31 мая 2018 года в программе «Время» Первого канала был показан репортаж об изменении статуса государственных языков национальных республик в составе РФ. https://www.1tv.ru/news/issue/2018-05-31/21:00#16
Во внесенном в Госдуму законопроекте говорится, что изучение государственных языков республик РФ не должно быть обязательным, и это представлено как «право выбора» родителей.
Общественность в Татарстане, Башкортостане и других республиках считает, что данный законопроект нарушает права национальностей, проживающих в стране, а также противоречит Конституции России. Под обращением против законопроекта поставили подписи тысячи людей. Такой проект рождает конфликт в обществе и приводит к ложному мнению о руководстве нашей страны.
Не вдаваясь в глубокий анализ темы, необходимо указать на ошибки, допущенные в двух репортажах, показанных в эфире Первого канала и канала «Россия 24», пишет журналист с 50-летним стажем, обладатель диплома преподавателя татарского и русского языков Римзиль Валиев.
Вот на какие семь заблуждений указывает эксперт:
«Первое. В проекте закона и репортажах говорится о «добровольном изучении», «праве выбора», в действительности же у родителей и детей такого права выбора нет. Единый государственный экзамен сдается только на русском языке, и даже при поступлении в вуз для изучения татарской филологии и журналистики учитываются результаты экзаменов по русскому языку и литературе и других экзаменов, которые выпускник сдает тоже на русском. По причине несоблюдения прав на использование национальных языков в общественной жизни, ведении рабочих документов, в системе информации принципы добровольности уже почти забыты.
Второе. Ложное мнение о том, что изучение национальных языков наносит ущерб знанию русского языка, необходимо заново исследовать с участием серьезных экспертов и представителей национальных республик. В действительности сейчас в Татарстане и в среде татар РФ знание русского языка на очень высоком уровне и на более высоком уровне, чем в целом по стране. Люди, по происхождению являющиеся татарами, достигают высоких успехов в русской журналистике, литературе, искусстве кино и театра.
Третье. В упомянутых выше репортажах совсем не показаны представители национальных республик. Там показана украинская школа в Крыму, башкирская семья в Челябинске, отражены мнения проректора Омского университета, депутатов Госдумы РФ. Не дана возможность выражения своей точки зрения специалистам по национальному образованию, учителям родного языка, родителям.
Четвертое. В проекте закона и указанных репортажах поднимаются мнения, создающие конфликт интересов между родителями, учителями, школьниками. В последние месяцы в школах и вообще в обществе стало усиливаться разделение по национальности. Даже внутри смешанных семей ощущается разделение по признакам языка и национальности. Предложения, внесенные в рамках законопроекта и озвученные в репортажах, усиливают данный конфликт. Все больше становится людей, которые считают недопустимыми подобные действия, приводящие к расшатыванию согласия в стране.
Пятое. В обоих репортажах говорится, что от изучения национальных языков страдают семьи офицеров, часто переезжающих по службе. В действительности в Татарстане и других регионах семьи переехавших офицеров и представителей других профессий не составляют большинства. Их можно освобождать от изучения национальных языков на основе специальных решений и личных заявлений.
Было бы правильнее, если бы заявления писали родители, составляющие меньшинство, а не большинство. В том числе по заявлению можно было бы освобождать от изучения национальных языков детей, не имеющих способностей к изучению языков, или тех, кому здоровье создает трудности в выполнении школьной программы. Такой порядок могли бы осуществить ученые, просветители, депутаты, специалисты по праву на основе закона. Считаю возможным освобождение от изучения языков даже по личным и идеологическим соображениям. А вот если ученикам, изучающим государственные языки республик, будут вручаться сертификаты разного уровня и эти документы учитывались бы при принятии на работу, поступлении на учебу на основании конкурса, то это было бы очень уместно.
Шестое. Распространение материалов, информации, создающих скандал на спорные темы по национальным вопросам, воспитывает в школьниках отрицательное отношение к изучению языков, создает противостояние к межнациональной дружбе, выполнению требования старательно учиться, усложняет процесс воспитания, рождает вредные мнения о «ненужных» языках.
Седьмое. Неправильно думать, что «право выбора», о котором говорится в репортажах, равняет все национальности в их правах. Язык народа, составляющего большинство в России, служит государственным языком, вся информационная система, образование, управление производятся на этом языке. В мире есть нации и языки, имеющие свое государство, в составе РФ есть нации и языки, имеющие свою республику, встречаются и народы, вообще не имеющие ни системы образования, ни учебников и язык которых уже теряется. В данной ситуации неуместно внесение спорных изменений в Закон РФ «Об образовании в РФ» объявлять «правом выбора». Каждая национальность, регион и республика имеют свои особенности. Нельзя решать вопрос языка без обсуждения с ними. Нельзя распространять ложные мнения, слухи о вопросах, которые в действительности необходимо обсуждать совместно с участием ученых этих народов, писателей, федеральных и региональных экспертов, депутатов. Я убежден, что судьбу родных языков можно решить и без создания информационных войн и конфликтов. Надо сделать именно так», — пишет Римзиль Валеев.
Нет комментариев-