Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Решение есть, деньги выделены, нет только театра: нужен ли татарам музыкальный театр?

Решение есть, деньги выделены, нет только театра: нужен ли татарам музыкальный театр?
Татарская общественность мечтает о музыкальном театре. Его хотят создать на основе Тинчуринского театра. Однако, как выяснил «Татар-информ», в Тинчуринском уже существуют 17 штатных единиц для труппы музыкального театра, они выделены по решению Правительства РТ и финансируются из бюджета. Так почему же музыкально-драматический театр так и не был создан? И что надо сделать, чтобы Тинчуринский стал музыкальным театром?

Мысли о необходимости создания музыкального театра в Татарстане в последние годы звучат часто. В своем выступлении на сессии Госсовета Татарстана председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валиев отметил: «Годами наши деятели литературы и искусства, театральные деятели, зрители бьют во все колокола о том, что нам нужен музыкальный драматический театр. Вроде бы и руководство нашей республики не против решить эту проблему. Однако до сих пор не нашлось никого, кто взялся бы ее решать. Для создания новых произведений, соотвествующих духу времени, чтобы открывать новые таланты, им нужна новая площадь, новая сцена! А ведь для этого не требуются миллиарды, достаточно годовой зарплаты одного хоккеиста», – сказал Валеев.

Есть ли свое лицо у театра Тинчурина?

Решение вопроса о создании музыкального театра чиновники видят в преобразовании Тинчуринского. С одной стороны, это поможет театру найти свое лицо. Потому что сегодня он испытывает множество проблем, в том числе и проблемы с репертуаром.

Театр когда-то создавался как передвижной, и у него было свое лицо. С переходом на «оседлый образ жизни», кажется, он немного потускнел. Мы уже писали о том, что Тинчуринский не побеждает на престижных фестивалях и что нет у него признанных общественностью премьер. Отмечали, что когда-то названный именем великой личности татарского народа Карима Тинчурина театр, сделавший великолепный ремонт в своем роскошном здании в центре Казани, театр, имеющий в своей труппе Исламию Махмутову – прекрасную актрису, которая еще играя на сцене этого театра уже успела стать легендой, – этот театр постепенно угасает.

Советник министра культуры Татарстана по театрам, театровед Нияз Игламов считает, что преобразование Тинчуринского в музыкальный театр пойдет на пользу. «Если Тинчуринский возьмет направление музыкально-драматического театра, он будет приносить больше пользы татарскому театру и татарской нации, театр нашел бы свое лицо. Это не потеря татарского театра, а его обогащение», – говорит он.

Каким должен быть музыкальный театр: светлые мечты общественности

Обсуждения, каким должен быть музыкальный театр, в среде татарской общественности идут давно.

К примеру, в январе 2017 года Казанская государственная консерватория провела заседание круглого стола на тему «Размышления о национальном музыкальном театральном искусстве. История и современность».

Участники тогда заявили, что пока нет четких представлений, каким должен быть татарский музыкальный театр. Как стало понятно из обсуждения, работающая при консерватории оперная студия, кадры, подготовленные консерваторией оркестр, хор, солисты, классические оперные произведения и готовность современных молодых композиторов писать и, наконец, ожидающий национальные оперные постановки зритель – все это есть. Нет концепции, сцены, здания, бюджета. Запомните вот это – «нет бюджета».

«С одной стороны у нас – сцена, с другой – тоже, почему же мы должны играть в ангаре? – вопрошал ректор консерватории Рубин Абдуллин. Он не сказал точно, какие сцены имел в виду, однако мы ведь знаем, что главное здание консерватории находится между двумя зданиями театров – Тинчуринского и оперного. Получается, что этим он как бы намекнул, что музыкальный театр должен быть в одном из этих театров.

В июне 2017 года Попечительский совет международного фестиваля татарской песни имени Рашида Вагапова тоже поднимал вопрос Национального музыкального театра. Народная артистка Татарстана, преподаватель Казанского музыкального колледжа Венера Гараева указала на то, что выпускники консерватории, кадры, которые должны быть лицом нации, ходят без работы.

«Работают тамадой, потому что надо семью содержать. Или же зарабатывают, разъезжая по миру. Очень жаль. Мы их выпускаем с такими надеждами. Душой они настоящие татары. Они выпускаются в чистом, первозданном состоянии и, ударившись головой об стены жизни, исчезают.

Почему эти наши девушки, которые готовят себя как солистки оперы, не принимаются в оперный театр?» – сказала тогда она с недоумением. По мнению Гараевой, создание Национального музыкального театра могло бы стать решением этой проблемы.

Решение принято еще в 2013 году

Что удивительно – пока татарская интеллигенция выводила этот вопрос на обсуждения и переживала, она и не представляла, что видение решения проблемы появилось  еще в 2013 году. Об этом не знала не только широкая татарская общественность, оказались не в курсе даже «не последние люди» в татарском театре и мире национального искусства!

Решение о создании музыкально-драматического театра, точнее, музыкальной труппы на базе Тинчуринского театра, принято еще в 2013 году. По распоряжению Кабинета министров республики театру также выделено 17 штатных единиц. Это места, предусмотренные для музыкального руководителя театра, музыкантов оркестра и солистов. Сейчас конец октября 2018 года, то есть прошло 58 месяцев.

Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова также подтвердила наличие распоряжения Кабмина РТ по театру, сказала, что в театре необходимо вести работу по вопросу репертуара.

Так получилось…

Директор Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина Фанис Мусагитов признает, что в течение пяти лет эта работа не проводилась. «Вот так уж получилось, штат выделен, а работа не велась, – говорит он. – Министерство от нас требует правильно, мы должны были в течение пяти лет работать в этом направлении».

Повторим еще раз: по решению, принятому в конце 2013 года, в Татарском государственном театре драмы и комедии имени Карима Тинчурина должна была быть создана музыкальная труппа и в штате театра выделены дополнительные 17 мест.

Значит, для формирования оркестра и приема на работу солистов финансовая возможность была создана. Были ли эти деньги потрачены руководством театра на другие цели или они не смогли использовать даже существующие финансы? Эти вопросы остаются без ответа.

Ситуацию немного прояснил главный режиссер Тинчуринского театра Рашит Загидуллин.

«Распоряжение о музыкальном театре вышло в конце 2013 года, перед Новым годом. В 2014 году Фанис Мусагитов мне сказал, что решил вопрос штатов для оркестра. Там предусмотрены штаты шести-семи музыкантов, шести солистов, музыкального руководителя. Музыкантов мы взяли. Это были студенты», – объяснил режиссер и сказал, что не полностью владеет информацией о решении Кабинета министров. – Распоряжение Кабмина РТ – это деньги, выделенные музыкальной труппе на заработную плату. Когда они это делали, со мной не согласовывали. Через пару лет тогда еще министр культуры Татарстана Айрат Миннимуллович Сибагатуллин начал спрашивать: «Где твои музыкальные спектакли?» Они ставились, и министр был с этим согласен. В нашем театре есть музыкальные спектакли – музыкальные комедии, мелодрамы, музыкальная трагедия. Во всех татарских театрах идут музыкальные спектакли. И в Камаловском, и у нас, и в Альметьевском театре…»

Таким образом, мы видим, что финансы, предусмотренные на татарский музыкальный театр – точнее, создание его труппы, не используются.

Фанис Мусагитов: «Музыкальный театр – требование времени»

По словам директора театра, чтобы выпустить спектакль, у театра должны быть солисты, принятые в штат.

«В сезон мы можем выпускать, скажем, три-четыре драматических спектакля и один музыкальный спектакль. Для этого просто надо взять солистов в штат, – говорит Фанис Мусагитов. – У нас также есть поющие артисты. Они спокойно могут участвовать в мюзиклах».

Два молодых артиста в труппе Тинчуринского владеют профессиональным уровнем, необходимым для исполнения партий в опереттах. Это Ильнур Байназаров с дипломом Казанской государственной консерватории и выпускница Казанского института культуры Айгуль Мусалимова.

«Сейчас идет период подготовки. Потому что это требование времени, – продолжает директор. – Работа идет. Есть и готовые проекты». Но Мусагитов не скрывает, что у артистов есть некоторая неуверенность.

Тинчуринский может выпускать музыкальные спектакли, говорит он и приводит в пример оперу «Кара пулат», которая уже есть в репертуаре театра.

«Выпустили же. Когда показывали в Москве, мест не было не только сидеть, но и постоять. Сейчас мы его показывать не можем, потому что артисты – участники постановки – уже вновь не соберутся. У них свои проекты. Поэтому у нас люди должны быть в штате. Нам нужен музыкальный руководитель – для него и штат есть», – говорит Мусагитов.

“Здесь, на сцене Тинчуринского театра, хорошая акустика"

Я поинтересовалась мнением двух экспертов. Один из них – Альфия Зяббарова, руководитель Оперной студии с 25-летней историей. Второй – председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ, председатель Попечительского совета международного фестиваля татарской песни имени Рашида Вагапова Разиль Валеев.

Альфия Зяббарова считает, что преобразование Тинчуринского театра в музыкальный театр – правильное решение.

«Думаю, тут надо только аплодировать. Это было мечтой Тинчурина и Сайдаша. На этой сцене шли оперы великих татарских классиков, ставились также балетные спектакли. В свое время там умещались и музыкальный театр, и драматический, там звучала живая музыка. Действительно, если это так, с логической стороны правильно. Там и оркестровая яма есть, акустика хорошая. Очень удобно. И зал небольшой, будут аншлаги. Это настоящее театральное здание. Там можно сделать современный музыкальный театр европейского уровня. Наша Оперная студия там показала несколько спектаклей. И «Башмагым» играли, и рок-оперу «Алтын Казан» Эльмира Низамова показали. Если иногда будут приглашать нашу оперную студию, будем очень рады», – говорит Заббарова.

«Считаю неправильным строить один театр за счет другого»

«Я еще не считаю, что этот вопрос решен, – говорит народный поэт Татарстана, депутат Госсовета РТ Разиль Валеев. – За счет уничтожения одного театра открывать другой театр, я считаю, неправильно. Музыкальный театр должен быть самостоятельным. У Тичуринского театра есть очень богатые традиции, история. Он татарам достался через большие трудности, за него боролись. Он в этом здании добился статуса национального театра. Разрушать очень легко, но новое строить очень тяжело. Вот же, пока не можем построить новый музыкальный театр. Нужен театр драмы и комедии. У нас жанр комедии очень ходовой. Жанр музыкальной драмы тоже очень нужен. Если это будут два самостоятельных театра, то это будет лучшее решение!»


Что не под силу Тинчуринскому, возможно, сделает оперный?

Попробуем понять: чего же следует добиваться в этом вопросе?

Конечно, речь не идет о том, чтобы выкинуть 85-летнюю историю татарского театра и открыть вместо него новый театр. Коллектив Тинчуринского и его отреставрированное здание в центре города остаются на месте. Здесь дело лишь в репертуаре – спектакли театра должны быть музыкальными. Пусть пока хотя бы часть из них.

В новом сезоне Тинчуринский представляет премьеру спектакля «Голэндэм туташ хатирэсе». История любви композитора, автора первых татарских музыкальных спектаклей Салиха Сайдашева. Может, это намек на то, что театр берет музыкальное направление? Спектакль приурочен к 85-летию образования Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина. Рашид Загидуллин также намерен вернуть на сцену музыкальную комедию «Башмагым» – спектакль, который много лет не сходил репертуара Тинчуринского.

Преобразование Тинчуринского театра, возможно, и поможет ему найти собственное лицо. Но означает ли это, что татары, наконец, получат музыкальный театр? Что мешало Тинчуринскому сделать эту работу за те четыре года, когда у него для этого были возможности? Музыкальный театр в недрах Тинчуринского по-настоящему так и не был создан. Это означает, что театру он был не нужен или он не способен сделать это?

Рубин Абдуллин, говоря о музыкальном театре, намекал: «илиТинчуринский, или оперный театр». Может, попробовать повернуться в сторону оперного?

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев