Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Реабилитационная служба ДРКБ: Просто спасти недостаточно, важно, как ребенок будет жить!

Реабилитационная служба ДРКБ: Просто спасти недостаточно, важно, как ребенок будет жить!
Они выхаживают детей с ДЦП, восстанавливают малышей после страшных травм, полученных в дорожных авариях и после серьезных онкологических заболеваний. Это история о сотрудниках ДРКБ, принимающих участие в комплексной медицинской реабилитации, которые не просто спасают жизни маленьких пациентов, а возвращают их в ту же среду, из которой их когда-то выбил недуг.

«Ильшат, смотри на экран, видишь, левая ножка работает больше, чем правая. Давай правой тоже активнее будем шагать?» – подбадривает маленького мальчика врач ДРКБ.

У 11-летнего Ильшата Сунгатуллина детский церебральный паралич. Около двух лет он сражается с недугом и учится ходить на специальном роботизированном аппарате – «Локомат». 

К слову, «Локомат» подарил отделению медицинской реабилитации пациентов с нарушением функций центральной нервной системы Президент Татарстана Рустам Минниханов. Аппарат очень дорогой, однако он – незаменимый помощник в процессе реабилитации некоторых пациентов. 

На каждый сустав ребенка крепится датчик, он передает параметры на экран, на который смотрит малыш. Занятие длится около получаса, но время может меняться в зависимости от индивидуальных показаний. 

По словам папы Ильшата Хакима Сунгатуллина, этот курс для них всего десятый, но улучшение уже существенное. 

«С начала 2015 года мы проходим реабилитацию. Ради ребенка естественно на все готовы, ходим заниматься на этом аппарате, проходим ботулинотерапию (введение в мягкие ткани специального препарата для расслабления мышц – прим. Т-и). То, что мы дома занимаемся – это не совсем то, а здесь, в больнице, оказывается квалифицированная помощь. Врачи очень хорошие, я чрезмерно им благодарен. Когда мы пришли в ДРКБ первый раз – сын был в прямом смысле ноль. Поначалу, он боялся врачей, конечно, но со временем привык, понял, что здесь безопасно. Для нас ведь любое малейшее изменение – счастье», – рассказывает папа, пока Ильшат занимается на аппарате.

 «”Локомат” – не единственный действенный метод и не панацея – это часть комплекса реабилитационных технологий и методик для многих пациентов при наличии реабилитационного потенциала», – объясняет заведующая отделением медицинской реабилитации Лейсан Афандиева. 

По словам медиков, ДЦП – не приговор для сотрудников реабилитационной службы, как, собственно, и многие другие болезни. 

«Наше отделение медицинской реабилитации – первое в России отделение, которое стало работать с детками с первого дня заболевания. На сегодня высокотехнологичная медицинская помощь достигла практически совершенства. Однако выхаживанием детей работа специалистов не ограничивается, нужно вернуть ребенка к полноценной жизни.    На самом деле ребенку не важно, какой высокотехнологичной помощью спасли ему жизнь, ребенку важно вернуться в ту жизнь, из которой его выбила болезнь», – отмечает руководитель реабилитационной службы ДРКБ, доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики КГМУ, врач высшей категории, Заслуженный врач РТ Дина Гайнетдинова. 

Дина Дамировна ведет нас в следующий кабинет. Коридоры в этом отделения с яркими стенами – это неспроста, отмечают врачи. Здесь нет красных тонов – они провоцируют агрессию. А вот синий зеленый и желтый – мелькают постоянно. К слову, желтый, по словам специалистов, у детей подсознательно ассоциируется с радостью. 

По словам руководителя реабилитационной службы ДРКБ, именно эти цвета способствуют восстановлению маленьких пациентов на подсознательном уровне. Почти на каждой стене – изображения любимых малышами героев сказок. Есть и аквариум с рыбками, и разные приспособления для различных видов реабилитации, к примеру развивающие мелкую моторику специальные доски или дорожки для разработки процесса ходьбы. 

Отметим, что реабилитацию проходят все дети, которые поступают в ДРКБ с любой острой патологией и нуждаются в специальном восстановлении. Как только профильные врачи стабилизируют состояние маленького пациента, мультидисциплинарная (включающая врачей разных специальностей – прим. Т-и.) команда включается в лечение ребенка. К слову, такая бригада может включать в себя специалистов всех профилей медицины. Служба совместно с реаниматологами, хирургами, кардиологами, неврологами, врачами других специальностей определяет, какой объем реабилитационной помощи ребенок уже может получить, находясь в остром состоянии. 

«Понимаете, если лет 5-7 тому назад реабилитационная служба воспринималась, как восстановление после того, как ребенок уже выписался из больницы, то сегодня представление о реабилитации пересмотрено. И сегодня реабилитация понимается, как часть восстановительного лечебного процесса – не после выписки из больницы, а во время непосредственного лечения. По сути это и есть часть лечебного процесса», – продолжает Дина Дамировна. 

Восстановительный процесс идет не только во время круглосуточного пребывания в больнице, но и в так называемых дневных стационарах. То есть дети живут дома, но ежедневно приходят в ДРКБ на реабилитационные процедуры. 

Также есть и амбулаторная реабилитация – восстановление малышей, которых выписывают из отделения патологии новорожденных. О выхаживании таких детей ИА «Татар-информ» уже рассказывало ранее. 

В кабинете массажа, в котором мы сейчас находимся, с малышкой Алисией занимаются плановой гимнастикой. Девочка родилась на 36-й неделе, но, как рассказала ее мама, развитие организма дочери находилось на стадии 32-й недели. Сейчас малышка не очень хочет заниматься – непрерывно плачет, но, вдруг, заметив фотографа и фотовспышку успокаивается. Малышка почти позирует, пока мама рассказывает о том, что уже она успела выдержать за свою еще маленькую жизнь. 

«Нас сначала положили в отделение реанимации новорожденных с весом в 1900 граммов. Пробыв там месяц, дочка набрала вес до 2300 гр., и нас перевели в отделение патологии новорожденных, где мы провели еще месяц. Здесь, в реабилитационном отделении, мы уже с 29 июня. Все более-менее стало восстанавливаться. Осталось только развитие мышц стабилизировать. Поворачиваться вот научились почти», – с удовольствием рассказывает мама Алисии Римма Мустаева. 

На пути возвращения к полноценной жизни дети приходят к педагогу-дефектологу в кабинет speech-терапии, адаптивного тренинга и Монтессори-терапии. Специалист признается, что порой нужно работать не только с ребенком, но и с его родителями. 

«Иногда приходится заниматься даже коррекцией воспитания детей. Инструктировать родителей, рассказывать, как нужно общаться с их детьми. Дети, иногда, когда ко мне приходят, начинают плакать – боятся. Но потом успокаиваются, как только понимают, что здесь им ничего не угрожает. К каждому индивидуальный педагогический подход. Все беседы идут в игровой форме. Мы играем, общаемся, рисуем», – делится педагог-дефектолог Елена Кочнева. 

Возможности службы включают соляную комнату для детей с аллергическими заболеваниями, кабинет с гидромассажной ванной, интерактивную комнату для занятий с психологом и тренажерный зал, где каждый проходящий реабилитацию ребенок ДРКБ, занимается специальной гимнастикой. Руководит занятиями, определяет и назначает индивидуальные курсы упражнений руководитель ЛФК Зульфия Сафина, помогают ей инструктора. 

Здесь есть, к примеру, разработка казанского медика – костюм «Атлант» или по-другому «костюм космонавта», к которому прикреплено множество трубочек. Он надевается на ребенка, который не может самостоятельно держать осанку. В трубки подается воздух, костюм расправляется и выполняет роль каркаса для ребенка. Малыш выпрямляется и в этом состояние занимается специальной гимнастикой, в нем же его обучают ходьбе.

«В арсенале реабилитационной службы большой набор аппаратной физиотерапии, с ее помощью обеспечивается раннее восстановление уже в отделениях реанимации» –рассказывает заведующая физиотерапевтическим отделением Ирина Игнатова.

Специалисты отделения сами приходят к детям, и необходимая аппаратура доступна пациентам уже в реанимационных отделениях, как только позволяет состояние ребенка. 

По словам Дины Гайнетдиновой, восстановление проходит каждый пятый пациент ДРКБ. Кто-то проходит курс лечения в своем отделении и спускается на этаж реабилитации для определенных занятий и процедур. Кто-то находится непосредственно в самом отделении медицинской реабилитации, а кто-то и вовсе приходит на занятия из дома. 

«Понимаете, операция может занять несколько часов, а реабилитация после нее – несколько лет. Бывают и такие случаи, когда сколько бы мы не бились – болезнь не отпускает. Ребенок остается инвалидом. В таких случаях, конечно, ком в горле встает. А пока есть хоть малейшая надежда на восстановление, мы работаем с абсолютной уверенностью на полное возвращение ребенка к полноценной жизни», – отмечает руководитель реабилитационной службы. 

Специализированное отделение медицинской реабилитации для детей с острым поражением центральной нервной системы на базе ДРКБ открылось в 2014 году. И если в год открытия в нем получили медицинскую помощь 422 пациента с заболеваниями головного мозга, то в 2016-м «служба спасения» вернула к нормальной жизни в общей сложности 947 детей. По словам медиков, потребность в реабилитации растет с каждым разом. 

«Когда отделение только открывалось, мы не представляли масштабы потребности в реабилитации. И поэтому сегодня мы пришли к тому, что нам уже тесно – не хватает мест. К нам постоянно обращаются родители, чтобы мы приняли их деток. Правительство РТ и наш главный врач сегодня активно взаимодействуют с разными структурами для того, чтобы построить реабилитационный корпус. Все дети, которые в нас нуждаются должны получать своевременную грамотную помощь», – делится Дина Гайнетдинова.

По словам врачей, у тех, кто поступает на реабилитацию в первые шесть месяцев после острого состояния – травмы, операции, перинатальной патологии или недоношенности – шансы на восстановление существенно выше. А дети поступают со всего Татарстана и близлежащих регионов. География пациентов включает Ульяновскую, Кировскую, Самарскую области, Чувашскую республику, Марий Эл, есть семьи, которые специально приезжают из Москвы или, к примеру Ашхабада.

По словам главного врача ДРКБ Рафаэля Шавалиева, сейчас отделение рассчитано на 40 коек, а с появлением нового центра ресурс реабилитации расширится до 120 коек. Кроме того, появятся условия для развития стационар-замещающих технологий. Это даст возможность увеличить число детей, которые получат необходимую помощь вовремя.

Специалисты ДРКБ смогут принимать на лечение больше детей, в том числе из близлежащих районов. В условиях дневного стационара возможен радиус обслуживания пациентов до 80 км вокруг Казани. Помимо 120 детей – пациентов круглосуточного стационара, в день возможно будет принимать до 200 пациентов на реабилитационные программы. 

«Без реабилитации сейчас не происходит ни один восстановительный период. Для любого пациента или его родственника, очень важно, быстро восстановиться. Реабилитационное отделение работает три года и дает хорошие результаты: мы видим стабилизацию показателей по инвалидности в Татарстане. Даже снижение количества инвалидов по многим группам. Мы получили поддержку Президента Татарстана. И сейчас в соответствии с поручением идет формирование участка под строительство реабилитационного центра ДРКБ. Радиус обслуживания пациентов – до 80 км вокруг Казани. Помимо 120 деток, которые будут лежать в стационаре, в день мы планируем принимать до 200 пациентов», – делится планами Рафаэль Шавалиев. 

Планируется, что Центр реабилитации будет совместным проектом на государственно-частной основе – ДРКБ выступит в партнерстве с инвесторами. И если звезды сложатся удачно, уже в течение следующего года это необходимое детям и их родителям здание появится в Казани.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев