Три таланта «в одном»
- Альберт Харисович, Валентин Гапонцев не раз бывал в Татарстане. Почему он проявлял интерес к республике?
- IPG Photonics работает в разных промышленных регионах нашей страны. Разработки компании касаются высокотехнологичного производства, она выбрала в партнеры Татарстан по вполне понятным причинам, ведь наша республика – один из лидеров в промышленности среди субъектов России.
- Как началось ваше общение со знаменитым ученым и миллиардером? Каким он вам запомнился?
- Познакомился с ним лет 7- 8 назад, когда Валентин Павлович приехал в Казань на встречу с нашим президентом. Мы оба – физики по образованию. Гапонцев работал в очень близкой для меня сфере. Мы переговорили при первой встрече, и после этого у нас сложились очень доброжелательные и уважительные взаимоотношения. Гапонцев посещал КНИТУ-КАИ, прочитал в университете лекцию о развитии лазерных технологий. Он стал Почетным доктором нашего университета, мы вручили ему почетную докторскую мантию. Это, без преувеличения, выдающийся человек, профессионал высочайшего уровня, глыба. У него исключительное сочетание таланта ученого, таланта инженера – это разные компетенции – и таланта предпринимателя. Даже два таких свойства одновременно у одного человека достаточно редко встречаются, а тут – в таком масштабе – уникальный случай. Очень жаль, что он от нас ушел.
Лазерная революция – экономия пространства и затрат
- Что дало миру изобретение Гапонцева?
- Он нашел принципиально новый подход к разработке промышленных лазеров и облек его в инженерное решение, создал действующие прототипы. У лазеров Гапонцева активный элемент – очень тонкое оптическое волокно, которое можно смотать в клубок, и внутри клубка происходит генерация лазерного излучения. Что это дало? Волоконный лазер дает очень высокую стабильность и генерирует большие мощности. Для этого больше не нужны блоки питания, которые занимают целые здания. Это действительно большой рывок. При этом принципы работы лазера, которые открыли в 1960-х годах два наших выдающихся физика Николай Прохоров и Александр Басов (за что они вместе с американским физиком Чарльзом Таунсом получили Нобелевскую премию), не изменились. Однако то, что реализовал Гапонцев на оптическом волокне, оказалось маленькой промышленной революцией в лазерных технологиях. Это позволило относительно недорого создавать мощные комплексы на сравнительно малых площадях.
И благодаря своим предпринимательским качествам, сначала в Германии, потом в США, Валентин Павлович построил крупнейшее в мире производство. Волоконные лазеры стали очень популярными, в этом сегменте промышленности доля его компании в мировом производстве превышала 80 %, это глобальный лидер. Благодаря успешной коммерциализации своих разработок Гапонцев быстро получил финансовую обеспеченность. IPG Photonics – бренд, который во всем мире высоко ценится, у этой компании есть представительства практически во всех крупных странах. Но основные промышленные комплексы находятся в США, под Бостоном (рядом со штаб-квартирой), в Германии, неподалеку от Франкфурта-на-Майне, и «ИРЭ-Полюс» во Фрязино. В Подмосковье компания построила целый маленький город с современнейшим оборудованием и технологиями, где выпускают очень качественные, высокотехнологичные лазеры.
Продолжится ли сотрудничество с Татарстаном?
- Вернемся к взаимодействию с Татарстаном. Инжиниринговый центр «КАИ-Лазер», который запустило в республике предприятие «ИРЭ-Полюс», продолжает функционировать?
- Инжиниринговый центр – действующий. Более того, сейчас с КНИТУ-КАИ ведем НИОКРы (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) для «ИРЭ-Полюс», российской «дочки» корпорации во Фрязино. Насколько мне известно, «Татнефть» собирается установить два сварочных комплекса для сварки своих труб в нефтедобыче. Работа IPG Photonics с Татарстаном идет достаточно оживленно.
- Шесть лет назад в особой экономической зоне «Алабуга» планировали построить завод по сборке лазерных систем. Что с этим проектом?
- От этой идеи в «Алабуге» отказались. Любой бизнес-проект очень четко привязан к конъюнктуре. И в какой-то момент строительство производства с экономической точки зрения оказалось нецелесообразным.
- Тогда же вы подписали с Валентином Гапонцевым дорожную карту по новому объекту. На территории вузовского кампуса планировали построить инженерно-учебный корпус лазерных технологий. Этот проект тоже свернули?
- IPG Photonics – весьма конкурентоспособная компания, а поэтому очень динамичная. И в зависимости от рыночной конъюнктуры руководители этого промышленного гиганта могут радикально поменять планы. Пока компания активно развивает площадку во Фрязино. Но вопрос с учебным корпусом КНИТУ-КАИ не закрыт.
- Уход из жизни руководителя компании не может сделать этот вопрос вовсе неактуальным?
- К сожалению, Валентина Степановича не вернуть. Он, видимо, давно знал, что болен, и пару лет назад ввел в высшее руководство всей компанией другого выходца из России Евгения Щербакова, который возглавлял немецкое подразделение IPG Photonics. И сейчас Щербаков управляет компанией, у нас с ним тоже хорошие рабочие отношения. Мы планируем еще вернуться к проекту учебного корпуса и обсудим идею с новым руководителем.
Справка: как IPG Photonics принес миллиарды
Выпускник Львовского политехнического института заведовал кафедрой МФТИ, работал в Институте радиотехники и электроники Академии наук СССР. В 1990 году Гапонцев вместе со своими студентами основал компанию «ИРЭ-Полюс» во Фрязино. А через три года физик, наладивший массовое производство передовых лазерных установок и систем на основе оптического волокна, уехал в Германию: оттуда было легче обеспечить рынок сбыта. Лазерная индустрия Валентина Гапонцева разрослась. В конце прошлого века предприниматель открыл производство в Оксфорде (штат Массачусетс, США), где теперь расположен и головной офис компании IPG Photonics – ее создал российский специалист. У группы компаний есть сервисные центры в Китае, Японии, Италии, Индии, Великобритании, Испании, Таиланде, на Тайване. По данным «Роснано», за счет ее инвестиций в «ИРЭ-Полюс» компания Гапонцева увеличила производственные мощности в России в пять раз. Волоконные лазеры используют для работы с металлами в автомобильной, авиационной, тяжелой и транспортной промышленности, в ядерной и солнечной энергетике, телекоммуникациях.
Валентин Гапонцев – лауреат Госпремии РФ в области науки и технологий. Он контролировал 33,35% акций IPG Photonics, рыночная капитализация которой составляет $8,67 млрд. Выручка группы компаний за последние 10 лет увеличилась вчетверо и достигла $1,2 млрд. Forbes оценивает состояние ведущего специалиста в области лазерной физики и техники в $2,8 млрд. Ему принадлежало около 23 % и американской IPG Photonics — лидера мирового рынка лазеров.
Фото: ipgphotonics.com