У татар издавна существует традиция сажать деревья на могилах усопших родственников и близких. И в художественных произведениях читаем о том, как герои сажают на кладбище рябину или пару берез. При упоминании слова «кладбище» перед нами предстает местность, густо заросшая деревьями. Однако в некоторых селах Татарстана, как оказалось, вырубили все деревья, и кладбища напоминают пустыри. Порой приходится слышать о том, что сажать деревья на кладбище — грех.
«Мы не разрешаем сажать деревья на могилах»
В селе Нижние Метески Арского муниципального района кладбище очистили от деревьев. Глава Старокырлайского сельского поселения Фаниль Лотфуллин сообщил, что у них запрещено сажать деревья на могилах.
«Мы организовали субботник и спилили деревья на сельском кладбище. Сейчас мы не разрешаем сажать деревья на могилах. Потому что невозможно убрать всё, что было посажено ранее. Посадить дерево — дело недолгое, но потом за ними никто не ухаживает, забывают. А деревья вырастают и ломают близлежащие ограды могил. На территории кладбища мы оставили только небольшое количество деревьев.
На кладбище должны быть чистота и порядок. Жители населенного пункта поддержали идею, никто не был против, сами же видят», — рассказал он.
«Предпочтительнее сажать плодовые деревья»
Откуда появилась традиция сажать деревья на кладбищах? Издавна это объяснялось тем, что «листья деревьев на кладбище делают зикр». В одном из хадисов говорится, что Посланник Аллаха, проходя мимо двух могил, сказал: «Поистине, их подвергают мучениям за тяжкие грехи…» Сказав это, он повелел принести пальмовую ветвь, разломал ее на две части и воткнул половинки в могилы этих людей. Его спросили: «О, Посланник Аллаха, зачем ты сделал это?» Пророк ответил: «Надеюсь, что это облегчит их страдания, пока ветви не засохнут». Вот как объясняют хазраты возникновение данной традиции в исламе.
Жительница села Евлаштау Сабинского района Халиса Галимжанова рассказала, что испокон веков на могилах было принято сажать зеленые насаждения.
«Сажали осину, так как листья осины шелестят даже в безветренную погоду, считалось, что листья таким образом читают зикр. Сажали плодовые деревья — можжевельник, вишню, рябину. На могиле нашей мамы растет можжевельник, на могиле отца — черемуха. Черемуха быстро размножается, ростки появляются по всей округе. Деревья выросли большими, ветки ломаются и разрушают оградки. Поэтому сейчас настоятельно рекомендуют не сажать деревья, а если посадили — постоянно ухаживать за насаждениями. Нужны деревья, которые вырастают небольшими», — говорит она.
Рустам хазрат Хайруллин: «Сажать деревья и кусты на могилах не грех, а савап»
Имам-хатыб мечети «Гаилэ» Рустам хазрат Хайруллин пояснил, что сажать деревья на кладбище не является греховным деянием.
«Наши предки издавна считали, что деревья произносят зикр — прославляют Всевышнего. Сажать деревья на могилах — славная традиция. Греха в этом деянии нет, только савап. Наши предки всегда ухаживали за кладбищами, наводили порядок и чистоту. К сожалению, сейчас люди стали забывать об этом, и порой кладбища находятся в заброшенном состоянии.
По этой причине в некоторых махалля кладбища очищают от сваленных деревьев, и пожилые люди стали говорить, что впредь сажать на кладбище что-либо запрещается. Конечно же, деревья можно сажать. Но для соблюдения чистоты и порядка в некоторых махалля перестали это делать.
Часто меня спрашивают: “Хазрат, можно ли спилить куст сирени с кладбища?» Да, можно. Вообще предпочтительнее не сажать на могилах сирень или американский клен, так как они быстро размножаются”», — говорит хазрат.
«Могила будет умершему или Райским садом, или ямой Ада»
В прославленном селе Токаеве Республики Чувашия думают о том, чтобы территории кладбищ оградить подобно паркам. Наиль хазрат Ямалетдинов подчеркивает, что за кладбищами нужно ухаживать так же, как за волосами или бородой:
«Посланник Аллаха Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) воткнул молодую ветку на могилу усопшего. Хадис, где упоминается эта история, считается достоверным, и никто не может оспаривать его достоверность. Таким образом, Пророк Мухаммед показал, что на могилах разрешено сажать зеленые насаждения, и пояснил свои действия тем, что это принесет облегчение усопшему.
Здесь возникает другой вопрос: ветка принесет облегчение потому, что посажена священной рукой Посланника Аллаха, или же она принесет баракат независимо от того, кто ее посадил? Исходя из этого хадиса, следует, что зеленые насаждения на могиле дозволены и желательны.
В Токаеве, когда мы были еще детьми, муллы и хазраты организовали посадку деревьев на кладбище. В наших мишарских поселениях это считается красивой традицией. При въезде в село с правой стороны от дороги остается кладбище. Гости, приезжающие к нам, всегда говорили: “Какой красивый парк у вас в селе”. Об этом рассказывали наши деды. За порядок на кладбище отвечал муэдзин. Сейчас все так же. На кладбище растут и кусты, и большие деревья, и декоративные, и вишни с яблонями.
Вы говорите, что в некоторых махалля деревья вырубают. У Пророка есть сунна по отношению к одежде и бороде. Борода украшает лицо, если за ней ухаживать. Например, если волосы длинные, то за ними так же важен уход. Так же и кладбища — мы должны обеспечить порядок и чистоту на их территории. В таких странах, как Турция и Индонезия, кладбища облагорожены подобно паркам.
Пророк сказал: “Могила будет умершему или Райским садом, или ямой Ада”. Все мы, по милости Всевышнего, надеемся попасть в Рай. Я считаю, что мы должны ухаживать за кладбищами. Не забывать, что там найдет свое последнее пристанище каждый из нас, мы должны рассказать об этом своим детям. В народе говорят: помни об умерших, дорожи живыми».
Автор: Эндже Габдуллина
Нет комментариев-