Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Рэп как музыка протеста и сильной энергетики, железный мир победил и танец под песню на английском с неприличными словами: участник жюри о фестивалях «Созвездие-Йолдызлык» и «Наше время — Безнең заман»

Рэп как музыка протеста и сильной энергетики, железный мир победил и танец под песню на английском с неприличными словами: участник жюри о фестивалях «Созвездие-Йолдызлык» и «Наше время — Безнең заман»
Ежегодно в Татарстане проходят фестивали для одаренных детей «Созвездие-Йолдызлык» и талантливых работников предприятий «Наше время — Безнең заман». Какие особенности будут в номерах этого года, могут ли остросоциальные темы подниматься на фестивалях, какого театра не хватает в Татарстане и почему в СССР рождались многонациональные культурные ценности, но сейчас они угасают, а также другие вопросы культуры обсудил корреспондент ИА «Татар-информ» с заслуженным работником культуры РТ Владимиром Аносовым.

Какой год в жюри? Какие отличия фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» этого года от предыдущего? 

Я около 10 – 11 лет являюсь членом жюри фестиваля. В этом году он отличается всем, каждый год идет огромный рост. Если говорить о «Созвездии-Йолдызлык», то это сейчас самое мощное движение в России, которое пытается сохранить и поддержать культуру. Не отстраненную, например где-то в литературе, кино или отдельно на эстраде, а когда культура пребывает в людях — это самое важное. Потому что если говорить с точки зрения эстрады, то раньше были экспедиции, которые собирали народные песни и танцы, а сейчас настало время, когда нужно отдавать накопленное. По всей видимости, где-то что-то произошло и ниточки оборвались. 

Культура одна из самых важных идеологических форм существования государства. Поэтому масштаб, необходимость и важность фестиваля вы можете понять, потому что это идеология, народ и государство. Если народ поет и, как у Островского есть слова: «Песня — это душа народа. Испортишь песню — поранишь душу». Все это говорит о том, что в народе есть свое понятие души и оно должна быть тесно связано с культурой. 

Переосмысливаются и осовремениваются ли вокальные номера? 

Время вносит свои коррективы, и мир изменяется. Сейчас везде есть большое количество так называемых шоу, взять, например, политические шоу или социальные. За шоу скрывается понятие, где форма превалирует над содержанием, и иногда просто до безобразия. Когда форма есть, а содержание минимальное. Но у понятия формы есть своя заразительная сторона. Форма может быть очень яркой и привлекательной, в ней есть своя энергетика, которая и привлекает. С ней нужно быть очень аккуратным, потому что форма может привлечь не то содержание. Завлекательная и энергичная форма может увести очень далеко. Пропорции формы и содержания, где содержание должно быть выше. Идейный план, который потом рождает тему и образ. Если мы говорим сначала о сценических искусствах, то за ними идет и все остальное. 

Многие вещи существуют как понятия, но к ним относятся как к терминам, некая глубинная сторона уходит и ею перестают интересоваться, а это же корневая основа, там заложена мысль, которая когда-то сформировала это слово.

 

Сейчас в России большую популярность набрало направление хип-хопа — рэп, где в музыкальных произведениях содержание превалирует над формой и музыкальным сопровождением. Как относитесь к данному направлению музыки? 

У рэпа основная сторона — это протест, и тут хорошо бы разобраться, с чем протестуем и что утверждаем. Потому что когда мы просто протестуем — это одна история, а протестуя, что хотим утвердить, — это другая. Очень много жизненного разочарования есть или конфликтной стороны, которая если говорить о рэпе, то в нем этого очень много. Взять, к примеру, два этапа развития песенной культуры на территории Татарстана и России. Почему мы обращаемся к народным формам — потому что там мелодия есть, а мелодия — это форма выражения мысли в музыке. 

Когда на мелодию накладывается и поэтическая сторона, складывается впечатление, что культура песни представляет собой систему образов — музыкальную, поэтическую. Ведь это все исходный материал для артиста, потому как к этому артист относится, какую идею он больше отслеживает, что он туда хочет привнести. Будет ли он вкладывать туда автора, композитора или поэта? Какую идею сам хочет привнести? 

На самом деле это очень большая культура. С точки зрения рэпа, современная культура больше тяготеет к ритмичности, поэтому и появляется момент, когда ребята иногда берут старые песни, а мысль недотягивает, и появляется пустота, которую нужно заполнить, объема не хватает. Особенно это отслеживается, когда есть патетические формы, большие — о Родине. 

Очень хорошо, что они перестали этого стесняться и благодаря движению «Созвездия-Йолдызлык». Ребята перестали бояться петь, охватывая большой масштаб мысли, прославлять Родину не стесняясь. Но когда маленький человек поет, не всегда хватает возможностей ощутить масштаб. Однако это важно.

Каких номеров было больше в этом году: хореографических, вокальных или были представлены номера в синтезе? 

Скорее, был синтез. Со своей стороны, я больше отслеживаю присутствие мысли что в хореографическом искусстве, что в вокальном. Я смотрю, как работает мысль, особенно в драматургии и пластике. Потому что пластика — это не только внешняя сторона существования на сцене, а когда внутри есть мысль и тело на нее как-то отзывается с точки зрения поведения, а со стороны звука — интонирование появляется. То есть главное не ведение мелодии, а когда ты начинаешь понимать мысль и работаешь с мыслью. 

Ты копируешь интонации от более старшего поколения или вносишь туда что-то свое от собственного понимания, вот именно тогда появляются свои краски.

Были дисквалификации, когда номера просто не допускались для участия в фестивале? 

Я не занимаюсь допуском номеров, а отслеживаю то, что уже показывают на сцене. Бывают, что номера допускают. Вот я, например, посмотрел гала-концерт казанского «Созвездия», не путайте с фестивалем «Созвездие-Йолдызлык». Казанское «Созвездие» поразило меня, но не в лучшую сторону. Например, регионы живут более жизнеутверждающей позицией. Бывает, туда проходит что-то такое, но опять же это скорее веяние телепрограмм и множества информации, которая попадает к людям и которой лучше избежать, пока ты юн. 

Какие номера вы имеете в виду? 

Конкретно не буду говорить, но, например, идет хореография под музыку с английским текстом. Ни педагог, ни хореограф не обратили внимания на то, о чем песня. Не зная английского языка, они увлеклись формой, где для них важна была лишь мелодия и ритмическая структура. То есть если мы не знаем языка, то не знаем и смысловой содержательности, и мы воспринимаем произведение как часть музыкальности.

И в итоге дети делали хореографию, а когда мы узнали перевод, то получилось, что о нем даже разговаривать неприлично, и такие явления бывают нередко. 

В «Созвездии-Йолдызлык» используются подобные произведения? 

На фестивале сохраняется культура мысли, по крайней мере все усилия для этого прилагаются. Эмоциональная составляющая — это все-таки жизнеутверждающая позиция, чем, собственно, и должна заниматься эстрада. В ней не должно быть нигилизма и разочарования в жизни, их и так достаточно. Если их еще и искусство будет пропагандировать и нести, то зачем оно. 

Есть две основные позиции. Когда искусство как ремесло и искусство как высказывание и речь. Если мы это делаем, то мы о чем разговариваем с зрителем, что мы ему хотим сказать? Показываем себя, что у нас хорошая память, мы выучили эти тексты, у нас сильные красивые голоса. Дальше вопрос, чьи это голоса, наше сознание где пребывает? Мы хотим быть похожими на кого и почему? Сохраняем ли мы национальные и государственные ценности или нам нечего сохранять? 

Это сторона, она основополагающая, потому что есть мнение, что старые вещи — это нафталин, а сейчас совсем другое время и все должно быть по-другому. Если цветы, то железные, если люди, то похожие на машины. 

Как вы относитесь к стрит-культуре в целом? 

Возьмем веяние стрит-культуры. Ведь оно не плохое, оно энергичное, и были причины, почему оно появилось. Однако огромное количество танцев говорят лишь о том, что мы умеем быть вместе, синхронно танцевать, внятные и энергичные, но про что? Почему такая природа конфликта там существует? Зачастую потому, что это первичный рефлекс, нам надо защищаться. От кого, зачем и что хотим утвердить, вопросы открытые. 

Природа конфликта энергична, способна привлечь и увлечь. Возможно, это связано с тем, что многие ребята сегодня не бывали на заводах, в цехах. Ведь когда работает огромное количество станков и если их там стоит более двухсот, то из них получается синхронный механизм. Среди них ходят регулировщики, и мощь грохота, когда работают рычаги и что-то включается и выключается, то это громадный механизм. 

Если раньше жизнь мерилась человеком с его пониманием жизни, переживаниями, чувствами, то сейчас — машинами.

Какое количество коллективов принимает участие в этом году? 

Точных данных у меня нет, а примерно я называть не хочу, чтобы кого-то не обидеть. Но огромный объем сознания, который благодаря фестивалю ориентируется на утверждение жизненных позиций. За счет таких фестивалей идет формирование гражданского общества, когда люди хотят жить там, где они родились. Им хорошо на родине и лучше, чем где-то, и это самое важное. 

На ваш взгляд, в этом году состав участников расширился? 

Конечно, ведь фестиваль развивается и он вырос. Заслуга организаторов фестиваля в том, что они подключают глав районов, а они в свою очередь увидели в этом интерес. Они вкладывают в это деньги, а во что — в детей. 

Вы следите за судьбой лауреатов фестиваля «Созвездие-Йолдызлык»? 

Я лично не могу этого отслеживать из-за большой занятости, а вот фестиваль именно этим и занимается. Найдя человека еще совсем маленьким, определив его талант, помогают его становлению и ведут от года к году, пока ему не исполнилось 16 – 17 лет. Потом благодаря Президенту есть курс в ГИТИСе именно для Татарстана, куда попадают талантливые ребята, которые хотят свою жизнь связать с искусством. Совсем не обязательно, что если ты талантливый человек, то пойдешь именно по стезе искусства, и это самое важное. 

Самое важное, возвращаясь к понятию культуры, это жизнеутверждающие эмоции. Когда министр или чиновник живет с жизнеутверждающими позициями. Все, кто под ним, будут ориентироваться на эту жизненную позицию, а источники находятся в «Созвездии-Йолдызлык».

Как расширить влияние культуры на молодых людей, чтобы они больше занимались творчеством и меньше бездельничали? 

Цеплять должно старшее поколение. Сейчас мы видим разрыв в педагогическом составе. Когда люди оказываются в рамках выживания, например. Ведь культура зародилась тогда, когда человек осмыслил необходимость бесполезного. Когда первый раз мужчина решил подарить женщине цветок. Что это за веяние и порыв? Ведь можно и другими способами завоевать женщину. Откуда появляется жертвенность цветка, когда при вручении цветка нужно сказать красивые слова или спеть песню, а для этого ее надо написать. Все это человека с маленькой буквы отличает от человека с большой. Между этими двумя «Ч» — огромное расстояние. Далеко не последнюю роль здесь играют педагоги, значит, они должны знать, зачем человеку и им нужна культура. 

Сейчас такой период, когда в жизни процветает очень много цинизма. Даже говоря великие и правильные слова, всегда в интонации уравнивается, что их говорить неудобно. То ли мы стесняемся или за словами нет сильной позиции. Цинизм — как у явления, тоже есть своя цель. У цинизма задача — обесценить. В ту сторону, в какую он направляется, он то и обесценивает. Начинаем стесняться честно признаваться в любви, дарить цветы, читать стихи, петь — когда поется, честно говорить о том, где ты живешь и что тебе это дорого. Если цинизм во все это залезает, то слова остаются, а что-то внутри теряется. Это что-то «Созвездие-Йолдызлык» и сохраняет. 

Тяжело ли молодым людям, которые работают, принимать участие и готовиться к фестивалю «Наше время — Безнең заман»? 

Самое главное, что в них это живет. Раньше, когда была художественная самодеятельность, понятие, что такое культура и почему она нужна в рабочей среде, производственники и руководители производств прекрасно понимали. Когда пришло время понятия бизнеса — что важнее денег нет ничего, то человек, занимающийся этим бизнесом, не понимает, что те деньги, которые он зарабатывает, ему дают люди, которые на него работают. А люди — это очень широкое понятие. 

На производстве люди могут встречаться, влюбляться, и жизнь не останавливается. Если производство дает возможность полноценной жизни, тогда производство становится маленькой родиной. Там начинают работать не только ради зарплаты, а появляются другие связи, друзья и коллектив, в котором человек, например, поет. Если даже возникают сложности с финансовой стороны и у него стоит выбор, уходить ли с производства на более высокую зарплату, но потерять людей, с которыми ему хорошо. 

Руководители, которые это понимают, те помогают, и там тема большой творческой жизни играет немаловажную роль.

А чем может помочь руководитель в развитии художественной самодеятельности? 

Он может выделить деньги на костюмы, давать помещение, в котором ребята смогут репетировать, нанимает педагогов, которые будут заниматься и развивать коллектив. Я знаю, например, что большая работа в поддержке творческих коллективов проводиться на КАМАЗе или в «Татхимнефти». 

Фестиваль «Наше время» сейчас набирает обороты, и взрослым людям это нужно. Людям, у которых есть семьи и дети, ведь бывает, когда целые семьи принимают участие в фестивале или жена сидит с ребенком, а муж пришел петь или танцевать, и наоборот. В этом и заключается жизнь. 

Важно изменить точку зрения на жизнь и угол восприятия того, что вокруг тебя происходит.

Как вы оцените работу организаторов фестиваля? 

Тем, кто занимается организацией фестиваля, я поставлю высший балл. Нигде такой организации я не видел, ни в Европе, ни где-то еще в России. Амбиции есть большие, а чтобы была точная и внятная организация, я лучше нигде не видел. 

Организация не просто прекрасная, а это огромная удача и заслуга всех тех, кто помогает республике иметь такую организацию. Не только с точки зрения идеологической, а с точки зрения административного ресурса. Организаторы собранные, вежливые и аккуратные. 

Сможете выделить один коллектив или номер, который врезался вам в память в этом году? 

Нет, один не смогу, их много. Я дышу более широким явлением, и я вдохновлен, что есть такой поток. Даже когда есть неудачи. Потому что это все часть движения. Невозможно всегда вдох, нужно когда-то и выдох делать, и он когда-то бывает удачным, а когда-то неудачным. 

Я выделяю лишь два явления, где благодаря республике делается большой человеческий вдох. В детском и молодежном, когда ребята находятся на производстве, возрастных поколениях. Разбивать этот вдох на маленькие впечатления нельзя. Даже те люди, которые не проходят и потом плачут, — это все равно огромный вдох Татарстана. 

Можно сравнить это с семьей — не все же время ходить с улыбками и радостью, когда-то и конфликты бывают, но от этого семья не должна разваливаться. 

Если человек, обучаясь в ГИТИСе, решит остаться в Москве, как это часто бывает, или ему станет тесно и он захочет уехать, с помощью чего их можно удержать или вернуть? 

В этом ничего нет плохого, что в республике появляются дипломированные специалисты, которые окончили институт. Было бы очень хорошо, если бы в РТ появился театр, где эти специалисты могли применить свой опыт «Созвездия-Йолдызлык» и фестиваля «Наше время — Безнең заман». 

Пока творческой единицы, которая бы появилась в форме музыкального театра, нет. Ведь через фестиваль прошло около миллиона участников, и сейчас они, возможно, разрозненно участвуют в каких-то концертах, ездят по Татарстану, где-то по России, и хорошо бы их собрать вместе. В республике есть все ресурсы и расположенности к этому. Замечательные хореографы, педагоги по вокалу. Педагогическая база вырастает, и нужно, чтобы она потом еще свой потенциал выдавала. 

Если бы такой театр появился, то это было бы очень хорошо. И это должен быть большой театр и масштабное явление. Есть талантливые люди в области вокала и в области танца, если их собирает талантливая драматургия, и вся эта грандиозная энергетика вольется в объединительную позицию драматургии — это будет тема шедевров в области театрального искусства. 

Такой театр, на ваш взгляд, черпал бы материал в татарской культуре? 

Не без этого. Есть моменты, когда нас хотят разделить, у всех своя природа, по национальным особенностям. Ведь может быть и татарская драматургия и спектакли, которые поддерживают национальную культурную политику, особенности национальной культуры, но главное — не закрываться в этом. 

Благодаря Союзу, который, к сожалению, распался, ведь там большие, многонациональные культурные ценности рождались, а это же обмен и взаимное проникновение одной культуры в другую. 

Мы все многонациональные содружества. Если где-то в той или иной мере начинают процветать националистические формы — это катастрофа. Такие процессы мы можем наблюдать сейчас в мире, и на этом строятся негативные планы. Вся наша сила в том, что мы многонациональны и умеем жить вместе не ущемляя ценности культуры, той или иной национальности. Люди могут создавать общенациональные и культурные ценности. 

Везде растет масштаб мысли. Кто-то замыкается в рамках национальной культуры — это одна история, но если это несет в себе агрессивные формы, то это уже не очень хорошо. 

Человек развивается в сторону добра, а деградирует в сторону зла. Как только появляются утверждения с агрессивными позициями, что одна культура выше другой культуры, я считаю, что это не верно. 

Могут ли появиться на таких фестивалях номера на остросоциальные темы? 

Я считаю, что фестиваль должен нести в себе только позитивную энергию, и не совсем нужно, чтобы там разбирались остросоциальные позиции. Надо утверждать целевые вещи, потому что для разбора проблемных вещей должны быть встречи, беседы и круглые столы, почему это хорошо, а другое плохо. 

Например, когда детей начинают ориентировать в антиномиях (противоречиях), например, ребенок должен знать, что такое хорошо — плохо, где добро — зло, но без излишней зауми он критерии должен для себя определить. Потом, с возрастом мы начинаем понимать, что не все так просто. То есть с возрастом он уже становится в позицию выбора. 

Но если старшее поколение будет воспитывать ребенка и наставлять, так что он должен сделать карьеру, но в то же время забудет о сознании, наступит коллапс. А если в человеке воспитывают сознание, то он в любой ситуации, должности будет совершать осознанные поступки. 

Главное, чтобы не рождалась агрессия, потому что она может родить отрицательные мысли, а из таких мыслей могут рождаться не те поступки.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев