Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Речной порт Казани: «Лучше закрыть эту лавочку и не позориться»

Речной порт Казани: «Лучше закрыть эту лавочку и не позориться»
Сервис в Речном порту Казани давно не удовлетворяет современным запросам не только туристов, но и обычных пассажиров. Все они называют это «позором Татарстана», но проблема не решается годами.

Две жемчужины на воде

Православный Свияжск и мусульманский Великий Болгар – объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, являются, наряду с Казанским Кремлем, главными достопримечательностями Татарстана. А потому не иссякают туда потоки туристов не только из России, но и со всего мира. Добраться до Свияжска из Казани не трудно, расстояние между городами – около 60 км. «Остров-град» давно уже не остров, с «материком» его связывает дамба, по которой проложена полноценная автодорога. Но в летний сезон, когда на трассах кипят ремонтные работы, из-за пробок и реверсивного движения это близкое расстояние зачастую превращается в медленную пытку. Великий Болгар, где продолжаются археологические раскопки и расположен музей с самым большим Кораном в мире, от Казани отдален сильнее – примерно на 200 км. Добираться туда автотранспортом – по тем же причинам еще более сомнительное удовольствие.

Неудивительно, что в «горячий» сезон, совпадающий с речной навигацией на Волге, многие туристы мечтают совместить приятное с полезным и заменить стандартный автобусный трансфер на приятное водное путешествие. Ведь так можно не только сэкономить время и нервы, но и обогатить впечатления, дополнив посещение уникальных музеев-заповедников приятными бонусами – плеском волн и речной свежестью. 30-километровое расстояние до Свияжска скоростные теплоходы преодолевают за разное время – от двух часов до 40 минут, – но всегда без пробок. А 114 км по воде до Болгара метеор пролетит за два часа, но с ветерком! Преимущество Казани – до двух главных туристических центров отсюда можно добраться на обычных рейсовых судах, которые, как автобусы и трамваи, ходят по четкому расписанию, ведь они возят и «обычных» пассажиров – от дачников до жителей прибрежных поселков.

Кто старое помянет

Стремление увидеть реку, которая течет издалека и долго, приводит туристов в Речной порт Казани, ныне – филиал АО «Судоходная компания «Татфлот» (контролируют структуры близкие, к владельцу ПСО «Казань» Равилю Зиганшину). Эта компания, в свою очередь, осуществляет и пассажирские перевозки в пригородном сообщении.

Несколько лет назад, пытаясь, как и все туристы, догнать двух зайцев, я уже сталкивался с работой этого предприятия. Те впечатления могу сравнить лишь с каким-нибудь достаточно унизительным событием в жизни, избежать которого при этом было совершенно невозможно (у всех у нас есть такое в памяти, где-то очень глубоко). Дело в том, что билеты на теплоходы и метеоры здесь нельзя было купить онлайн, а в кассах отсутствовали терминалы для безналичной оплаты (и банкомата там не было). И, чтобы за собственные деньги получить заветные посадочные талоны, нужно было занимать очередь в окошко к «очень вежливому» кассиру чуть ли не с пяти утра. Кстати, без всякой гарантии на успех этой жертвы – хотя Речпорт продает билеты за пять дней до рейса.

Почему все должно было быть не так?

На дворе – 2021 год, ситуация наверняка изменилась к лучшему, убеждал я себя этим летом. Во-первых, потоки туристов в Свияжск и Болгар составляют весомую часть общего турпотока в Татарстан, значит, для них должны были создать все условия. Пара цифр: в 2019 году республику посетили 3,6 млн туристов, из них в Великий Болгар заехало свыше 530 тыс., в Свияжск – более 663 тыс. туристов. В первом полугодии этого года остров-град посетило уже 403,8 тыс. человек, а Болгар – 161,5 тыс.

Во-вторых, Казань за последние годы вслед за всем Татарстаном прошла через реальную цифровую трансформацию (порталы, аналогичные «Услугам РТ», есть в считанном количестве субъектов РФ). В-третьих, большинство сервисных предприятий (от РЖД до автобусных перевозчиков) давно уже освоило интернет-кассы. А прошлый год пандемии коронавируса заставил и тех, кто упирался до последнего, все-таки сдаться и перейти в онлайн. Однако простой поиск в «Яндексе» показал, что Речной порт, как пчела в сиропе, залип в советском прошлом – здесь не изменилось ничего. Не испугал предприятие даже риск заразить пассажиров в очередях.

Полторы сотни негативных комментариев

Обжегшиеся на допотопном сервисе туристы в Интернете называют все это «беспределом» и «позором Казани». В отзывах о предприятии в сервисе 2ГИС собрано почти полторы сотни негативных комментариев.

Вот самые свежие (орфография оригиналов): «Филиал мракобесия. Очереди на пол часа, безнал не работает. Билетов нет, нужно покупать заранее» (9 августа). «Мало того что нельзя купить за безналичный расчет, (…) так еще и заранее билет нельзя купить но узнаешь ты это только после того как отстоял очередь... очень жаль что такой современный город имеет архаизмы в виде такого учреждения...» (7 августа). «Расписание на сайте не соответствует. Да и около кассы несколько разных расписаний и объявлений и все не точные. Половины рейсов нет. Заранее многие билеты не продаются. В кассе оплата картами конечно же не работает. Давно уже пора сделать онлайн кассу. Как-будто сложно сделать просто распечатку нормального расписания на одной странице. Позор Татарстана! Руководителя давно пора выгнать за безответственность» (5 августа). «Худшее место Татарстана. Билетов нет, очереди, закрытые кассы, только наличка» (5 августа). «Никому не советую сюда даже приезжать. Билетов нет, расписания нет, хамское отношение. Непонятно как найти само здание речного вокзала. Указателей тоже нет. Лучше закрыть эту лавочку и не позориться. Упадок, грязь, злые бабки в качестве персонала. Отвратительно. Портит впечатление от города. Казанцы, вам должно быть стыдно, что в вашем городе есть такое место и такое обслуживание» (30 июля).

Обходные пути самые короткие

Дилемму – снова вставать до первых петухов и готовиться к штурму касс, предварительно вооружившись наличкой, или пойти по пути наименьшего сопротивления, я решил в пользу более дорогого варианта – и купил онлайн в одной из компаний туры одного дня в Свияжск и Болгар. Работники этих турфирм, на самом деле, не совершают подвигов; они лишь взваливают на себя коммуникацию с Речпортом – идут в те же самые кассы, централизованно выкупают те же самые билеты, а затем включают их в стоимость туров. Удорожание выходит небольшое. Так, в «Казанской туристической компании» за поездку в Свияжск возьмут 1600 рублей, из которых 150 рублей уйдет на теплоход с острова до Казани (до музея туристов довезет автобус, в кассе билет стоит 127 рублей). А в Болгар и обратно – в 2300 рублей, из них 800 рублей надо будет перевести заранее: чтобы компания успела прямо с утра выкупить билеты на рейсовый метеор, следующий до Тетюш (в кассе билет стоит 368 рублей в один конец).

От туристов, таким образом, требуется лишь вовремя прибыть в Речной порт и организованно сесть на борт, который, как специально предупреждают в турфирмах, «ждать никого не будет». Неудивительно, что в разгар сезона рейсовые корабли заполняются исключительно сборными группами во главе с гидами – отличить таких пассажиров легко по наушникам в ушах. Местных жителей, с сумками и в дачных одеждах, меньшинство.

Тех же, кто любит путешествовать в одиночку, жителей других городов самого Татарстана и соседних регионов, командировочных и всех туристов, которые по каким-то причинам хотели бы воспользоваться речным транспортом самостоятельно, ждет столкновение с тем самым унизительным и неизбежным. Везет единицам, причем, судя по парочке якобы «положительных» отзывов в 2ГИС, эти люди заранее ничего хорошего и не ждали (готовиться к худшему – тоже стратегия): «Отзывы читала заранее, поэтому поехала за билетами на метеор в Болгар в первый день после приезда в Казань. Утром 7 июня мне удалось купить билеты на 8 июня. Со слов кассира в наличии было только два билета, а нам нужно было два взрослых и один детский. Кассир при нас позвонила кому-то и договорилась о еще одном билете (видимо, сдают билеты на реализацию в турфирмы города). Билеты на другие будние дни тоже были. Мой совет: приезжайте с наличными и заранее, и все будет хорошо».

Все отдано на откуп туркомпаниям

По данным Минтранса РТ, в 2020 году услугами пригородного сообщения на водном транспорте на территории Татарстана по рекам Волга и Кама воспользовались свыше 290 тыс. пассажиров. Но основной поток, в том числе на Свияжск и Болгар, пришелся на суда «Татфлота». Казалось бы, в открытую навигацию туристы, мечтающие о романтике речных просторов, могли бы стать для компании дополнительным ресурсом – как коммерческих доходов, так и пополнения тарифной выручки (цены на проезд пассажиров и провоз багажа на скоростных судах пригородной линии регулируются Госкомитетом РТ по тарифам). Однако для этого нужен уникальный турпродукт, а также минимальный сервис. Но ничего этого в Речпорту не делается годами.

Да, круизы и организованные речные прогулки, под которые турфирмы арендуют пассажирские суда, из Речпорта доступны – но лишь для состоятельной и организованной аудитории. При этом в Казани не получится, как, например, в то же Волгограде, просто подойти к пристани, сходу купить билет и поплыть по водной глади на прогулочном корабле с рестораном. Но это все – чисто туристические услуги, а мы говорим об обычных пассажирских перевозках.

Обременительная социальная нагрузка

Опрошенные эксперты считают, что, по всей видимости, «Татфлоту» эта «социальная нагрузка» просто не интересна – львиная доля выручки судоходной компании и речных портов в ее структуре приходится на коммерческие услуги, от добычи и перевозок нерудных строительных материалов и погрузочно-разгрузочного бизнеса, до складского хранения и т.д. Все эти направления очевидно важны и для главного бизнеса ПСО «Казань». Остальное же содержится в положении той самой унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла – впрочем, пока без особых последствий для собственника. При этом и «пускать в свой огород» других операторов, которые могли бы взвалить на себя именно «туристическую часть» разнообразного функционала Речпорта, «Татфлот» по каким-то причинам не хочет. И клиенты до сих пор лишены здесь даже минимального набора – хотя бы онлайн-покупки билетов и терминалов для безналичной оплаты в кассах.

«Если говорить о туристическом потенциале водного транспорта, то понятно, что направления на Свияжск и Болгар из Казани – это основные точки роста. Спрос на услуги речного транспорта со стороны туристов очень высокий, но на сегодняшний день в Речном порту Казани просто нет никакого сервиса, там все словно в каменном веке застыло. То, что до сих пор нельзя просто купить билеты онлайн, это даже не вчерашний, а позавчерашний день. К сожалению, собственник предприятия не заинтересован в развитии этого направления бизнеса. И пока не изменится его отношение к пассажирским речным перевозкам, или пока не поменяется сам собственник в Речном порту – ничего в этом деле не изменится», - заявил «Снегу» президент Ассоциации туристических агентств РТ Рамиль Мифтахов.

В Госкомитете РТ по туризму ответили, что знают о проблеме и пытаются найти пути ее решения. Но пока поиски затянулись, а потенциальные клиенты строчат свои отрицательные отзывы. Недавно вот, например, появился отзыв на английском языке, смысл которого не выбивается из общего ряда (перевод): «Почти невозможно получить билет, если вы не с гидом. Вы не можете купить билеты заранее, и даже если вы приедете раньше в день, скорее всего, билеты уже закончатся. Меня поражает, сколько денег они должны потерять из-за того, что у них не хватает билетов» (10 августа). В это же день другой пользователь добавил: «Ужасное место, 21 век сюда не дошел. Технологий нет. Спрашивается кому это выгодно?».

Александр Попов
Фото: 
Владимир Васильев

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям