«Новый год – это не религиозный праздник»: нужно ли родителям-мусульманам запрещать детям посещать новогодние мероприятия?

Конец декабря – везде царит новогодняя атмосфера. С особым нетерпением ожидают праздник самые маленькие – уже начались утренники в детсадах и школах с хороводами вокруг зеленой елки, Дедом Морозом и его подарками. Но в то же время есть дети, которые останутся в стороне от новогодних мероприятий. Причина в религиозных убеждениях их родителей – они считают, что воспевать елку, просить подарки у Деда Мороза противоречит законам религии.

Насколько эти родители правы в своем решении? Запрещается ли мусульманам праздновать Новый год, наряжать елку и звать к своим детям Деда Мороза? Об этом корреспондент ИА «Татар-информ» спросил представителей духовенства, а также узнал мнение самих родителей.

Запреты отдаляют детей друг от друга

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Татарстана Мансур хазрат Джалялетдин считает, что такие запреты могут в будущем спровоцировать у детей непонимание и религиозную нетерпимость.

«Мы живем в России, в многонациональной, многоконфессиональной республике. Хочется напомнить, что Новый год – это не христианский праздник. А дети проживают в одной среде, общаются, учатся, растут вместе. Представьте себе, если русские родители запретят своим детям посетить Курбан-байрам или другие праздники, скажут, что это грех, – как бы мы это восприняли? Или вот дети на Пасху бегают вместе, дарят друг другу подарки… Наше государство многоконфессионально. Эти запреты отдаляют детей друг от друга, у них может появиться неприязнь, а затем и ненависть.

Дети вместе ходят в садик и в школу. За одной партой сидят мальчики и девочки, русские и татары. Мы все происходим от наших прародителей – Адама и Евы.

Новый год – настоящий детский праздник. Там сказочные герои – Дед Мороз, Снегурочка. И что нам теперь, лишать детей этого? За рубежом в мусульманских странах Новый год тоже празднуют, пусть даже там нет елок – наряжают пальмы.

Хотел бы спросить противников Нового года – а когда спрашивают вашу дату рождения, вы тоже отказываетесь называть, ведь свой возраст вы считаете по этому же календарю? Редко кто считает годы по Хидже (мусульманское летоисчисление. – Ред.).

Ведь Новый год – это подведение итогов ушедшего года. Какие новые впечатления получил, что делал для довольства Аллаха, куда ходил, сколько ошибок совершил, какие у тебя планы и мечты на будущее. Скажи себе: «В этом году я открыл медресе, мечеть, посадил дерево и так далее», попроси Всевышнего позволить сделать столько же добрых дел и в следующем году. Подведи итоги – закрой 2018 год и перейди в 2019-й.

Пусть дети катаются с горок, пусть кричат: «Дед Мороз!» Это разве противоречит религии? Мне кажется, проблема надуманная.

Да, в исламе нельзя, этого не было во времена нашего Пророка, но ведь в то время не было и самолетов, машин. Иди тогда, садись на осла, почему сел в машину? Но ты ведь хочешь ездить на хорошей машине. Это ведь новшества! И сотовых телефонов не было. Почему же мы ими пользуемся? Почему люди что-то видят, а что-то – нет?

Новый год – это не религиозный праздник. Кому придет в голову поклоняться елке, каким-то свечам? Всевышний человеку, в отличие от животных, дал разум, хотелось бы, чтобы люди умели пользоваться этим разумом и принимали обдуманные решения.

Как же можно разделять детей, выросших вместе, отдалять друг от друга? Ребенок вне зависимости от этого с наступлением положенного срока встанет на намаз и пойдет по пути религии ислам».

«Необдуманный шаг»

Главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев считает, что у родителей есть право запретить своему ребенку участвовать в новогодних елках, но делать это неправильно.

«Старшеклассники, пожалуй, и сами могут решать, идти или нет, в этом случае это можно рассматривать как личное дело ребенка. Если не хочет – заставить никто не может. Но даже в этом случае, раз уж он учится в этой школе, вроде бы должен подчиняться ее правилам.

Но есть и начальные классы, детские сады. Допустим, в садике в одной группе пятнадцать детей, и они меж собой обсуждают, кому что принес Дед Мороз. Вот эти четырнадцать детей рассказывают, что они получили в подарок, а пятнадцатый говорит: «Мои родители мусульмане, к нам Дед Мороз не приходит». Представьте себе реакцию тех четырнадцати детей. Они хором будут думать – «хорошо, что наши родители не мусульмане». Во-первых, эти дети мусульман остаются без подарка, обиженными. Они ведь еще не практикуют религию, не поклоняются, идут по светской программе. Это никакой не религиозный праздник. А в душе тех 14 детей это рождает отрицательное мнение об исламе.

Тут и учителю неудобно – он тоже будет переживать, что не может отвести класс на праздник в полном составе.

Возможно, родители делают это с хорошими намерениями, но мы этим своим непродуманным шагом путаем народную традицию и религию. Когда не отпускают на праздник, во-первых, и ребенок от обиды плачет. Во-вторых, всем классом дети думают «хорошо, что наши мама и папа не читают намаз». В беседах с противниками новогодних праздников для детей мы стараемся донести, объяснить вот эти тонкости.

Конечно, в исламе нет такого образа, как Дед Мороз. Я не говорю, что он нужен, что это хороший образ, но необдуманно запрещая детям новогодний праздник, мы провоцируем отрицательное отношение к исламу. Ведь и среди христиан есть противники этого праздника. Поэтому это не религиозный праздник, светское развлекательное мероприятие. Пусть дети участвуют, этого не надо бояться, запрещать неправильно. Но у родителей есть право запрещать, их не должны за это осуждать».

«Кружиться вокруг елки – грех»

Мама школьника Ильсояр против участия своего ребенка в новогодних утренниках:

«На вопрос “Почему мусульмане не празднуют Новый год?” можно ответить встречным вопросом: “А почему христиане не празднуют Курбан-байрам или Ураза-байрам?” У мусульман только два праздника – Курбан-байрам и Ураза-байрам. Остальные не отмечаются. Мы ведь должны уповать только на Аллаха и поклоняться только ему. А здесь Дед Мороз – исполнитель желаний. Обхождение елки по кругу тоже считается харамом, потому что есть утверждение, что обходить можно только Каабу. Здесь много тонкостей, получается, что мы толкаем детей верить во что-то другое. Поэтому мы считаем, что лучше не водить детей в такие места.

И в детском садике многие не ходят на утренники. Я знаю тех, кто не ходит на занятия по музыке. Но мне кажется, раз уж ты водишь ребенка в светский детский сад, то отделять их не совсем правильно. Пока маленькие – пусть ходят. Есть также и детские садики, где отмечают только религиозные праздники».

«Наряжая елку, мы просто украшаем свой дом»

Папа ребенка дошкольного возраста Амир в традиции отмечать Новый год не видит ничего плохого:

«Мы мусульманская семья, совершаем пятикратный намаз, отмечаем религиозные праздники. Несмотря на это, нашему ребенку не запрещаем ставить елку, участвовать в мероприятиях с Дедом Морозом. Считаю, что к украшению елки надо относиться лишь как к украшению дома, это просто красиво, создает какую-то праздничную атмосферу. Дед Мороз – это ведь дедушка, который приносит в наши края зиму, морозы. Что же в нем плохого? Если ребенку все объяснять правильно, у него не будет заблуждений, он будет знать, что вся благодать в нашей жизни – только от Всевышнего».