Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Ретро-ремонт в подарок: Казанская художественная школа встретит 125-летие в спасенном от обрушения здании

Ретро-ремонт в подарок: Казанская художественная школа встретит 125-летие в спасенном от обрушения здании
В помещениях Казанской художественной школы – одной из архитектурных жемчужин Казани, построенной в 1904 году по проекту и под личным руководством самого Карла Мюфке, – начались ремонтно-реставрационные работы. В 2020 году учебное заведение отметит 125-летний юбилей.

Корреспонденты «Татар-информа» первыми увидели, как архитектурный шедевр начала ХХ века наконец-то выводят из аварийного состояния.

SOS-реставрация

Работы по спасению южного крыла здания стартовали с приходом осени. Как сообщила информагентству Ольга Гильмутдинова, директор Казанского художественного училища имени Фешина, которое размещается в историческом здании Казанской художественной школы, ремонтно-реставрационные мероприятия в этой части памятника архитектуры должны быть завершены до конца июня 2019 года.

«Я очень надеюсь, что за это время все будет сделано, потому что работы очень много. Начали с той части здания, где было самое аварийное состояние. Здесь критически аварийная зона, которая не терпит отлагательств (выходящая на улицу Толстого), с той стороны (по Красной линии улицы Карла Маркса) еще более-менее. Сейчас много расчищено, убраны старая штукатурка до исторического состояния стен, неродные перегородки – будет восстанавливаться исторический облик», – пояснила Ольга Гильмутдинова.


Безотлагательно начать восстановление здания в феврале этого года поручил Президент РТ Рустам Минниханов. Проект реставрации был выполнен «Татинвестгражданпроектом» еще в 2015 году, однако решение о его воплощении было принято только после того, как критическое состояние здания стало причиной отказа художественному училищу в аккредитации на обучение. 

«Я очень рада этому решению и благодарна, потому что реально ситуация в стране сложная и это не маленькие средства, а изыскать их на самом деле надо, хотя, казалось бы, мы маленькое учебное заведение. Так что я особенно благодарна, что обратили на нас серьезное внимание», – подчеркнула директор училища. 

Под натиском времени

Уникальное для Казани здание в псевдорусском стиле считается примером строения периода стилизаторства, который можно визуально ассоциировать с Новыми торговыми рядами на Красной площади (ныне ГУМ) архитектора Александра Померанцева.

П-образная постройка, согласно авторскому проекту, была разделена условно на богато декорированную преподавательскую (ее видно с фронтально-фасадной стороны по улице Карла Маркса) и ученическую части. В разное время в Казанской художественной школе учились Николай Фешин, Александр Родченко, Баки Урманче, Давид Бурлюк и другие знаменитые художники. 


Однако после революции, в 1926 году и по 1929 год в здании расположился индустриальный техникум, в 1929 – 1930 годах его сменил политехнический институт, затем в 1930 – 1941 годах – институт инженеров коммунального строительства. После чего шесть десятилетий, с 1941 по 2003 год, здание было отдано под второй корпус КАИ и лишь в 2006-м, почти 80 лет спустя, возвращено Казанскому художественному училищу.

За десятилетия эксплуатации «временными поселенцами» не по назначению памятник архитектуры с огромной площадью в 5232,2 м² хоть и сохранился, но пришел в упадок. На потолках и стенах потеки, обветшавшая крыша и перекрытия, близкий к катастрофическому износ всех площадей.


«Приходил один выпускник КАИ, рассказывал, что участники студии “Прометей” стекла витражей вынимали для своих экспериментов… Так что повандалило здесь КАИ на полную катушку! А ведь и каждое цветное стекло имеет свою историческую ценность, потому что они остались еще с тех времен», – печально констатировала Ольга Гильмутдинова.

Вырвать из небытия разрухи

Реставрация будет проходить в несколько этапов. Первоочередными стали работы по восстановлению функционала как раз ученической части здания, его южного крыла, большая часть помещений которого около двух десятков лет пустовала, потому что буквально представляла опасность для жизни. Год назад корреспонденты «Татар-информа» застали здесь мусор, осыпающиеся стены и гуляющий по кабинетам из-за отверстий в стенах и крыше ветер. На третьем этаже – заложенное утеплителем сквозное отверстие на улицу, вероятно, от какой-то трубы. Были начаты, но заброшены работы по установке пластиковых окон, закреплены растяжки, призванные хоть как-то сдерживать стены от обрушения


К настоящему моменту 262 сваями по периметру снаружи и изнутри укреплен фундамент южного крыла, проводится гидроизоляция цокольного этажа и отдельных стен, укрепляются своды и помещения подвала, восстанавливается прочность кирпичной кладки. Со временем в цокольном этаже так же, как и было задумано при проектировании здания, снова разместятся мастерские.

Кроме того, на этажах рабочие разобрали старые перекрытия. Все балки проходят экспертизу и при удовлетворительном состоянии сохраняются в конструкции здания. При разборе стало ясно, что за 114 лет существования в замене нуждаются около 30 процентов перекрытий, остальные строители только укрепят.


Во дворе здания полностью по кирпичику разобран более поздний сильно обветшавший пристрой. Он будет аккуратно собран заново – из оставшегося целого исторического кирпича и специального реставрационного.

«Мюфке строил тоже в два этапа. Хоть эта часть и была исторически построена во время второго этапа, разрушения у нее оказались очень серьезные, поэтому одну из стенок решили перебрать полностью», – пояснила Ольга Гильмутдинова.


К ремонту кровли, по планам, перейдут зимой – когда закончат все работы по укреплению здания.

«Ведутся окончательные корректировки проекта по кровле – там много вопросов, потому что кровля здесь сложно спроектирована, с выступами. И подобные вопросы (стык друг с другом кровельных поверхностей под углом, где скапливается снег) возникали еще с момента постройки здания Мюфке. Сейчас необходимо придумать систему, которая не будет позволять замерзать тающему снегу, или особенным образом герметизировать такие участки», – сообщила директор худучилища.

Продолжение следует

На первый этап реставрации объекта культурного наследия регионального значения выделено 165 млн рублей.  После того как южное крыло приведут в порядок, его займет училище, а реставрация, уже более детальная из-за большего количества декоративных элементов, сместится в северное, фасадное крыло со стороны улицы Карла Маркса.

Первоначальный проект 2015 года, к слову, оценивал затраты на восстановление исторического облика всего здания в 300 млн рублей. Несмотря на то что северное, профессорское крыло функционально сохранилось лучше, работы здесь будет не меньше. В этой части здания много декоративных элементов, которые потребуют особо подхода и кропотливого исполнения. Большинство их, к счастью, сохранилось до наших дней или подлежат восстановлению.


«Здание построено на совесть. Сам Мюфке проектировал его и сам же вел этот проект. Я думаю, поэтому это здание столько крепко и стоит. Это было его детище, он ведь был вторым заведующим Казанской художественной школы. Утрат здесь практически нет, главное – изношенность», – акцентировала собеседница.

Подлинной до настоящего времени осталась самая первая входная дверь. Остальные будут стилизовать под исторические. Необходимо будет расчистить лепнину, местами утрачены элементы кованых перил и деревянные декоративные шары, а также в некоторых местах разбита напольная метлахская плитка (изготавливалась из фарфоровых масс разного цвета). Их будут воссоздавать.


Если верить Урманче, при самом входе, по его воспоминаниям, “когда открывались эти двери, меня встречали львы”. Львы, видимо, были хорошего размера, и уже в послереволюционное время им нашли хорошее применение… С 2000 года, соседствуя с КАИ, здесь действовало отделение декоративно-прикладного искусства – мы арендовали одно-два помещения. Тогда эти деревянные шары еще были. Когда в 2006 году мы сюда официально переехали, вместе с уходом КАИ пропал последний шар», – заметила Ольга Гильмутдинова.

До сих пор, по ее словам, идет спор, насколько новый или аутентичный паркет в здании. По фотографиям определить это не удается, поэтому элементы паркета, так же как и балки перекрытий, проходят экспертизу. В том числе в южном крыле, где сейчас идет ремонт, паркетные полы будут восстановлены.

Восстановят и частично замененные за годы Советской власти на обычное стекло витражи, а также росписи под окнами перехода из северного крыла в южное.


«Роспись на самом деле очень простая. В старорусском стиле классически должно быть много росписей, но поскольку помещение здания строилось для занятия изобразительным искусством, то здесь чем меньше элементов, тем лучше. Если вы пройдете по всем учебным заведениям и посмотрите, классически стены красятся в серый цвет. Это самый идеальный цвет, чтобы воспринимать постановку, с которой художникам нужно в этом интерьере работать», – пояснила директор художественного училища.

Все эти работы, а также воссоздание светового окна, рассеивающего естественный свет с купола на крыше через третий на второй этаж, войдут во второй этап реставрации здания. В советское время этот замысел архитектора как нерациональный излишек был наглухо заколочен досками. В холле третьего этажа на месте светового окна для студентов КАИ было организовано пространство со столами для самостоятельной работы студентов.


Перспектива художественного бытия

В Казанском художественном училище имени Фешина обучается 203 студента. После реставрации здания, как в позитивном ожидании отметила Ольга Гильмутдинова, они наконец начнут заниматься на тех площадях, которые должны быть у училища в рамках его образовательной деятельности.

Второе здание на Муштари, 16, которое также занимает сейчас училище, с точки зрения приспособленности под специфику обучения, по ее признанию, вызывает много вопросов. Но в аккредитацию на образовательную деятельность в настоящее время введено именно оно, историческое здание Казанской художественной школы в документе не значится.


Ремонт позволит училищу обновить оборудование – станками и столами здесь планируется оснастить класс графики. К слову, изначально граверное отделение создавалось в Казанской художественной школе. В среднем специальном образовании такого отделения, уточнила Ольга Гильмутдинова, не существует по стандартам.

«Мы в рамках вариативной части активно его пытаемся развивать. Полноценное отделение такое у нас не появится, а факультативные часы в вариативной части у нас есть уже сейчас. После ремонта мы, может быть, сделаем это более расширенно. Может быть, в этом направлении будет возможность для свободного творчества студентов, поскольку у нас предусмотрено планами большое количество самостоятельной работы», – поделилась планами собеседница.


Второй год подряд конкурс в Казанское художественное училище составляет 12 человек на место. Потенциально при увеличении функциональных площадей может быть увеличено и количество как бюджетных, так и коммерческих мест в училище.

«И сейчас здесь внутри красиво – своя красота есть даже в этом положении. Здесь своя атмосфера, свое состояние, которого нет во многих зданиях. Мне кажется, что когда мы сюда обратно въехали, это здание зажило совсем по-другому, стало совсем по-другому дышать. Эти интерьеры – не требующий никакого дополнительного основания или украшения фон для съемки серьезных интересных фильмов. А сейчас строители делают все хорошо, очень бережно, очень продуманно. Мне очень нравится, что они не идут напролом. Есть вопрос – тут же проводится совещание, решается, тут же вызывается реставратор, из ТИГП проектант. Для галочки ничего не делается, я этому очень рада. Я надеюсь, что к 125-летию училища здание как раз и отремонтируют полностью», – заключила Ольга Гильмутдинова.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям