В целом 90-я церемония прошла спокойно. Звезды не забыли о сексуальных скандалах и «Вайнштейнгейте», но на этот раз обошлось без черного дресс-кода, как на «Золотом глобусе» или премии BAFTA. На премию многие предпочли надеть специальные значки, напоминающие о гендерном равенстве. Победители говорили о миграции и недопущении расовой или половой дискриминации, благодарили маму, попугая и Уинстона Черчилля, а организаторы больше не путали конверты. Но обо всем по порядку.
Главный фильм года
На самую главную номинацию — лучший фильм — претендовали «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Форма воды», «Дюнкерк», «Леди Бёрд», «Зови меня своим именем», «Прочь», «Секретное досье», «Темные времена» и «Призрачная нить».
Лучшим фильмом признали фантастическую мелодраму «Форма воды» Гильермо дель Торо. Трогательная история любви немой уборщицы из секретной лаборатории и морского чудища заслужила высшую награду киноакадемии. Ведущий церемонии комик Джимми Киммел даже пошутил: «В этом году мужчины так облажались, что женщины начали встречаться с рыбами!».
Сам создатель ретро-сказки получил «Оскар» за лучшую режиссуру. Мексиканец дель Торо немного поколдовал с сюжетом и добавил в свою вымышленную историю с милыми его душе чудовищами то, что так ценят на «Оскаре», — расовые и сексуальные меньшинства, общественные и политические тренды года и в итоге получил желанную статуэтку.
Картина стала рекордсменом нынешней премии по номинациям и выигранным наградам, поэтому ее победа скорее закономерность, чем сюрприз. «Форма воды» претендовала на 13 фигурок «Оскар», получила — четыре. Помимо режиссуры и лучшего фильма, также за лучшую музыку и работу художников, которые оживили на экранах нового человека-амфибию.
Лучшие актеры
Несмотря на многочисленные номинации мексиканского фэнтези, главным фаворитом «Оскара» многие называли все-таки «Билборды». Однако картина не получила награду за лучший фильм. У нее было меньше шансов получить «Оскар» хотя бы из-за того, что создатель трагикомедии Мартин МакДона даже не был номинирован за лучшую режиссерскую работу.
Зато Фрэнсис Макдорманд стала обладательницей своего второго (после «Фарго») «Оскара» за лучшую женскую роль. Актрисе досталась роль воинственной Милдред Хейз, которая после трагической смерти своей дочери восстала против полицейского беспредела в вымышленном городке с реальными проблемами и в одиночку решила вершить правосудие. Так появились те самые красные билборды, расколовшие город на две части: с одной стороны Милдред, с другой — шеф полиции Билл Уиллоуби и сочувствующие ему горожане.
Заветную статуэтку получил еще один актер из черной комедии Мартина МакДоны. Сэма Рокуэлла наградили за лучшую мужскую роль второго плана. Актер мастерски сыграл импульсивного копа-расиста Джейсона Диксона. Герой Рокуэлла любит классическую музыку, горой стоит за своего начальника, во всем слушается маму, а на досуге избивает темнокожих подозреваемых. Но не торопитесь вешать на него ярлык оборотня в погонах — дайте ему шанс. У режиссера Мартина МакДоны нет плоских персонажей, и Диксон вам это докажет.
Но, вернемся к главным героям. В 1940-м году в своей первой речи на посту премьер-министра Великобритании Уинстон Черчилль сказал: «Вы спросите: какая у нас цель? Я отвечу одним словом — победа». Роль Черчилля в картине «Темные времена» тоже принесла победу за лучшую мужскую роль мастеру перевоплощений — Гари Олдману.
В центре фильма, основанного исключительно на диалогах, блестящая актерская игра. В итоге Черчилль в фильме показан не только как сильный политик, но и как живой человек со своими причудами — он носит халат без нижнего белья, язвит королю, тренируется правильно показывать жест victory — «победа», а также не скрывает нежных чувств к своей супруге. На славу постарались и гримеры картины, старательно превращавшие Гари Олдмана в британского лидера, — фильм получил награду за лучший грим и прически.
«Темные времена» прекрасно дополняет еще один фильм про Вторую мировую войну — «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Картина смотрит на события тех времен с другой стороны Ла-Манша и показывает эвакуацию союзных войск из французского Дюнкерка. Фильм заслужил три технические награды кинопремии. Военная драма впечатлила киноакадемиков своим монтажом, звуком и его сведением. Действительно, почти безмолвная картина рассчитана на непосредственное чувственное восприятие зрителя. Аудиодорожке в фильме уделено по-настоящему большое внимание: тикающие часы, звуки авианалетов и свист пуль — все это создает особую атмосферу и настроение фильма.
Приз за лучшую женскую роль второго плана унесла домой Эллисон Дженни, которая, сыграла в биографической черной комедии «Тоня против всех». Актрисе досталась роль бескомпромиссной матери скандально известной фигуристки Тони Хардинг. Героиня Дженни курит, ругается, может ударить дочь, но уверена, что ее методы воспитания правильные — ведь она растит будущую чемпионку, а значит, нужна особая строгость и дисциплина. Кстати, Марго Робби, сыгравшая саму Тоню, «Оскар» не получила, и фильм про фигуристку в итоге остался только с одной статуэткой.
Российский след в американском «Оскаре»
Приз за лучший фильм на иностранном языке, к большому разочарованию всех россиян, достался картине из Чили — «Фантастическая женщина», рассказывающая о правах трансгендеров.
На эту номинацию претендовала и российская «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Но, увы, бытовая трагедия о том, как родители, увлекшись разборками, забыли о ребенке, впечатлила американцев меньше, чем история о трансгендере, и осталась без «Оскара».
Однако другой русский сюжет больше пришелся по душе американским кинокритикам. Нашумевшая история о допинговом скандале показалась иностранцам интереснее семейных конфликтов. В итоге лучшим документальным фильмом стал «Икар», рассказывающий о допинге в российском спорте. Главным действующим лицом в картине стал информатор WADA Григорий Родченков, экс-руководитель Московской антидопинговой лаборатории. Ведущий церемонии награждения Джимми Киммел во время вручения статуэтки даже пошутил про Президента России. «По крайней мере, можно сказать с уверенностью, что в эти выборы Путин не вмешивался», — отметил комик.
Что киноакадемики признали лучшим для детей?
«Тайна Коко» режиссеров Ли Анкрича и Эдриана Молины стала лучшим анимационным фильмом, обогнав Босса-молокососа, бычка Фердинанда, «Ван Гога» и историю об упрямой «Добытчице», переодевшейся мальчиком, чтобы спасти семью.
«Тайна Коко» — добрый мультфильм, который заставил плакать и смеяться всех зрителей в кинотеатрах. Сюжет разворачивается на фоне мексиканского праздника День мертвых. Здесь и поиск своего я, и семейные ценности, и веселые песни и пляски. Кстати, заглавная песня мультфильма также стала лучшей в своей номинации.
Нет комментариев-