Богоугодный камень: в Раифе появится масштабная икона-мозаика из морской гальки

Мозаичист Анна Солнечная, две ее мастерицы-сподвижницы Стася Кучумова и Анжелика Сорокина, получившие известность в Казани в дни чемпионата мира по футболу, выложив из гальки портрет аргентинского бомбардира Леонеля Месси, приступили к выполнению новой картины.

На этот раз художницам предстоит собрать из камней образ Богородицы размером 3,5х2,5 метра. Корреспондент «Татар-информ» узнала, как продвигается работа над иконой в новой технике.

Древние камни «под современным соусом»

«Камень хранит в себе информацию, он живой. Смотришь на такое полотно и думаешь: “Может, на этот камень ступала нога Чингисхана?.. А этот мог бы быть горой тысячу лет назад, потом он откололся, гора рассыпалась…”. Мне давно хотелось сделать что-то необычное и красивое для людей, и при этом, чтобы оно осталось памятью на долгие годы. К тому же все обкатано морем, чем они и хороши – мы берем камни с неострыми краями, чтобы можно было безопасно потрогать. Дети на выставке у таких картин надолго замирают в изумлении, рассматривая каждый камешек», – пояснила хозяйка мастерской мозаики Анна Солнечная выбор необычного материала для своих картин.

Прямоугольную бетонную основу для иконы отлили на берегу Раифского озера на прошлой неделе. Сейчас она находится здесь же, под навесом и в горизонтальном положении – выкладывать мозаику мастерицы будут именно так и вне стен монастыря. Рядом заготовлено земляное двухметровое углубление, куда икону-мозаику установят после сборки.

«Сначала мы перевели через копирку на плиту изображение с репродукции иконы Божией Матери Грузинской-Раифской. И уже потом на специальный клей начали выкладывать его камнями, которые предварительно рассортировали по оттенкам. Все в природных цветах – икона не будет яркой, но благодаря множеству оттенков камней мы можем отобразить тень, свет, полутень, контрастность. Если что-то не понравится, не без усилий, но камни можно отклеить и переложить. Когда полностью выложим лик, будем затирать жидким стеклом: зальем специальной эпоксидной затиркой, которая твердеет в течение 24 часов, и за это время сможем убрать ее излишки – затереть. Так картина получается объемной, каждый камушек выступает, а кроме того вещество пропитывает камни, и они становятся более сочного оттенка, как будто смоченные водой. Одновременно это же позволяет укрепить всю икону», – рассказала о своей технологии мозаики собеседница агентства.

Только когда сцепляющее вещество полностью затвердеет, икону экскаватором установят в вертикальное положение. Изображение будет хорошо смотреться на открытом пространстве монастырского парка, но при этом со временем цвет иконы, в отличии от написанной красками, не будет меняться – воздействие света не меняет оттенки камней.


Монастырю на юбилей

Создание образа приурочили к юбилею Раифского Богородицкого мужского монастыря: в этом году 4 сентября здесь отметят 350-летие со дня принесения чудотворного списка с Грузинской иконы Божией Матери в Раифскую пустынь. В честь события, как сообщил наместник монастыря игумен Гавриил (Рожнов), состоится крестный ход с участием митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, который освятит икону из камня.

«Я слишком люблю свой труд, чтобы его сделать, а потом выкинуть. Первая икона, которую мы собрали в технике мозаики из камня, была Семистрельная икона Боожией Матери, которая стоит сейчас в храме Раифского монастыря. Ее размер 1,7х1,2 метра. Собирали мы ее долго, не торопясь, – четыре месяца (если бы цель была сделать быстрее, сделали бы быстрее – эту икону хотим сделать за месяц). И вот когда у нас получилась икона Семистрельная, я подумала, что надо сделать подобную для улицы – чтобы не было страшно выставить ее на улице, ведь ей не грозит выцветание. Я решила обратиться в церкви, монастыри и предложить эту идею. Первым, куда я пошла, был Раифский монастырь. Честно говоря, почти была уверена, что откажут, ведь такой известный монастырь – по всей России славится. Ну, думала, хотя бы реакцию узнаю, скажут, наверное: “Такого не бывает”. Каково же было мое удивление, что тут мою идею сразу подхватили, одобрили и всячески помогают», – поделилась радостью Анна Солнечная.

«Именно так Богородица и приводит к себе», – заметил присутствовавший при беседе инок Евгений (Виногоров).

Уже после того, как идея Анны получила одобрение монастыря, а также заочно благословение митрополита Феофана и разрешение от экологов (поскольку обитель находится на территории Волжско-Камского заповедника), выбор образа для иконы совпал с планированием юбилейных мероприятий в Раифе. Так, выложить из камня было решено именно Грузинскую икону Божией Матери.

В руках солнечного мастера и галька как янтарь

В технике мозаики (со стеклом) Анна работает уже более десяти лет, обучает этому других. Около года назад у художницы появился псевдоним Солнечная – так говорили о ней люди, которые приходили на мастер-классы и в галерею. Сегодня ее коллекции пять масштабных работ, выполненных совместно с ее мастерицами из галечной мозаики. Первый церковный образ, Семистрельную икону Божией матери, собирали в мастерской. Затем привезли на освящение в Раифский монастырь и вместе с портретом Месси и другими работами выставили в галерее на продажу. Икону действительно купили, и неожиданно для самой художницы подарили в тот же Раифский монастырь, куда до этого ее привозила освящать сама Анна. Выяснилось это, уже когда мастера приступили к работе над большой Грузинской иконой Божьей Матери.

«Я рада, что она сюда вернулась (Семистрельная икона Божией Матери – прим. Т-и). Я не рассчитывала, что она здесь будет стоять, когда освящала ее. Но, конечно, порадовалась: теперь есть что показать в пример – какой будет новая икона, над которой мы работаем», – сказала Анна Солнечная.

Удивительным образом нашлось и место для иконы в камне. Как пояснил наместник монастыря: правая колонна храма была украшена иконой, а левая пустовала. Здесь издали похожую на выложенную из янтаря Семистрельную икону Божией Матери и разместили.

Работая над вторым образом для монастыря, чтобы ежедневно не тратить время на дорогу из города в Раифу и обратно, мастерицы будут жить на его территории в Доме паломника, держать пост и присутствовать на утренних богослужениях. К слову, в традиционной иконописи пост и молитва обязательно сопровождали создание образа, а после его завершения лик освящался на мощах (именно поэтому не все копии с икон считаются списками, хотя по сути таковым является любое дублирование, срисовывание).

Впрочем, Анна уже сейчас знает, что не будет полностью копировать репродукцию Грузинской иконы Божией Матери. Как художник она оставляет за собой право на собственное видение, хотя канонические детали и отличительные черты Грузинской-Раифской иконы Богородицы будут обязательно сохранены.

Обязательно в особом положении из-под одеяния должна быть видна правая ступня младенца Иисуса. Этот главное отличие Грузинской-Раифской Богородичной иконы от Грузинской-Красногорской иконы (образ, с которого в XVII веке делался список для Раифского монастыря – прим. Т-и). А еще это угловатый нимб Богородицы в отличие от обычного с ровными краями», – пояснила Анна Солнечная.

Для Раифы художницы собирают мозаику бесплатно – в подарок. Но готовы в дальнейшем выполнить любой заказ для церквей, монастырей и не только. Например, портрет Месси, по словам Анны Солнечной, планируется разместить в музее, приуроченном к чемпионату мира по футболу в России. Одну из картин подумывает приобрести Болгар.

Сейчас для работы над иконой в обители уже закуплено около тонны морской гальки. Нужно не меньше полутора тонн, плюс некоторое количество еще, чтобы учесть погрешность в палитре камней в партии. При закупке упаковки на глаз определяется, в первую очередь, сколько оттенков смогут из нее выделить художники. Самая расходная часть сметы сейчас – эпоксидная затирка, которую предстоит закупить.

По словам инока Евгения (Виногорова), все сведения о работе над иконой размещены на сайте Раифского монастыря в новости «Воздадим почесть Богородице!». Здесь же ниже предусмотрена опция для тех, кто желает поучаствовать в ее создании. К слову, это можно сделать, приехав в монастырь и непосредственно поучаствовав в сборе мозаики. Мастерицы покажут, как нужно выкладывать образ.

«Помогают все – нет тормозов. На каком этапе ни коснись проблемы, она решается. На данный момент острее всего нужны средства на эпоксидную затирку», – пояснил собеседник.

Грузинскую икону Божией Матери мастерицы планируют выложить за две недели, потом, уже в вертикальном положении на обратной стороне основы будут «рисовать» также из морской гальки силуэт Троицкого собора монастыря. Затем нужно будет благоустроить прилегающую территорию.

После завершения иконы в планах мастерской мозаики – новые картины. В планах монастыря на будущий год, по признанию игумена Гавриила (Рожнова), заполнение пустующих сейчас ниш колокольни над входом в монастырь (святыми вратами). Он, к слову, не исключил, что как один из вариантов убранства колокольни будут рассматриваться иконы из морской гальки.

«С моей стороны, это такой вызов времени. Или, как говорит, отец Евгений, я “хайп поймала” с этой технологией создания картин», – заключила Анна Солнечная.