Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Раскол личности Аполлона, греческие мотивы в академическом звучании: как завершили Абязов-фестиваль

Раскол личности Аполлона, греческие мотивы в академическом звучании: как завершили Абязов-фестиваль
О том, как культурный центр «Сайдаш» на два часа стал греческим островком, читайте в нашем матреиале.

Один из самых богатых на музыкальные новинки «Абязов-фестиваль» завершен. В течение музыкального форума публике было представлено множество придумок художественного руководителя фестиваля Рустема Абязова, которые могли бы стать для консервативной публики серьезной темой для дискуссий: начиная от запевшей Мари из балета Щелкунчик, заканчивая Шурале, перебравшегося из лесной фауны в шкаф Сююмбике.

«Новая история Аполлона Мусагета»

Фото: Салават Камалетдинов

На этот раз был пересмотрен балет на музыку Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет». С подачи Рустема Абязова, художественный руководитель камерного балета «Пантера» Наиль Ибрагимов вдохнул жизнь в греческую историю о рождении сына Зевса.

По словам хореографа, кроме музыки от исторической постановки Джорджа Баланчина не осталось ничего. Главный герой Аполлон из древнегреческого божества, покровителя муз переродился в художника, творца, находящегося в постоянном внутреннем противоречии. Причем его психологический раскол представлен в двух ипостасях: Перфекциониста и спонтанного Импровизатора.

По ходу спектакля сущности Аполлона вступают в хореографический диалог со своими музами. И если у Баланчина это были Терпсихора (муза танца), Полигимния (муза пантомимы) и Каллиопа (муза эпической поэзии), то Ибрагимов отказался от идеи образов муз из древнегреческой мифологии и создал современных вдохновительниц. Одна из них олицетворяет внешнее совершенство, вторая — страсть, третья — амбиции, и, наконец, последняя — душевную чистоту.

Да и само место действия из греческого острова Делос было перенесено, как видно, в голову художника — собирательного образа, а постановка представляет собой творческие поиски и душевные терзания любого творца.

Фото: Салават Камалетдинов

«Когда я послушал музыку, прочитал либретто — мне стало скучно, я чуть не уснул, представляя как это могло быть. Для Франции XX века, [где прошла премьера постановки Баланчина] это было актуально. Эстетствующая французская публика ждала подобного, была напитана этим. Для нас же было важно сделать посвящение художникам: всем, кто обречен заниматься искусством», — рассказал постановщик.

И хотя по признанию Наиля Ибрагимова невозможно провести никаких параллелей между неоклассическим полотном Баланчина и новым «Аполлоном Мусагетом», тем не менее, хореография говорит об обратном. Конечно, хореография Наиля Ибрагимова основывается на контемпорари-дэнс, в то время как Баланчина — на классических па. Однако в то же время, как и в историческом варианте классическая техника обогащена свободным танцем, так и в современном — в контемпе проскальзывают классические позы. В этом смысле, оба хореографа «пошли» за музыкой Игоря Стравинского.

«Наиль Рафаэльевич — человек театральный. Стилизация, некая ирония ему близка, и он часто этим пользуется. Мне кажется, что у Стравинского это тоже есть. Ведь Стравинский в неоклассицистский период своего творчества не классику писал, а что-то современно-ироничное в этом стиле. И здесь это тоже есть, представление о классике с ироничной позиции: то вдруг какая-то поза, то носочек потянули и тут же, раз, и свернули на тропиночку другую. В этом плане у них сочетание со Стравинским состоялось», — рассказала директор балета «Пантера» Елена Беляева.

Кстати, музыка Игоря Стравинского осталась нетронутой и была исполнена камерным оркестром La Primavera целиком.

Фото: Салават Камалетдинов

Интересно, что по задумке оркестр исполняет музыку с Олимпа и даже для дирижера была отведена особая роль: как заявил со сцены Рустем Абязов, Наиль Ибрагимов предложил ему стать заместителем громовержца Зевса. Стоя на возвышенности в белоснежном костюме ровно посередине сцены лицом к зрителям, Рустем Абязов, казалось бы, руководит не только оркестром, но и всеми процессами, происходящими в зале, в целом.

«Это наш первый такой опыт и, конечно, мы не знали, как работает оркестр. У них свой подход, у нас — свой. Немного не хватило более плотной работы. На мой взгляд, нам надо было больше посвятить оркестр в наши тонкости, даже чисто по эпизодам показать, что чему соответствует, чтобы они могли поддерживать танцовщиков. Если мы будем продолжать сотрудничать — то будем развиваться в пользу более тесного взаимодействия», — поделилась Беляева.

Тем, кто следит за развитием балета «Пантера», очевидно, что у Наиля Ибрагимова особое отношение к творчеству Игоря Стравинского. В предыдущих своих работах он уже обращался к «Свадебке» и «Весне Священной», относящиеся к «русскому» периоду творчества композитора. Балет «Аполлон Мусагет» — яркий пример неоклассицистского периода, потому, кто знает, может в следующий раз хореограф обратится к позднему периоду композитора, и представит публике свое видение балета «Агон»? 

Фото: Салават Камалетдинов

«Треугольный сон» и Иоаннис Кофопулос

Неординарных коллабораций за время VII «Абязов-фестиваля» также было предостаточно: камерный оркестр La Primavera успел посотрудничать с московским ансамблем Дмитрия Покровского и лучшим гусляром Гудимиром.

В этот раз в творческом триумвирате оркестр соединился с молодым московским проектом «Треугольный сон» и участником шоу «Голос», греческим певцом Иоаннисом Кофопулосом.

По признанию участников проекта, в Казани фактически состоялась премьера программы: произведения были написаны специально к «Абязов-фестивалю». Подготовка к выступлению длилась два месяца.

В поддержке академического камерного оркестра, музыканты представили авторскую музыку — своего рода музыкальные фантазии на мифы и легенды античной Греции о богах и смертных жителях Эллады. Интересно, что исполнители использовали не только этнические инструменты, такие как грузинский инструмент чонгури, но и акустическую скрипку и даже электронную бас-гитару. Основной темой произведений явились переосмысленные сквозь призму world-этно-джаз стиля греческие мотивы. Вокальную партию исполнил мастер, владеющий системой макам (распевание поэтических строф традиционным способом в музыкальных системах некоторых восточных стран) Иоаннис Кофопулос.

Фото: Салават Камалетдинов

«Это большая редкость, чтобы в России происходили такие коллаборации world-music проектов и профессиональных оркестров», — заметил руководитель проекта Кирилл Ошеров.

Участник Геннадий Лаврентьев добавил, что не для каждого оркестра под силу взаимодействовать с такими проектами и выразил благодарность Рустему Абязову и всему коллективу оркестра за интересный опыт.

Фото: Салават Камалетдинов

«Хочется верить, что это не единственный раз, когда мы сотрудничаем с оркестром La Primavera», — выразил надежду Лаврентьев.

Музыканты были настолько вдохновлены плодотворному сотрудничеству, что зародилась идея записать диск совместно с казанским коллективом, чтобы поделиться со своими уникальным музыкальным звучанием с большим количеством слушателей.

Примечательно, что фактически все музыкальные находки «Абязов-фестиваля» найдут свое продолжение на разных площадках. Например, «Shurale: новая фантазия под музыку из балета» перекочует в репертуар театра кукол «Экият». «Новая история Аполлона Мусагета» снова соединит камерный оркестр La Primavera и коллектив «Пантеры» уже 16 февраля, да и моноопера «Щелкунчик» еще не раз появится на музыкальных площадках.

 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев