Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Режиссер Алексей Барыкин о премьере «Водяной»: «Да, это современная сказка, в каком-то смысле даже сказочный детектив»

Режиссер Алексей Барыкин о премьере «Водяной»: «Да, это современная сказка, в каком-то смысле даже сказочный детектив»
14 марта в широкий прокат выходит татарстанский фильм-фэнтези «Водяная». Автор сценария и режиссер фильма Алексей Барыкин в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ» раскрыл детали съемочного процесса, высказался за создание в Татарстане своего фонда кино и рассказал, какую главную награду в своей жизни хотел бы получить.

Ключевые звезды фильма – дети 

Алексей, в марте зрители увидят ваш новый фильм в жанре фэнтези «Водяная», в основе которого лежат произведения Каюма Насыри. Это будет татарская сказка на современный лад? 

— Да, это современная сказка, в каком-то смысле даже сказочный детектив. По сюжету дети приезжают в татарскую деревню из Москвы, ночью их мать похищает Водяная (ведьма, которая живет в озере), и они ищут способы, как ее спасти. Очень скоро герои понимают, что тут все не так просто, и дальше идет увлекательное детективное расследование. Но, конечно, там есть волшебные эффекты, превращения, приключения. Такая современная сказка. 

Если брать в глобальном смысле, то это фильм о взаимоотношениях родителей и детей. Причем история строится на нескольких уровнях, нескольких поколениях. Это история о том, как важно беречь отношения в семье. 

Над фильмом работала команда исключительно из Татарстана? 

— Весь фильм сделан только татарстанскими специалистами. Мы этим гордимся. Важной частью нашей работы было именно развитие нашей татарстанской индустрии. Значительная часть нашей команды состояла из студентов и выпускников Института культуры, факультета кинематографии и телевидения. Многие из них уже известные профессионалы. Например, Солтан Сунгатуллин,который работал одним из ассистентов, а сейчас он известный режиссер, автор фильма «Айсылу». Или Руслан Косенкоон отметился многими операторскими работами. Оператором-постановщиком выступил Алексей Матросов, тоже наш, казанский специалист. 

Главные роли в фильме сыграли дети. Как вы их готовили к съемкам? 

— Дети стали настоящими звездами фильма, можно сказать. Девочке на тот момент было шесть, а мальчику 11 лет, и они присутствовали практически в каждом кадре. Прежде, чем начать снимать фильм, примерно за две недели мы пригласили поработать с детьми театрального режиссера и тренера Юлию Захарову (Юлия исполнила роль Водяной в фильме прим. ред.). На таких встречах Юлия учила ребят взаимодействовать друг с другом, вживаться в роль. 

Также мы снимали специальное помещение с залом для активных игр, где были маты, кубы, шары и так далее. Они из этих вещей собирали комнату и разыгрывали там мизансцены. Я думаю, что и для детей это было очень увлекательно, и дало нам хороший результат. 

Уникальный грим Водяной, взрыв в кадре и зачем Татарстану необходим свой «Фонд кино» 

Какие инновационные технологии использовались в фильме? 

— В нашем фильме много компьютерной графики. Это то, что в Татарстане в таком объеме делается впервые. С использованием компьютерной графики мы сделали, например, сцену, в которой Водяная взрывается всплеском воды и исчезает. Этот эффект состоит из реальной и рисованной воды: особым образом плескали настоящей водой, а после этого накладывали компьютерную графику. Это один из сложных эпизодов. В фильме он длится всего пару секунд, но делался больше месяца. 

Кроме компьютерной графики мы использовали уникальный грим, у которого в Татарстане просто нет аналогов. Взять ту же самую Водяную. Водяная — это персонаж, для которого грим на каждую съемку создавался около трех часов. Мы привозили из Москвы специальные силиконовые, латексные материалы, которые позволяли нашему гримеру Алисе Галиевой практически вылепливать лицо, руки персонажа, как из пластилина. 

Использовалась ли после наложения грима дополнительная компьютерная обработка? 

— Да, поверх грима еще идет обработка компьютерной графикой. Допустим, Водяной сделали лицо, руки, какие-то другие элементы тела. Потом на компьютере полностью изменяется текстура кожи, меняются глаза, добавляется свечение, дым. У нашей Водяной такие светящиеся, сверхъестественные глаза. В общем, это достаточно сложная технология. 

Будет ли фильм пугающим? 

— Не могу сказать, что фильм страшный. Дети находятся в деревне три дня и три ночи. Ночью там бывают напряженные моменты, а днем — это светлая и позитивная сказка. Это, конечно, не ужастик, но в нем много эмоционального напряжения, саспенса. 

Кроме Водяной в картине будут еще монстры? 

— Раскрыть этого я не могу, так как это уже будут спойлеры. Скажем так, Водяная – не единственный сказочный персонаж в фильме. 

На чьи средства снимался фильм? 

— Фильм частично снят при поддержке президента Республики Татарстан. Вторую часть денег выделил зеленодольский меценат Владимир Братухин и его фонд «Ника». Он же и оказал большую помощь при создании фильма, в том числе при решении административных вопросов. Братухин является одним из продюсеров нашего фильма. Насколько я знаю, за фильм «Водяная» Министерство культуры РТ номинировало Братухина на звание «Меценат года». 

Как вы относитесь к идее создать татарстанский «Фонд кино»? 

Я очень давно поддерживаю эту идею. Министерство культуры финансирует авторское, фестивальное кино, дебюты, спецпроекты. А «Фонд кино» - это структура, которая направлена на создание фильмов для проката и для массового зрителя. «Фонд кино» к тем, кто к ним приходит, предъявляет требования массово продвигать фильм, собрать определенную сумму в кинотеатрах. Эти требования стимулируют тебя правильно выбирать тему, качественно снимать, работать над выходом в кинотеатры. 

У нас многие кинематографисты занимают такую позицию: я художник, я снимаю фильм, а вот работу по продвижению кто-то еще должен делать. Например, государство, Министерство культуры, «Татаркино». А на самом деле никто это делать не обязан, потому что не факт, что фильм будет хорошим и что он будет годен для продажи. Никто не может лучше продавать свой фильм, чем те, кто его создавали. 

Просто доводить кино до зрителя – это очень большая и творческая работа. Можно нетривиальные и креативные решения и подходы искать. Поверьте, продвигать кино в наше время гораздо сложнее, чем снимать его. Если в Татарстане появится, что-то вроде «Фонда кино», татарстанское кино может сделать действительно большой рывок вперед. 

Почему московские проекты о Татарстане не обязательно хорошие и получится ли у «Зулейхи» 

Основным местом съемок стала деревня Большие Ачасыры. Увидит ли зритель музей Каюма Насыри в фильме? 

— Да. По сюжету он так и позиционируется – дом-музей Каюма Насыри. Несколько эпизодов нашего фильма проходят именно там. В музее та самая мебель, та самая обстановка, в которой жил сам мыслитель, и это очень живописное место. 

Были ли досъёмки? 

Через некоторое время после завершения съемок мы вернулись в деревню Большие Ачасыры и просто подсняли кое-какие детали жизни для украшения монтажа. Например, мы решили, что хорошо бы нам добавить еще деревенскую панораму или еще что-то. Только такая досъёмка была, без актеров. 

Сколько времени прошло с запуска производства до проката? 

Больше двух лет. Съемки «Водяной» были в 2016 году. Они продлились порядка 1,5 месяцев в августе 2016 года. Все остальное время занял постродакшн. Мы представили фильм на Международном московском фестивале, потом была премьера на фестивале «Окно в Европу». Также мы вели работу по продвижению фильма, работали с кинотеатрами, дистрибьюторами, это тоже требует много времени. 

В Татарстане и о Татарстане ранее снимали фильм специалисты из Москвы. Например, была картина «Сокровище О.К.». Как вы относитесь к такой практике? 

Я не очень высокого мнения о фильме «Сокровища озера Кабан». Я воспринимаю этот проект, как очень конъюнктурный. Люди придумали способ, как выбить денег из Татарстана, и других целей там не было. Видно, что человек, который это создавал, не дышит нашим воздухом, не чувствует местной жизни, местной культуры. Вообще там с сюжетом проблемы серьезные. Но, несмотря на это, я надеялся, что фильм выстрелит и будет успешным. Потому что, если бы он удался, это могло бы дать очень серьезный толчок нашей киноиндустрии. К сожалению, этот фильм ни в России не понравился, ни, тем более, в Татарстане. 

Что вы думаете о сериале «Зулейха открывает глаза», который сняла московская команда по роману Гузель Яхиной? 

Я думаю, что сериал будет иметь высокие рейтинги. Это значимо для Татарстана, поскольку это татарский материал. Яхина – она наша. Хотя, конечно, может быть, к этому материалу есть неоднозначное отношение. Но сам факт, что канал Россия 1, который сейчас опережает Первый по рейтингам, считает, что надо взять татарский роман с татаркой в главной роли и сделать об этом сериал – это знаково. Это совершенно новое отношение к культуре народов в России. 

«Мы хотели снять первый татарстанский блокбастер» 

Что для вас было самым увлекательным при создании фильма? 

— Это целое приключение. У нас есть кадры, где Водяная летает над озером. Мы снимали ее реальный полет. Для актрисы был сшит костюм, а на нем специальный альпинистский обвес, чтобы ее можно было поднимать. На съемках использовался настоящий кран. Водяная на этом кране летит на очень большой высоте – порядка трех-четырех этажей. Персонаж заливается водой, ходит по поверхности озера, хотя озеро глубокое. Это было очень увлекательно. 

Вы специально ставили себе задачу усложнить работу? 

Мы мечтали снять первый татарстанский блокбастер. Понятно, что на уровень «Марвел» нам пока рано замахиваться, но, во всяком случае, мы хотели, чтобы это было зрелищно и с использованием самых современных технологий. Мы хотели, чтобы это могло выйти на российский и международный уровень. 

Никогда еще ни один татарстанский фильм не выходил по-настоящему в российский прокат. Бывают показы на фестивалях, разовые презентации. Но так, чтобы массово фильм шел в кинотеатрах, и зрители приходили и покупали билеты за деньги – такого не было никогда. 

Где покажут фильм, кроме России? 

— Китай, Индия, Вьетнам, Казахстан, Азербайджан. В Казахстане «Водяная» выйдет в прокат 7 марта, на неделю раньше, чем в России. Мы подписали контракт с международным сейлз-агентом, компанией «Antipode». Эта компания взялась работать с «Водяной» и очень успешно это делает. Есть и другие заинтересованные страны. Посмотрим, чем это все закончится. 

Как вы считаете, почему фильмы могут проваливаться в прокате? 

— Никто не может заранее предсказать, ждёт фильм успех или провал. Никто. Даже крупные голливудские франшизы со звездами периодически проваливаются. Недавно, например, провалились «Звездные войны», самая прибыльная франшиза в мире, это неслыханно! Для меня одно из самых интересных чтив – это аналитика на тему «Почему проваливаются высокобюджетные фильмы». Но, конечно, надеюсь, с нашим фильмом такого не случится. 

В Татарстане есть конкуренция между режиссерами за членов команды? 

— Иногда бывает, что несколько режиссеров хотят пригласить одного и того же человека в команду. И с актерами такое бывает. Нафису Хайруллину в своем короткометражном эпизоде должен был снимать Салават Юзеев. Мы буквально делили с ним съемочные графики. Какой-то день она работала у нас на «Водяной», а какой-то там. А нашего оператора Лешу Матросова звал к себе Ягафаров, например. 

Сказать, что у нас острая конкуренция за специалистов и технику, я не могу. Я всем нашим коллегам сопереживаю и желаю удачи, потому что любой успех татарстанского режиссера продвигает индустрию кино вперед. Если в наше кино начинают больше верить – значит, зритель начинает чаще приходить в кинотеатры, и выделяемые бюджеты также растут. 

Мнению каких людей вы доверяете при создании фильмов? 

— В первую очередь я прислушиваюсь к своим чувствам, а затем к мнению тех, кому доверяю уже много лет. Я очень тщательно отбираю людей, советам которых можно верить, и их мало. Некоторые из них – это опытные профессионалы в кино, другие – просто знакомые, близкие люди, которые обладают неким чутьем и дают мне мудрые советы. Среди преподавателей нашего института есть те, к кому я прислушиваюсь. При оценке критики нужно понимать, что нельзя переделать фильм так, чтобы он нравился каждому зрителю – всем угодить невозможно. 

Когда татарстанское кино завоюет мировой прокат? 

— Мы пытаемся это сделать с «Водяной» сейчас. Главный вопрос: что мы можем предложить современному зрителю такого, что ему не могут дать Голливуд и московские кинокомпании? В конечном счете успех зависит не от продвижения, не от рекламы, а именно от самого фильма. Захочет ли его смотреть зритель? Многие Татарстанские фильмы разных режиссеров, которые я дистрибьюторам показывал, им не подходили. Фильм – это товар. Если кинотеатры считают, что товар не будет продаваться, они его не будут выставлять на витрину. А фильм «Водяная» они посмотрели и сказали: «А вот этот возьмем!» Что-то такое они в нем нашли, значит, увидели потенциал. 

Недавно прошла церемония Оскар. Хотели ли бы вы получить статуэтку от американской киноакадемии? 

— На сегодняшний день в мире набирает популярность тренд не считать Оскар главной кинонаградой в мире. Это очень конъюнктурная награда. Если ты получаешь Оскар, значит, ты попал в струю американской конъюнктуры, и отнюдь не всегда это комплимент. Можно поспорить с мнением, что Оскар получают лучшие фильмы. К примеру, возьмем всем известный фильм Джеймса Кэмерона «Аватар», который стал прорывным в плане технологий киноиндустрии. 

Рядом с ним выходит малопримечательный фильм его жены, который привлекает лишь тем, что его создателем является женщина, которая впервые среди женщин-режиссеров номинировалась на премию. И ей за это дают награду. Сейчас много говорят о том, что Харви Вайнштейн просто покупал Оскары за деньги, причем для довольно посредственных фильмов вроде «Влюбленного Шекспира». Поэтому получить Оскар хорошо, но если не получить, то ничего страшного в этом нет. Есть много великих режиссеров, никогда не имевших Оскара. Тарковский, например. 

О какой кинонаграде вы мечтаете? 

— Некоторое время назад я перестал серьезно относиться к фестивальным наградам. Я, конечно, не говорю про такие фестивали, как Каннский или Венецианский, они крутые. Но что касается более мелких фестивалей, однажды ты понимаешь, что все эти статуэтки ничего не дают. На хлеб их не намажешь, они не повышают твой статус и даже не помогают получить следующий заказ. Просто стоят дома на полке, пылятся и занимают место. Настоящий успех кинематографиста и то, к чему он должен стремиться – это народное признание и любовь зрителя. Возьмите Леонида Гайдая: совсем не фестивальный режиссёр. Но то, как зритель обожает «Бриллиантовую руку» или «Кавказскую пленницу», это успех, который стоит любого Оскара. Любовь зрителя – это и есть настоящая награда.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев