Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Стереть, как рисунок ластиком: мечты об удалении Дворца земледельцев с панорамы собора Казанской иконы Божией Матери

Стереть, как рисунок ластиком: мечты об удалении Дворца земледельцев с панорамы собора Казанской иконы Божией Матери
Готовность воссоздаваемого в столице Татарстана на территории Богородицкого монастыря собора Казанской иконы Божией Матери составляет 60 процентов. Об этом заявил начальник участка компании-генподрядчика проекта ООО «Евростройхолдинг» Антон Дарчиев. Все пять куполов храма уже летом этого года украсят золотые кресты, которые предварительно освятит митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

А 4 ноября, в осенний день празднования Казанской иконы Божией Матери, пройдет традиционный крестный ход в ее честь и уже рядом с собором будет отслужен молебен. «Татар-информ» узнал, удается ли и насколько восстановить историчность и идентичность в облике возрождаемой православной святыни.

Градостроительная какофония

Указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери» (последний был взорван в 1932 году) Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов подписал 4 ноября 2015 года. Дата была выбрана неслучайно: наряду с осенним православным праздником это еще и День народного единства России, который, впрочем, тоже установлен в честь Казанской иконы Божией Матери, способствовавшей победе народного ополчения Минина и Пожарского во время Смуты 1612 года.

Первый камень воссоздаваемого собора был заложен с участием митрополита Русской Православной церкви Кирилла 21 июля 2016 года. В этот день церковь празднует непосредственно обретение чудотворного образа (иконы), на месте которого и был выстроен позже уничтоженный советскими богоборцами собор.

В этом году к 4 ноября строители намерены не только установить кресты на купола, но и сдать кровлю, фасад, полы, внутреннюю штукатурку под роспись, сети коммуникаций, а также сделать минимальное благоустройство по периметру здания. Таким образом, внешне к этому дню, как заверил главный инженер Управления Казанской епархии Михаил Федотов, собор уже предстанет в своем финальном облике – с куполами, золотыми крестами, вызолоченными яблоками и с большей частью фасадных икон из мозаики (смальты), как на эскизах проекта.

Однако увидеть собор хотя бы внешне таким, каким он был в прошлом (из первоначального каменного собора XVI века он был перестроен в 1798 – 1808 годах), у современников уже не получится. Время внесло свои безапелляционные коррективы в окружающее пространство. Несмотря на то, что храм воссоздается в центре Казани на прежнем месте и в непосредственной близости от Кремля, вид на эту часть города изменился.

До разрушения в 1932 году собор Казанской иконы Божией Матери был бесспорным объектом притяжения взглядов, выделяющимся среди низкоэтажной серой деревянной застройки прибрежной зоны Казанки. Современная панорама слева от Казанского Кремля после тотальной зачистки по программе ликвидации ветхого жилья перед тысячелетием города была затем застроена накануне Универсиады 2013 года помпезным зданием Дворца Земледельцев. Очевидно, когда оно строилось (2008 – 2010 годы), стояла задача не ударить в грязь лицом перед иностранными гостями. К тому же за таким гигантским фасадом легко было скрыть оставшиеся неприглядные строения прежних лет, которые, к слову, до сих пор за ним и находятся. Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери тогда еще не предвидели. Кроме того, на горизонте, правда, уже дальше воссоздаваемого собора теперь возвышаются и башни Корстона, и ЖК «Лазурные небеса»…

«Наш собор посажен на исторический фундамент. Это, конечно, часть панорамы Казанского Кремля. И сначала даже были споры, насколько он по высоте, по объему был когда-то именно такой, каким мы его уже сейчас можем видим. У нас есть все архивные документы с подтверждением таких размеров, места посадки, с учетом панорамы Кремля. Более того, как Кремль находится под охраной ЮНЕСКО и имеет регламентную зону, воссоздание собора согласовывалось и с ЮНЕСКО. А Дворец Земледельцев… Это собственность республики, и мы не можем из-за того, что он нам мешает, его убрать. Это ведь не ластиком карандашный рисунок стереть. Но собор будет выглядеть очень грандиозно, очень масштабно, и, я так думаю, что Дворец Земледельцев по истечению срока нашего строительства померкнет. Наш собор будет все равно на высоте», – прокомментировала сложившийся архитектурный диссонанс начальника отдела реставрации Главного инвестиционно-строительного управления (ГИСУ) РТ Майя Морозова.

К слову, из-за наложения силуэтов зданий и градостроительной какофонии панорамы в начале апреля Межведомственная комиссия по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях при Президенте РТ отклонила концепцию застройки бывшей Ягодной слободы Казани, где находится в том числе Зилантов монастырь. Как пояснил тогда заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич, инвестор предполагал построить «довольно многоэтажные здания (порядка 20 этажей) как бы за спиной Зилантова монастыря, причем на довольно близком расстоянии 300 – 400 метров». При этом получалось, что с Волги монастырь будет виден, но сзади фоном ему станут небоскребы. Застройщику было поручено пересмотреть подход к планировке территории, и в целом по итогам комиссии Президент РТ заморозил стройку в исторической части Казани на три месяца.

В ситуации с собором Казанской иконы Божией Матери градостроительные ошибки «заморозить» или стереть ластиком с эскизов уже не получится.

Нет реновации – не будет колокольни

После завершения работ на самом соборе Казанская епархия планирует восстановление всех корпусов и объектов самого Богородицкого монастыря. Это сестринский корпус и корпус настоятельницы (каждый по 2 тыс. кв. метров), а также собор Николая Тульского, так называемый теплый храм. Кроме того, как сообщил главный инженер Управления Казанской епархии Михаил Федотов, епархии в ближайшее время будет передано здание бывшей церковно-приходской школы на Япеева, 9 б, где в советское время был надстроен третий этаж и расселены жильцы. Эскизный проект воссоздания этого объекта церковь уже согласовала с Министерством культуры РТ. Здесь разместят воскресную школу Богородицкого монастыря, которая сейчас находится на цокольном этаже Крестовоздвиженской церкви.

А вот 55-метровую колокольню, одну из самых высоких некогда в Казани, которую было также хорошо видно на панораме города и далеко слышно, восстанавливать пока не планируют. Она находилась с западной стороны собора Казанской иконы Божией Матери, и в советское время, как и сам собор, была взорвана. Сейчас на ее месте по адресу Большая Красная, 3 находится жилой многоквартирный дом.

«Восстановить ее не считаем возможным в виду того, что ее фундаменты заходят на территорию жилого дома, где проживают люди. Так что колокольни пока не будет. Но при входе на территорию монастыря, рядом с Крестовоздвиженским собором, и сейчас есть звонница. Может быть, через десятилетия, когда будет программа реновации жилья, когда дома хрущевской эпохи признают аварийными, тогда только можно будет разговаривать о том, чтобы проектировать и строить колокольню», – выразил надежду Михаил Федотов.

Строители есть – искусных зодчих нет

Параллельно с самим собором Казанской иконы Божией Матери восстановительные работы идут сейчас в так называемом Пещерном храме, расположенном прямо под утраченным приходом Богородицкого монастыря. Несмотря на далеко шагнувшие со времен возведения собора строительные технологии, современники не рискнули воссоздавать такую громаду без подстраховки. Побоявшись, что конструкция собора будет слишком тяжелой и может, обрушившись в Пещерный храм, раздавить остатки его исторических фундаментов, привести к утрате штукатурки и росписей, строители XXI века предупредительно накрыли подземную часть монолитной плитой. Затем уже на такой платформе с функцией подушки безопасности стали возводить собор.

Как рассказала Майя Морозова, даже до подрыва в 1932 году Пещерный храм не был завершенным, некоторые работы оставались на тот момент по-прежнему только в планах и на бумагах архитекторов и строителей. Был не доделан пол, в некоторых его местах имелась только штукатурная стяжка; расписать успели только часть стен, остальные ожидали своей очереди, будучи только лишь оштукатуренными. Чудом сохранившиеся элементы росписи потребовалось тонировать (вытягивать по цвету), чтобы они стали более читаемы (этим занимался Валерий Косушкин, реставратор фресок Успенского собора Свияжска – прим. Т-и). Засыпанные долгие годы песком, а потому сохранившиеся, после реставрации наконец проступили явно традиционные узоры – солнце, полотенца (повторяющийся орнамент-кант – прим. Т-и).

Одной из особенностей Пещерного храма при его небольшой высоте являются своды. Для воспроизведения их исторической геометрии в Казань пригласили специалистов из Костромы.

Уникальность работы, которую проводят костромские специалисты в том, что они восстанавливают своды на основании исторического этажа, расчищенного археологами. Криволинейность, сами виды сводов (крестовый, цилиндрический), переходы – все восстановлено по архивным документам. При этом хорошо видно, что верхняя кирпичная кладка здесь новая. Росписи, которые остались, мы на время сейчас закрыли дышащей пленкой», – пояснила Майя Мороза.

При этом реставратор ГИСУ РТ признала, что своды самого собора Казанской иконы Божией Матери воссоздать по исторической технологии не смогли – слишком далеко ушли современные строители от искусных навыков зодчих прошлого. Пришлось собирать собор как современный строительный конструктор из готовых бетонных блоков.

«Склоны собора из кирпича, стены – из кирпича, а именно своды – бетон. Почему? Колонны идут на конус, геометрия должна быть четкая. Поэтому по уникальной системе была произведена опалубка (деревянная форма будущего сооружения, наполняемая бетоном – прим. Т-и). Этот каркас мы заливали бетоном и получили идеальную геометрию, которая была здесь исторически. Своды при таких размерах из кирпича сейчас выполнить нереально. Раньше своды, конечно, были в кирпиче. Но сейчас таких специалистов нет – невозможно из кирпича сделать такую крутизну. К тому же некоторые своды там есть с кессонами (декоративные углубления из отдельных ячеек – прим. Т-и), они тоже строгого размера. Такие своды тоже устанавливали по высокоточной опалубке сразу с кессонами, чтобы можно было потом только чуть-чуть затереть, где нужно, и выполнять роспись», – пояснила Майя Морозова.

Пополнение в интерьере

Здание собора по возможности, конечно, стараются воссоздавать по архивным документам идентично взорванному в 1932 году. Но все-таки есть и прямые отклонения, связанные как с новыми стандартами, реалиями, там и с планами сделать собор крупным паломническим центром, который, как предполагается, смогут посещать до 10 тыс. человек в день

Так, снизу в верхнюю часть храма, по признанию начальника отдела реставрации ГИСУ РТ Майи Морозовой, будут перемещены хоры (открытая галерея для размещения певчих – прим. Т-и).

«Это требование современности, потому что собор, как мы думаем, будет посещать много и паломников, и туристов. Нужно разместить хоры так, чтобы не мешать службам, которые здесь будут проходить. Для этого мы хоры и поднимаем наверх. Но это единственное отступление, больше ни в отделке, ни в размерах отступлений нет», – заверила Майя Морозова.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев