Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Ринат Закиров: Заявление должны писать не желающие изучать родной язык, а те, кто от него отказывается!

Ринат Закиров: Заявление должны писать не желающие изучать родной язык, а те, кто от него отказывается!
На сессии Государственного Совета РТ 25 апреля Председатель Исполнительного комитета Всемирного конгресса татар Ринат Закиров выступил против законопроекта депутатов Государственной Думы РФ о преподавании родного языка по желанию родителей. В интервью агентству «Татар-информ» он рассказал о том, к чему привело отступление в ситуации с преподаванием родного языка.

«Кому не понравился подъем татарского мира?»

– Ринат Зиннурович, вы крайне резко высказались на сессии Госсовета. Что вас подвигло на такое выступление?

– Обращение Государственного Совета Татарстана в Государственную Думу России оживило общественность республики и показало всю остроту языкового вопроса. Мнения, озвученные в обращении, находят отклик и поддержку в национальных республиках страны, это видно и в социальных сетях.

Важно вот что – Совет при Президенте РФ по правам человека так же выступил против сомнительного проекта, подготовленного Госдумой. В социальных сетях нельзя не заметить такую мысль – кому нужно в сегодняшней ситуации готовить законопроект, направленный на противопоставление народов, живущих в противоречивых условиях страны? Будет правильно, если скажем, что вопрос родного языка и национальных школ вот уже многие годы является самым больным местом татарского народа.

90-е годы прошлого столетия открыли перед нашим народом новые возможности, в республике были открыты десятки татарских школ и гимназий, в вузах татарский язык стал использоваться шире. Такое явление вдохновило людей, именно в этот период было положено начало большим успехам республики. Сильно изменилось и духовное состояние татарского народа, нация принялась изучать свою богатейшую историю, большую роль национальный подъем сыграл и в экономической жизни республики. Именно тогда татарский человек освободился от многовекового пессимизма, подавленного состояния, расправил плечи и уверенно зашагал вперед. Нация начала смотреть на свое будущее с надеждой.  

Кому не понравились подъем и изменения татарского мира? Зачем сегодня потребовалось сеять тревогу? Изменения последних лет в системе образования заставили татарский народ обеспокоиться. Конституция страны давала государственный статус национальным языкам республик, они даже были внесены в федеральные образовательные стандарты. Но, видимо, каким-то силам это не понравилось, и национальные языки исключили из федеральных стандартов. Вот это и есть главная причина, которая привела к разногласиям в обществе.

«Нужно вернуть национальные языки в федеральные стандарты»

Мы видим, что такие действия федерального Министерства образования противоречат и Конституции страны, и его законам. Удивляет, что теперь и часть депутатов Государственной Думы встали на этот путь. Ведь в системе образования страны есть проблемы и кроме преподавания национальных языков. Сегодня общественность волнует вопрос Единого государственного экзамена, потому что у учащихся снизился уровень образования.

И представители интеллигенции, и общественные деятели, и депутаты Думы бьют в колокола по этому вопросу. Единый государственный экзамен оказался особенно опасным. Именно этот экзамен стал причиной искоренения традиционной системы татарского образования, существующей многие века. Сегодня даже некоторые родители не прочь отказаться от изучения родного языка. Таким образом, ЕГЭ ввел нас в состояние безысходности.

Рождается вопрос: как выйти из сложившейся ситуации? По моему мнению, нужно вернуть национальные языки в федеральные стандарты. В школьных программах есть множество обязательных предметов, и ясно как день, что родные языки обязательно должны быть среди них.

«Термин о «принудительном обучении» надуман»

Некоторые придумали даже такой термин, как «принудительное обучение», а в Конституции страны сказано, что обучение 9 классов считается обязательным.

Что удивительно в данной ситуации – почему-то заявление пишут те, кто желает изучать родной язык. А ведь такое заявление было бы правильно писать тем, кто изучать родной язык отказывается.

Для желающих изучать родной язык рассмотрены четыре стандарта, кто желает изучать язык по этим стандартам – им нет необходимости писать заявления. А кто не желает учить, изучать язык – у них можно просить заявления. Поэтому этот вопрос необходимо обсудить с общественностью и вынести решение на основе законов.

– К чему может привести отмена обязательного обучения в школах?

– Обязательное обучение предусмотрено в законах страны. Не принудительное обучение, а обязательное, и обучение у нас, в общем, обязательным и является. Обязательно проучиться 9 классов, а идти или нет в 10-й класс – человек решает сам. Есть «принудительное обучение», а есть «обязательное обучение». Многие частенько пользуются подменой понятий обязательного обучения на принудительное, это прослеживается в обсуждениях. И никто не объясняет народу, что есть на самом деле. Многие используют эти термины и понятия согласно своему уровню понимания, отсюда и возникают разногласия. Обязательное обучение рассмотрено по Конституции страны. Поэтому обязательное обучение было, есть и будет, должно быть. А если кто-то не хочет изучать родной язык – они и правда, должны обратиться по этому поводу с заявлением, я считаю так.


«Мы оказали слабость, чтобы не углубляться еще больше»

– В своем выступлении в Государственном Совете вы сказали, что «мы дали слабину». Что вы имели в виду, говоря о слабости?

– Есть такая вещь, как спокойствие народа, чем глубже противостояние интересов – тем труднее сохранить дружественные отношения и согласие в обществе. Поэтому, не желая усугублять ситуацию, мы решили, что на этом все успокоится и остановится. Вот это и стало слабиной. Я считаю, что сейчас такого быть не должно. Потому что сейчас нельзя думать, что будет, если будет так. Сейчас нам нужно твердо стоять, и довести до конца то, что родной язык должен быть среди других предметов в программе общего образования, рассмотренного Конституцией.

«Мы не одиноки в России»

– Мы одиноки в России в этом вопросе?

– Нет, не одиноки. Другие республики так же обеспокоены данным вопросом, это видно и в социальных сетях, знаю, что есть обращения и в Государственную Думу. Обучение родному языку волнует все народы, ни одна нация не собирается отказываться от своего родного языка, я такие народы еще не встречал. Но есть разные люди, и никак нельзя взять мнение отдельного человека и сказать, что так считает весь народ.

– Вы не ведете совместную деятельность с башкирским и чувашским народом?

– Нет, к такой деятельности мы не приступали, и нам никто не давал такие полномочия.

– Я имею в виду работу с их конгрессами.

– Нет, мне еще не приходилось видеть такие взаимоотношения между двумя конгрессами. У каждого народа свой конгресс, и нет координации. Но если этот вопрос в будущем не решится, думаю, что конгрессы разных народов могут работать сообща.

– Есть ли сторонники в федеральном центре?

– На сессии это было видно, об этом есть информация и в материалах сессии. Фарид Мухаметшин обратился к депутатам Государственной Думы и сказал, что если есть желающие высказаться в этом вопросе, им будет предоставлено слово. Никто не вызвался. Значит, они пока не готовы к этому. Думаю, что это будет в будущем, и они не останутся в стороне. Ведь если народ республики, Государственный Совет подняли вопрос на таком уровне, и направили обращение в Госдуму РФ, то депутаты Думы, и особенно депутаты, избранные в Татарстане, проникнутся этой проблемой.

«Татарстан – основное место сохранения нации»

– Насколько в этих процессах участвуют татары, живущие вне Татарстана?

– Конечно, татарский мир наблюдает за ситуацией с волнением. Наши соплеменники, считавшие, что, наконец, за четверть века нация смогла добиться того, чтобы отстоять себя, обращаются к нам с тревогой. Они спрашивают, нужно ли какое-либо единое движение. Пока мы с этим не работали.

Во многих регионах говорят, что не видят отступления назад в данном вопросе. Есть школы, где татарский язык из факультатива перенесли в перечень основных предметов.

Но что бы там ни было, мнение соплеменников едино: Татарстан – основное место сохранения нации. Если татарского языка не станет в Татарстане, сломается крыло нации. Татары в других регионах и странах говорят: «Наши взоры обращены на Татарстан, Татарстан – наша опора, Татарстан – наш дух, и если Татарстан в этом вопросе отступит, и в Татарстане отменят преподавание языка, то мы вообще исчезнем». Они до сих пор живут, воодушевляясь Татарстаном.


«Не думаю, что Госдума примет этот законопроект»

– Как вы думаете, сможем ли мы вернуть обязательное преподавание татарского языка в Татарстане?

– Против этого закона выступил и Совет при Президенте РФ по правам человека. Значит, мы не одиноки. Есть парламенты других народов, думаю, что они тоже еще вернутся к этому вопросу. Это касается не только Татарстана, но и других республик в стране, поэтому, я считаю, что этот закон не будет принят так скоро.

Фарид Мухаметшин заявил о создании согласительной комиссии. Соглашение принимается лишь в том случае, если две стороны сядут и в ходе обсуждений придут к единому мнению. По-другому этот вопрос сам собой не решится, потому что уже слишком углубились. Я думаю, что внесение группой депутатов в Госдуму нового законопроекта – это результат необдуманного действия, когда они подошли к теме, которая им не близка.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев