С 1 марта вступил в силу федеральный закон, которым внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автобусами. Олег Владимирович, насколько важен этот документ для обеспечения безопасности перевозок?
– Изменения в законодательстве в части лицензирования направлены на организацию и систематизацию подхода к перевозочному процессу. Но главное, что они позволяют вывести из тени перевозчиков, которые занимаются, так скажем, псевдозаказными перевозками. То есть узнать о тех перевозчиках, о которых мы практически ничего не знали до вступления в силу данного закона, и создать здоровую конкуренцию на рынке пассажирских перевозок.
С 29 июня действует запрет перевозок пассажиров автобусами без лицензии. Все ли перевозчики получили лицензии?
– До 29 июня был переходный период, чтобы перевозчики могли оформить лицензии. Определить, сколько перевозчиков должны получить лицензии, на сегодня составляет большую проблему. Раньше у нас были лицензионные карточки, но потом они были отменены. Утеряна уникальная база перевозчиков и автобусов, которые используются для перевозок пассажиров. Сегодняшние изменения законодательства позволяют создать такую базу, знать о перевозчиках практически все: на каких автобусах они будут перевозить, марку, год выпуска транспортного средства, подвижной состав.
В Татарстане до 1 марта по лицензии осуществляли перевозки 272 субъекта. Это были регулярные перевозки пассажиров на городских, пригородных, междугородних маршрутах. На сегодня из этих 272 перевозчиков лицензировано 185, что составляет около 70%. Из них не получили лицензии 87 перевозчиков. И здесь может быть ряд объективных и субъективных причин вплоть до того, что они прекратили деятельность по перевозке пассажиров, ушли с рынка перевозок, либо действует пресловутый человеческий фактор – “где-нибудь и как-нибудь проработаю”. Они еще могут получить лицензии, двери открыты. Мы принимаем документы не только у лицензиатов, но и у тех, у кого ранее не было лицензии.
Всего на сегодня в республике лицензировано 764 перевозчика, которые осуществляют как коммерческие, так и собственные перевозки пассажиров. Из них около 40% приходится только на перевозки собственных пассажиров, а 60% – на коммерческие и собственные.
Коммерческие перевозки осуществляются по регулярным автобусным маршрутам, по заказу с применением договора фрахтования. Перевозки для собственных нужд выполняют предприятия, которые привозят своих сотрудников к месту работы и увозят.
Каковы первые итоги действия федерального закона? Сколько нарушителей удалось выявить с начала действия запрета на автобусные перевозки пассажиров без лицензии?
– Перевозчикам был дан переходный период, когда мы не применяли административные санкции, но контроль над ними осуществлялся, рейды проводились. С 29 июня в полной мере приступили к проведению рейдовых мероприятий. Выявлено 19 фактов работы без лицензии, по ним составлены протоколы и переданы на рассмотрение в судебные органы. Пока по ним решений нет, но мы продолжаем работать, чтобы выловить тех, кто работает без лицензии.
К работе по выявлению нарушителей подключилось и ГИБДД. На сегодня в наше управление они направили более 30 рапортов, связанных с перевозками автобусами без лицензии, из них 50% – по Татарстану, остальные по нарушителям, въехавшим в республику из других областей. Документы направлены по месту регистрации этих транспортных средств.
Какая ответственность предусмотрена за перевозку пассажиров без лицензии?
– Предусмотрена административная ответственность за работу без лицензии. Что касается коммерческих перевозок, то накладываются административные штрафы в размере 50 тыс. рублей на граждан и должностных лиц, 100 тыс. рублей – на индивидуальных предпринимателей и 400 тыс. рублей на юрлиц. Это за первое нарушение. Если они попадаются повторно, то штрафные санкции остаются те же самые, но добавляется конфискация транспортного средства либо административное приостановление деятельности до 90 суток.
Если говорить о перевозчиках, которые осуществляют собственные перевозки, то на них тоже предусмотрена административная ответственность. Здесь штрафные санкции на физлиц составляют от 500 до 1 тыс. рублей, на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, индивидуальных предпринимателей – от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, на юрлиц – от 170 тыс. до 250 тыс. рублей. Плюс можно применить административное приостановление деятельности на 90 суток.
Но соответствующие решения принимают суды. Если мы выявляем такие нарушения, то составляем протокол и направляем его для принятия мер в суды различных инстанций.
На каких перевозчиков не распространяется лицензирование? И на какой срок выдается лицензия?
– Все транспортные средства, имеющие свыше восьми мест и выезжающие на дороги общего пользования, обязаны иметь лицензию. Лицензии с 1 марта в соответствии с изменениями, которые внесены в федеральное законодательство, выдаются как для коммерческих перевозок, так и для перевозки собственных пассажиров. На сегодня подпадают под лицензирование практически все перевозки пассажиров автобусами.
Без лицензии могут ездить транспортные средства полиции, скорой медицинской помощи, пожарных, следственных органов, вооруженных сил, а также автобусы для внутрипроизводственных перевозок пассажиров, не выходящие на дороги общего пользования.
Лицензия выдается бессрочно, но ее можно аннулировать. Сначала приостановить, а потом аннулировать за грубые нарушения лицензионных требований. Это уже происходит по решению суда.
Какие требования предъявляются к перевозчикам для получения лицензии?
– Есть лицензионные требования для того, чтобы получить лицензию, но они минимальны. Необходимо, иметь аттестованного ответственного за безопасность дорожного движения, заключить договор на проведение предрейсового медосмотра, если нет собственной лицензии на медицинскую деятельность. Кроме того, нужно иметь либо собственные автобусы, либо арендованные, но исключая договор аренды с экипажем.
При осуществлении коммерческих перевозок автобусы должны быть застрахованы. Перевозчики должны вести и заполнять путевые листы, допускать только те транспортные средства к перевозке пассажиров, которые прошли технический осмотр и предрейсовый технический контроль. Нужно также обеспечить охраняемую стоянку для автобусов, передавать сведения о пассажирах и членах экипажа в автоматизированную базу данных. Водители должны состоять в штате лицензиата, то есть с ними должен быть заключен трудовой договор. Кроме того, необходимо контролировать и соблюдать режим труда и отдыха водителей, проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, их стажировку.
Какие документы нужно оформить, чтобы получить лицензию, и какова ее стоимость?
– Соискатель должен подать заявление с просьбой о выдаче лицензии в наше управление в Казани по адресу: Ершова, 31А. А в Набережных Челнах по адресу: бульвар Ямашева, 12А. К заявлению нужно приложить копии приказа о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, договора о проведении предрейсового медосмотра водителей, список транспортных средств и копии свидетельств об их регистрации.
Все необходимые для получения лицензии документы размешены на нашем сайте. Их можно распечатать и заполненные принести в управление. За оформление лицензии взимается госпошлина в размере 7,5 тыс. рублей.
Создан реестр транспортных средств. Могут ли татарстанцы получить в нем информацию об автобусных перевозчиках?
Создание реестра – это в какой-то степени возвращение к тем лицензионным карточкам, которые действовали до 2011 года. Получается, что если транспортного средства нет в реестре, то на нем запрещена перевозка и оно работает незаконно. К его владельцу могут быть применены штрафные санкции как за работу без лицензии, так и за нарушение лицензионных требований. Реестр дает возможность всем желающим посмотреть, занимается ли транспортное средство правильной перевозкой. Он размещен на нашем сайте, мы его регулярно обновляем.
Несмотря на принимаемые меры, в Татарстане остаются нелегальные перевозчики. Почему эта проблема до сих пор актуальная для республики?
– Отнести их к нелегальным сложно, потому что, например, перевозчик по Тетюшам имеет лицензию. Те, кто создают нездоровую конкуренцию, достаточно продвинутые, то есть оформляют все документы. Здесь надо больше говорить о несанкционированных перевозках. К примеру, направление Тетюши – Казань. Был перевозчик, у него есть лицензия, было разрешение Минтранса на перевозку пассажиров по данному маршруту. Но за нарушение требований по перевозкам Минтранс отозвал у него свидетельство по эксплуатации данного маршрута, после конкурсных процедур передал другому. Но, не захотев уходить с маршрута, тот перевозчик перешел на несанкционированные перевозки.
Управление совместно с Минтрансом, ГИБДД работает, проводит рейды, выявляет нарушения, принимаются соответствующие административные меры. Проблема несанкционированных перевозчиков характерна для всей России, не только для Татарстана. Например, по направлению Казань – Набережные Челны за прошлый год и начало текущего было составлено шесть административных материалов на несанкционированных перевозчиков на общую сумму 1,8 млн рублей. На несанкционированного перевозчика, работающего по направлению Йошкар-Олы, был составлен один административный материал, по которому принято решение о штрафе в 300 тыс. рублей. И еще один материал сейчас находится в суде.
Легальные перевозчики, которые работают по всем требованиям законодательства, особенно на пригородных, междугородних маршрутах, отправляются с автовокзалов и автостанций. Все остальные – это несанкционированные перевозчики. Как правило, несанкционированный перевозчик не дает билеты, не отвечает требованиям безопасности, а в пути могут возникнуть какие-то проблемы, предъявить потом кому-то свои требования и возместить ущерб достаточно тяжело. Легальные перевозчики проходят предрейсовый технический контроль, медицинский осмотр. При оформлении документов на автовокзалах и автостанциях проходят дополнительный контроль. То есть водитель, перевозящий пассажиров, всегда находится под контролем.
Справка
Нет комментариев-