Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Разборки за место на автостоянке и конец света по Корану: как создавался спектакль «Парковка» по пьесе Сюмбель Гафаровой, ставший фаворитом конкурса «Театральное Приволжье»

Разборки за место на автостоянке и конец света по Корану: как создавался спектакль «Парковка» по пьесе Сюмбель Гафаровой, ставший фаворитом конкурса «Театральное Приволжье»
Произведение «Парковка» стало одним из финалистов конкурса «Новая татарская пьеса», участвовало в Первом международном фестивале студенческих спектаклей «Науруз school» и теперь оказалось фаворитом театрального конкурса Приволжского федерального конкурса. О том, как создавалась постановка, разговорах с имамами казанских мечетей и канонической истории пьесы «Парковка» поговорил с режиссером Олегом Кинзягуловым корреспондент ИА «Татар-информ».

Всего на конкурс было выбрано семь пьес, на основе которых впоследствии ставили эскизы спектаклей на Малой сцене театра им. Г. Камала. Главный режиссер театра Камала Фарид Бикчантаев предложил режиссерам Олегу Кинзягулову и Рамилю Гараеву выбрать и поставить три произведения, которые участвовали в конкурсе. 

«Рамилю Гараеву удалось поработать над своим материалом во время создания эскиза своего спектакля, я же не видел эскиз и ничего не знал о конкурсе, потому что работал в тот момент в Набережных Челнах», — сказал режиссер Олег Кинзягулов. 

Олег Кинзягулов остановился на пьесе «Парковка», Рамиль Гараев выбрал «Двери», а Фарид Бикчантаев решил поставить «Туман» Гузель Фагитовой. Причем все пьесы являются самостоятельными одноактовками (спектакль длительностью до 1,2 часа играют без перерыва), и впоследствии режиссеры планируют объединить их в один большой спектакль, премьера которого состоится на сцене театра им. Г. Камала в октябре. 

Апокалипсис по Корану и советы от имамов казанских мечетей 

Пьеса «Парковка» основана на событиях конца света, или Апокалипсиса по Корану, и режиссер поделился, что специально общался и советовался с имамами казанских мечетей на тему правильного повествования истории так, чтобы потом создателей спектакля не осудили за неправильную трактовку священной книги. В итоге каноническую историю рассказали через бытовую, и зазвучала она серьезнее, поделился Кинзягулов. 

«Над пьесой было сложновато работать, несмотря на то что Сюмбель Гафарова уже опытный драматург и ее пьесы уже ставили на сцене театра Камала», — сказал режиссер.


Учитель-интеллигент против общественного мнения 

Спектакль повествует о главной героине по имени Фатыма, которая работает учителем и к тому же интеллигент. Она сталкивается, как ей кажется, с бесчеловечностью — местные жители занимают место на парковке обычным ведром. Героиню возмутило подобное отношение, и она решила этот вопрос решить по-хорошему, но жители двора уже все для себя решили: раз ведро поставлено — значит, место зарезервировано. 

Она решает собрать подписи, чтобы места на парковке занимали законным путем. В итоге автостоянка становится камнем преткновения всех героев спектакля. Каноническая история Корана зарождается именно из-за конфликта с жильцами двора вокруг стоянки, потому что жильцы определили для себя нормы, от которых не хотят отказываться, пояснил режиссер Олег Кинзягулов. 


Поиск театрального языка для «Парковки», актеры-студенты и молодые сценограф с композитором 

После разговора с Фаридом Бикчантаевым режиссер спектакля «Парковка» решил оставить тех же актеров, которые участвовали ранее в эскизе, — студентов 2-го курса актерского мастерства при театре им. Г. Камала. Олег Кинзягулов также является педагогом на этом курсе. 

Всего в спектакле продолжительностью 55 минут участвуют десять актеров. Главную роль Фатымы сыграла студентка из Набережных Челнов Лейсан Гатауллина, роль Махди досталась Зуфару Нуртдинову, Даджжалию сыграла Эльза Муратхузина. Остальные студенты участвовали в массовых сценах. Средний возраст артистов был 22 года. Сейчас ребята уже перешли на третий курс. 

Вместе с ребятами Олег Кинзягулов прорабатывал этюдные формы и искал театральный язык, которым можно было бы рассказать историю «Парковки» на сцене. К тому же режиссеру пришлось самостоятельно переделывать пьесу. 

«Ребята приносили свои этюды, и мы вместе искали лучшие варианты для постановки спектакля, также исходили из актерской игры, чтобы история откликалась на зрителей», — поделился постановщик. 

К созданию спектакля были также привлечены молодой сценограф, студентка и ученица главного художника театра им. Г. Камала Сергея Скоморохова Лейсан Хусаинова и начинающий композитор из Уфы Эмиль Амиров — сын ведущих актеров Башкирского драмтеатра им. М. Гафури. 

Участники «Науруз school» и фавориты «Театрального Приволжья» 

Основная работа над спектаклем началась в последнюю неделю декабря 2018 года. Потом была пауза, и уже серьезная работа над постановкой началась в конце марта, потому что создателям нужно было успеть к 10 июня — началу Международного фестиваля студенческих спектаклей «Науруз school», на который приезжали студенты из Венгрии, Казахстана, Якутии, Уфы и Москвы. 

На данный момент спектакль «Парковка» участвует в Первом региональном конкурсе Приволжского федерального округа «Театральное Приволжье». Он уже прошел во второй этап конкурса и стал фаворитом как единственный студенческий спектакль.

Второй (окружной) этап пройдет с 1 августа по 31 октября. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев