаря работе куратора данной системы — Уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской.

«Народный инспектор» — это мобильное приложение, с помощью которого можно зафиксировать нарушения правил дорожного движения и отправить видеоматериалы в ГИБДД для принятия по ним соответствующих решений, вплоть до возбуждения административного производства.

С начала года сервис принял более 34 тыс. заявок по 18 категориям. На настоящий момент уже собрано штрафов более чем на 20 млн рублей, то есть система является эффективной еще и экономически.

Безоговорочным лидером по количеству уведомлений является категория «Парковка на тротуаре» (20,5 тыс. уведомлений с начала года), много сообщений и по другим разновидностям остановки и стоянки в неположенных местах, например, под запрещающим знаком, на «зеленой» зоне и местах для инвалидов. Что касается нарушений, фиксируемых в движении, можно выделить категории «Не пропустил пешехода» и «Движение по автобусной полосе».

С чем связаны массовые сбои на портале, например, которые произошли в апреле-мае? Как планируете бороться с этим?

— Возникло резкое увеличение сезонной нагрузки. Наплыв пользователей был связан с окончанием учебного года. Так, в мае 2018 года количество оказанных услуг в электронном виде выросло на 86 процентов в сравнении с маем 2017 года. Особый рост показали школьные сервисы. Например, объемы использования школьной и образовательной карты выросли на 536 процентов, проверка оценок ребенка — на 161 процент. Резкий рост посещаемости портала повлек за собой превышение проектной мощности системы, что, к сожалению, сказалось на доступности сервисов.

Простой был недолгий, соответствующие технологические выводы мы сделали и увидели, что количество людей, одновременно пользующихся порталом, может увеличиться. Оперативно были проведены работы по увеличению вычислительных ресурсов и оптимизиции инфраструктуры оказания госуслуг. Это поможет предотвратить подобные сбои в будущем. Сейчас мы готовы и к более высокой нагрузке.

Некоторые СМИ писали, что в апреле произошла «утечка» данных с портала? Правда ли это? Из-за чего возникла данная проблема? Как быстро смогли ее устранить?

— По факту сообщений некоторых СМИ, о которых вы говорите, мы совместно с ЗАГС провели тщательную служебную проверку, была дана оценка возможным сценариям «утечки». Данные сценарии не подтвердились. Мы не обнаружили «утечку» ни с Портала услуг РТ, ни из системы ЗАГСа, в которой обрабатываются заявления будущих молодоженов. Более того, если говорить об «утечке», это, как правило, массовая потеря информации или ее распространении. Но в данном случае СМИ писали только об одной паре и сделали вывод, который ничем не подтвержден. Таким образом, ничем кроме как домыслами, это назвать нельзя. Технологических и фактических подтверждений «утечки» у нас нет.

Тот факт, что молодоженам звонили и предлагали «свадебные» услуги не может говорить о том, что произошла утечка данных, номера их телефонов могли попасть к звонившим из других источников. К сожалению, агрессивный прямой маркетинг сейчас сложно поддается нормативному регулированию. Остается только пожелать гражданам как можно реже делиться своим номером телефона при заполнении анкет на различных сайтах.

Нельзя обойти тему чемпионата мира по футболу. Какую работу проводит министерство в рамках мундиаля?

— Чемпионат мира действительно историческое событие для нашей страны. Впервые в новейшей истории он проходит здесь, у нас в России. Я думаю, он вполне сравним с Олимпиадой, а, может, даже более популярен.

С точки зрения связи очень важно обеспечить хорошую инфраструктуру в местах массового скопления людей. В целом Россия занимает высокие рейтинги по качеству связи и ее относительной недороговизне. Российские города-миллионники по этому показателю опережают многие европейские столицы.

Приезд гостей — это большая радость и одновременно большой труд. Совместно с операторами сотовой связи («МегаФон», «ВымпелКом», МТС, «Твои мобильные технологии», Tele2) мы провели работы по умощнению оборудования сети сотовой связи, с учетом предполагаемых нагрузок на сеть. На двух основных точках чемпионата — на стадионе и площадке Фестиваля болельщиков FIFA — была создана дополнительная инфраструктура.

По требованиям FIFA на стадионе развернута бесплатная сеть Wi-Fi. Сопровождается также VIP-сеть, сеть в подтрибунном пространстве и в чаше стадиона. Авторизация в них возможна по номеру сотового телефона и паспорту FAN ID.

Сегодня при полной загрузке стадиона (42 — 43 тыс. людей) мы видим, что в сети находятся примерно 13 тыс. устройств — это буквально каждый третий болельщик. Они одновременно наблюдают за игрой и сидят и в Интернете — в Instagram и Facebook.

С нашей стороны также идет сопровождение проекта FAN-ID, который сегодня реализуется на территории Казани и в других городах, принимающих матчи чемпионата. Статистика по выданным паспортам болельщиков показывает, что впервые у нас в гостях одновременно находится такое большое количество иностранных граждан.



Каков охват Интернета в республике? Все ли населенные пункты уже подключены?

— С 2012 года в Татарстане значительно повысился уровень проникновения фиксированного высокоскоростного доступа во «всемирную паутину» — с 70 до 76 процентов. В городах этот показатель превышает 85 процентов. Охват Интернета в Татарстане сравним со всеми мировыми столицами.

Количество устройств, подключенных и к сетям Wi-Fi и к мобильным сетям, растет. При населении Татарстана в 3,9 млн человек число зафиксированных в сети устройств составляет 4,3 млн. За последние пять лет в Татарстане этот показатель вырос в 1,7 раз. Речь идет не об абонентах, а об устройствах, которые подключены к Интернету — телефоны, планшеты. Сегодня является вполне обыденным одному человеку иметь как минимум 2-3 устройства.

Из более чем 3 тыс. населенных пунктов республики всего в 893 отсутствует проводной интернет. Но все они малочисленные — в них проживают менее 250 человек. Более того, несмотря на отсутствие проводного доступа в сеть Интернет, этим жителям доступен беспроводный мобильный Интернет по технологиям 3G и 4G.

За последние несколько лет в Татарстане реализован ряд значимых федеральных и республиканских программ, направленных на повышение доступности сети Интернет для жителей республики. В 2015 году были проложены более 900 км оптических линий связи до всех сельских населенных пунктов с численностью населения более 250 жителей. Доступ к современным услугам получили более 86 тыс. человек. В прошлом году закончилась реализация федерального проекта «Устранение цифрового неравенства». Более 250 тыс. татарстанцев в 676 населенных пунктах получили возможность пользоваться широкополосным доступом в сеть Интернет через Wi-Fi. Эту работу мы предполагаем продолжать. Федеральная поддержка в этой части закончилась, возможно, она будет сформирована на более позднем этапе.

Буквально недавно в Иннополисе мы открыли тестовую зону сетей пятого поколения 5G. Это итог годового сотрудничества компаний Ростелеком, Таттелеком и Хуавей. Благодаря внедрению сетей 5G смогут развиваться новые направления в ИТ-отрасли, такие как Интернет вещей, умный дом и другие. Компания МТС пошла дальше и открыла тоже в Иннополисе совместный с компаний Ericsson центр исследований и разработок для создания продуктов на основе 5G и Iot. На первом этапе центр сконцентрируется на решениях «умного города» для нужд татарстанских городов.

Ваш предшественник провозгласил борьбу с «лапшой», завершен ли сегодня процесс уборки нависающих проводов, во сколько он обошелся, какие результаты можно назвать?

— Проект является значимым в российских масштабах. Он стартовал в Татарстане в 2011 году. Сегодня мы продолжаем работу по переводу подвесных линий связи в подземные коммуникации — это не только эстетика, но и надежность сохранения и передачи информации.

В реализации проекта принимают участие города с населением более 50 тыс. человек: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Бугульма, Альметьевск, Елабуга, Лениногорск, Чистополь.

За 7 лет полностью ликвидированы «подвесы» крупнейших операторов связи. За все это время операторы связи инвестировали в работы по устранению подвесных линий связи более 2,8 млрд рублей. Всего с 2011 года переведено в подземные коммуникации или демонтировано более 2 тыс. км подвесных линий связи. Оставшиеся 1600 км планируется ликвидировать до конца 2021 года.

Третий год подряд в республике работает проект, по которому операторы связи кооперируются для строительства подземных кабельных коммуникаций в рамах одного жилого квартала. Прокладка одного крупного канала для размещения под землей сразу нескольких сетей вместо строительства множества мелких труб значительно снижает финансовую нагрузку операторов. Одна линия занимает меньше места и проще в обслуживании.

Проводится работа и по приведению в порядок внутридомовых сетей. В частности, это демонтаж неиспользуемых абонентских отводов, оставленных операторами связи, и приведение внутридомовых сетей в нормативное состояние, в подъездах домов, вошедших в программу капитального ремонта.

Отмечу, что работа по ликвидации подвесов была бы невозможна без поддержки муниципальных властей. Все татарстанские города в этом плане активно работают.

Как в республике функционирует система Глонасс +112? Cколько обращений поступило за прошлый год? За прошедшие месяцы текущего года? Сколько вызовов поступает ежедневно?

— Номер 112 является единым номером для вызова всех оперативных служб и применяется на территории всех стран СНГ. Со звонком на номер 112, который является альтернативой номерам 01, 02, 03 и 04, формируется специальная карточка, которая обеспечивает межведомственное взаимодействие сразу нескольких служб. Сегодня этот номер обслуживается в едином распределенном колл-центре РТ. Этот проект мы ведем с МЧС.

В прошлом году в систему было внедрено автоматическое определение местонахождения человека, звонящего на номер 112. Теперь в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ все операторы связи обязаны передавать в систему данные о местоположении звонящего. Это значительно облегчает обнаружение пострадавшего, находящегося вне населенного пункта, и позволяет спасателям быстрее прийти ему на помощь.

В целом за прошлый год в центр обработки вызовов-112 поступило 2,6 млн вызовов, оперативными дежурными ГБУ «Служба-112» сформировано более 687 тыс. карточек происшествий. С начала 2018 года на 112 поступило более миллиона вызовов. Ежедневно специалисты обрабатывают более 5 тыс. звонков. Средняя продолжительность обработки 1 звонка — 36 секунд.

На настоящий момент к системе «ГЛОНАСС+112» подключено более 10 тыс. транспортных средств, в том числе экстренно-оперативные службы, пассажирский транспорт, речные суда, транспорт органов государственной власти. Кроме того, 100 процентов экипажей скорой помощи Республики Татарстан оснащены мобильными системами «ГЛОНАСС+112». Также разработан электронный сопроводительный лист для медиков.



Хотелось подробнее узнать про интеллектуальные транспортные системы. Когда транспорт в Казани станет «умным»? На ЦИПРе представители компании «Умная камера» говорили, что камеры появятся в автобусах до конца года. Так ли это? Планируется ли помимо Казани устанавливать данные камеры в общественном транспорте в РТ?

— Компания «Умная камера», резидент ОЭЗ «Иннополис», реализует проект по установке программно-аппаратных комплексов «умная камера» на электропоездах пригородного сообщения, курсирующих по территории Республики Татарстан и прилегающим регионам.

Также компания планирует устанавливать систему в общественном транспорте муниципальных районов, по имеющейся у нас информации сегодня в рамках пилотного проекта проходят испытания «умной камеры» на нескольких автобусах в Казани и Зеленодольске. Но пока проект на стадии «пилота», о чем-то говорить еще рано.

Как оцениваете развитие криптовалют в Татарстане? Сколько промышленных ферм работает в республике? Есть ли оценки по «балконным» майнерам? Какое участие принимает в этих процессах Минсвязи РТ?

— Наше министерство не ведет какой-либо статистики по майнингу криптовалют. Но по некоторым оценкам сегодня в Республике функционируют около 50 майнинговых фирм.

В связи с тем, что официально криптовалюты типа биткоина в России не являются платежным средством, я бы не стал сейчас давать каких-то оценок перспективам развития так называемых криптовалют с децентрализованным майнингом в Татарстане. Сейчас, скорее, они привлекают энтузиастов, желающих быстро заработать легкие деньги. Но при этом надо учитывать, что текущая цена криптовалют на криптовалютных биржах сформирована исключительно на спекулятивной основе и может рухнуть в любой момент вплоть до нуля.

В 90-х годах был подобный эффект от так называемых доткомов, когда компании, не имея реальной стоимости, сильно росли на спекулятивных ожиданиях и в один момент лопнули, как мыльный пузырь. Если это произойдет с криптовалютой, я надеюсь, что те, кто занимается майнингом, не понесут больших убытков. Если они получат прибыль, то, наверное, таков рынок.

Государство сегодня осторожно оценивает эту сущность. Известно уже, что на федеральном уровне обсуждается создание крипторубля, который в отличие от биткоина будет эмитироваться централизованно Центробанком. По факту он будет являться обычным рублем, просто в цифровом формате, использующем все преимущества технологии блокчейн. Но это планы, которым еще суждено реализоваться.

Как оцениваете развитие Иннополиса? Сколько резидентов удалось привлечь за эти годы?

— Город высоких технологий Иннополис находится в постоянном развитии, наполняется жизнью и продолжает привлекать самых талантливых ИТ-специалистов для проживания и работы.

Сегодня в городе ежедневно находятся более 3,5 тыс. человек, зарегистрировано более 150 различных компаний. Можно с уверенностью сказать, что сегодня город обрел самодостаточность. В Иннополисе работают отделение почты, два банка, два супермаркета, несколько кафе, бар, автомойка, аптека, книжный магазин и другие организации бытовой сферы. В общем, жизнь в городе кипит. Выходные я провел в Иннополисе — в городе очень приятно просто находиться — видно, что он развивается.

Сдано в аренду более 12 тыс. квадратных метров недвижимости, запущена базовая инфраструктура: 16 жилых домов на 840 квартир (полностью заселены), детский сад, школа, ИТ-лицей, медицинский и спортивные центры.

Мы очень ждем сдачи 1-й и 2-й очереди 5-го и 6-го квартала в Иннополисе, который даст приток дополнительных 732 квартир, более половины из которых уже расписано. Жители уже ждут. И действительным фактором, который сегодня поддерживает развитие этого проекта, будет строительство жилья, детских садов и школ.

Сегодня в город приезжают молодые семьи из различных уголков страны, дальнего и ближнего зарубежья. В городе успешно функционирует Университет Иннополис, который сегодня собрал команду профессорско-преподавательского состава из более 20 стран. В Университете Иннополис сегодня реализованы проекты Национальной технологической инициативы — «Аэронет» и Центр робототехники, открытие которого прошло в рамках ЦИПР-2018.

На сегодняшний день на территории ОЭЗ «Иннополис» осуществляют свою деятельность 67 резидентов и 8 компаний-партнеров. Это крупные компании — «Сбертех», «Яндекс», «Ак Барс Цифровые технологии». Заявленный общий объем инвестиций — 10,9 млрд руб.

Компании успешно набирают обороты. Мы это видим по увеличению количества рабочих мест и объемов привлекаемой рабочей силы. Напомню, что администрация Иннополиса, университет и Министерство связи РТ формируют специальный набор услуг, который позволяет компаниям успешно проходить процедуры для включения в состав резидентов ОЭЗ «Иннополис». Это единственный город, где вы за сутки сможете получить квартиру в аренду и сразу место в детсаду или школе.

Появились ли в городе якорные проекты, соразмерные Университету? Ожидается ли появление крупных резидентов в ближайшей перспективе?

— За последнее время в Иннополисе появились следующие крупные резиденты: «Инфовотч-Волга», «РТК Софт Лабс», «Центр инноваций Шнейдер Электрик», «Ситроникс», «Телеком Солюшенс», «Открытая мобильная платформа», «Мой офис» и другие. Работа по привлечению резидентов ведется на постоянной основе. В настоящее время ведутся переговоры о получении статуса резидентов ОЭЗ с 16 компаниями.

Суммарно у нас сформированы более 1200 рабочих мест. Цель: до конца года при наличии жилья полностью заполнить технопарк и завершать строительство второго технопарка, который мы начнем активно пополнять при наличии жилья, привлекая ИТ-компании со всей страны и ближнего зарубежья.

Как развивается вторая ОЭЗ в Лаишевском районе? Какие проекты будут там развиваться?

— Территория ОЭЗ «Иннополис» состоит из площадок: в Верхнеуслонском районе — 192,71 Га, в Лаишевском — 101,3 Га. Основной профиль площадки в Лаишевском районе РТ: информационно-коммуникационные технологии, разработка программного обеспечения, сборка аппаратных устройств, серверов, компьютеров, Wi-Fi точек и сервисное обслуживание ИТ-инфраструктуры заказчиков.

Компаниям-резидентам предоставляется широкий спектр экономических льгот и преференций. Особые условия ведения предпринимательской деятельности включают в себя: специальный налоговый режим, льготные условия аренды офисных помещений и земельных участков, льготные тарифы на подключение к инженерным коммуникациям.

Отличительной особенностью площадки в Лаишево является то, что все здания и технопарки построены за счет частного инвестора — компании ICL. Компания является якорным резидентом ОЭЗ «Иннополис Лаишево». В августе 2016 года она получили статус резидента ОЭЗ, а в 2018 году построила 8-этажное здание технопарка общей площадью 13 295 кв. на 1200 рабочих мест, из которых 700 мест уже заполнено. Размещаться в нем будут не только офисы ICL, помещения будут также сдаваться в аренду резидентам Особой экономической зоны «Иннополис».

Мы планируем привлекать дополнительные средства для того, чтобы построить аналогичный технопарк на этой площадке. Я надеюсь, что в двухлетней перспективе с учетом норм и сроков строительства, а также погодных условий он будет запущен.

Также на территории лаишевской площадки реализуется проект строительства частного домостроения. Построены школы и детские сады, заканчивается строительство спортивного мультифункционального центра.

Планируется ли в Казани строительство новой телевышки? В какой стадии сейчас этот проект?

— Сегодня у нас функцию передачи телевизионного сигнала осуществляет монопольно федеральная компания РТРС .

В городе новую вышку уже не поставить из-за отсутствия подходящей площадки. Поэтому проект пока на стадии обсуждения. Основная наша цель — перейти на цифровое вещание. Сегодня уже запущены 1-й и 2-й мультиплексы вещания, которые обеспечивают цифровым сигналом 90 процентов территории республики.

Где и когда в Татарстане начнет работать система распознавания лиц, которую протестировали и намерены внедрять в Альметьевске?

— По Альметьевску продолжается пилотный проект по распознаванию лиц. На 153 объектах общественной, транспортной и придомовой инфраструктуре будут установлены камеры с этой функцией. В рамках проекта компания NtechLab успешно протестировала систему распознавания лиц и на домофонных камерах.

Также изучаются возможности использования видеоаналитики в части распознавания нетипичного поведения граждан в общественных местах. По итогам апробации будет принято решение о тиражировании опыта по всей Республике Татарстан.

Отмечу также, что в рамках программы «Безопасный город» в республике создан единый информационный ресурс — геопортал, на котором отображается более 16 тыс. камер. Этот ресурс продолжает наполняться.

Где, помимо Альметьевска, и когда будет запущена система распознавания лиц?

— В Казани, надеемся, до конца года. Сегодня в ИТ-парке вы уже можете увидеть «умный» турникет, который анализирует посетителей по биометрическим данным. Распознавая лицо человека, система открывает ему доступ в здание. «Умный» турникет уже работает и пропускает в технопарк только тех, чьи данные загружены в базу.

Какие результаты работы челнинского ИТ-парка?

— Площадки ИТ-парка как в Казани, так и Набережных Челнах заполнены и успешно функционируют. Резидентами ИТ-парка на сегодняшний день являются 144 ИТ-компании, из них в Казани — 65 с общим количеством рабочих мест около 2 тысяч, а в Набережных Челнах — 79 компаний, в которых работает 1200 сотрудников.

По каким-то параметрам челнинская площадка даже превосходит казанскую. Сотрудники там работают в более комфортах условиях, чем здесь, поскольку на одного человека приходится больше квадратных метров. Кроме того, большая часть бизнес-инкубатора находится именно в Челнах. И хотя там не так много стартапов, но те, которые появляются, — очень интересные. Я бы отметил такой тренд.



Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев