Салимзян хазрат Домнин: «Коронавирус – это испытание и результат наших деяний»

Коронавирус все больше и больше распространяется по миру. Второй имам Закабанной мечети Казани Салимзян хазрат Домнин рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ», что говорится об эпидемиях в исламе.

Говорят, что людей с коронавирусом будут хоронить только в гробах. Является ли это нарушением законов ислама? Если тело предают земле в гробу, то, значит, его нельзя по мусульманским обычаям помыть и облачить в саван. Будет ли это грехом для его родственников и будет ли это означать, что сам человек погребен не по-мусульмански?

По законам ислама после смерти мыть мусульманина, надевать на него саван и хоронить в земле – это строгая обязанность, исполнение которой возложено в целом на всех приверженцев исламской религии. Если государственные деятели приняли решение хоронить всех в закрытых гробах, мы освобождаемся от этой обязанности. В этом случае по причине крайней необходимости для родных и близких это не будет считаться грехом. Так как нельзя спорить и воевать против государства.

Этот вопрос возник совсем недавно, поэтому мы направили его в совет ученых духовного управления и теперь ждем от них точного ответа, фетвы.

Что говорится об эпидемиях в религиозных писаниях? В каких случаях они приходят и что является их причиной?

Согласно нашей религии, распространение эпидемий и болезней считается неким испытанием на нашем жизненном пути и результатом деяний и ошибок, которые мы сами и совершили. В Коране говорится: «Верующие! Все несчастья – следствие ваших грехов». Но все же многие из них Аллах прощает. Поэтому имеет такое большое значение, как мы проживаем свою жизнь, встречаем невзгоды и трудности, можем ли сохранить свою веру и человечность. Если мы пройдем все эти испытания достойно, как предписывает нам Аллах, то наша вечная жизнь, которую мы обретаем после смерти, будет прекрасной.

Что касается вопроса, когда возникают эти болезни и эпидемии, то людям это неизвестно, на то воля Аллаха. В народе говорят: «От судьбы не уйдешь». Поэтому человек в любом случае не может прожить дольше, чем ему предначертано Аллахом. Судьбу нельзя изменить и убежать от нее. Что предписано свыше, то и воплотится в жизнь.

Но в то же время с нашей стороны просто сидеть, поддавшись болезни, и ничего не делать совершенно неправильно. Пророк Мухаммад говорил: «Вы, рабы божьи, лечитесь! Так как вместе с болезнью Аллах посылает нам и лекарство от нее». Поэтому лечение от недугов – наш долг перед Аллахом.

Я хочу выразить огромную благодарность врачам мира. В условиях эпидемии они подвергают себя опасности, всеми силами стараются вылечить больных. Они, безусловно, достойны самых высоких похвал!

Говорят, что во время эпидемий погибают только грешные люди. Или же могут уйти из жизни и праведные мусульмане?

Во время эпидемий или других бедствий могут пострадать и грешные, и безгрешные, и мусульмане, и те, кто ими не является. Как я говорил ранее, эти трудности могут обернуться для нас страданиями или просто неким испытанием. Если мы посмотрим на жизненный путь Мухаммада, ему даже будучи пророком приходилось проходить через всевозможные трудности и печали. Но это не привело к малодушию и нетерпимости с его стороны. Напротив, он в тяжелые моменты старался больше молиться и просил о прощении.

В одном хадисе говорится: «Воистину судьба мусульманина удивительна, и все его деяния окажутся благими. Если придет к нему облегчение, он поблагодарит судьбу, и это, в конечном счете, обернется для него добром. Если повстречаются трудности, он будет терпим, и это тоже будет для него благом».

Есть же еще и загробная жизнь. Нам всем предстоит держать ответ перед Аллахом. Поэтому давайте в молитвах просить счастья в обоих мирах!

Кааба закрыта. Не знак ли это конца света? В целом в чем причина появления этой эпидемии? Правильно ли распространять молитвы от болезни?

Каабу закрыли, чтобы болезнь не распространялась, так как мы знаем, что вирус передается воздушно-капельным путем. В местах большого скопления людей угроза заражения вырастает в разы. Безусловно, очень жаль, что Кааба, которая является домом Аллаха, осталась в одиночестве, но было бы хуже, если бы это привело к страданиям людей. В одном из хадисов пророка говорится: «О, Кааба! Воистину ты великая и прекрасная, но кровь верующих для Аллаха важнее тебя». Из этого следует, что благополучие и здоровье мусульман считаются самыми главными.

Хадисы, которые пришли к нам от Пророка, в правдивости которых не может быть сомнения, содержат в себе молитвы, помогающие противостоять болезням. Они, безусловно, приносят пользу человеку. Их основной смысл – просить помощи у Аллаха, являющегося хозяином вселенной, управляющего всем и вся, исцеляющего и дающего жизнь. Аллах всемогущ. Аллах показывает выход из любой ситуации. От нас требуется лишь чистота помыслов и вознесение молитв Всевышнему.

По какой причине началось распространение коронавируса? Вероятно, на этот вопрос могут дать точный ответ только вирусологи. В интернете была информация, что болезнь якобы передалась от животных. Правду знает только Аллах.

Иран – мусульманская страна, однако болезнь распространилась и здесь. Чем можно это объяснить?

Не только в Иране, но и в других государствах, где проживают мусульмане, эпидемия разрастается. А то, что в Иране особенно много заболевших, мне кажется, объясняется низким уровнем медицины и экономики в этой стране и тем, что государство вовремя не приняло нужных карантинных мер. Об этом могут судить лишь эксперты.

Правильно ли закрывать мечети во время эпидемий?

В целом, если опасность распространения болезни высока, если ситуация усугубляется, когда люди собираются вместе, закрывать мечеть разрешается. Возьмем, например, мусульманские страны, особенно Саудовскую Аравию. Мы видим, что здесь закрыты не только простые мечети, но даже две святые большие мечети – Аль-Харам в Мекке и мечеть Пророка в Медине. Безусловно, это временно. Нельзя сравнивать сегодняшнюю ситуацию с тем периодом, когда молельные дома закрывали коммунисты в Советском Союзе. Это абсолютно разные вещи. Слава Всевышнему, мы можем молиться и вне стен мечети. У нас есть дома, дворы, леса, луга, рощи – везде разрешается совершать намаз.

Многие боятся этой болезни – умрем, говорят. Должен ли мусульманин страшиться смерти?

Что только не может случиться в этом мире, никогда нельзя терять голову. На все надо смотреть трезво. Да, возможно, сейчас трудный период, но если мы будем сравнивать с тем временем, когда жили наши бабушки и дедушки, то мы живем как сыр в масле. Слава Аллаху, сейчас нет людей, которые сидят без краюхи хлеба. Поэтому, какая бы беда ни приключилась, нужно надеяться на лучшее и не забывать о человечности. Как я говорил ранее, этот мир – место для испытаний. Кто как себя поведет? Какие слова будет говорить, какие дела и поступки совершать? В итоге нам предстоит держать ответ перед Аллахом, чтобы обрести вечную жизнь. Да спасет нас Аллах от всех бед и печалей. Принесет спокойствие в наши дома, благополучие нам и нашей стране!

Что же делать, чтобы не заболеть?

Для этого нужно соблюдать личную гигиену, как советуют врачи. Это совсем не чуждо нашей религии. В народе тоже говорят: «Береженого Бог бережет». Поэтому необходимо обязательно выполнять все рекомендации специалистов. В том числе соблюдать карантин, оставаться дома, не здороваться за руку, беречь от заражения ближнего, если ты сам заболел.

Пророк сказал: «Если те земли, где вы находитесь, охватила чума, не покидайте их. Если она распространилась на землях, куда вы собирались пойти, не входите в это место (деревню, город, страну)». Это значит, что понятие карантина было и у истоков нашей религии. Вместе с тем мы не должны забывать молиться и просить Аллаха о спасении. Так как в эти тяжелые времена требуется исцеление не только тела, но и души.

Если будет принято решение сжигать погибших от коронавируса людей, будет ли это означать, что они не попадут в рай?

После того как человек умирает, то каким бы путем ни похоронили его родные или государственные деятели, это не входит в зону ответственности умершего. Так как книга деяний каждого человека закрывается с приходом его смерти.

До распространения коронавируса в Сибири некоторые наши соплеменники, заблуждаясь, стали высказывать намерение сжигать тела и закапывать пепел в сосудах. Якобы земля дорогая, кроме того, нет тех, кто мог бы, согласно обычаям, помыть и закопать тело, оправдывались они. Этот грех – на совести родных. А умерший, хотел бы он того или нет, ничего изменить не может. Поэтому то, как его похоронят, не влияет на то, попадет ли он в рай или нет. Быть удостоенным рая суждено только тем, кто в судный день сможет держать ответ перед Аллахом, у кого благих деяний окажется больше, чем грехов, тем, кто признавал и чтил Аллаха.