«Восторг и отчасти зависть»
- Раис, вы совсем недавно вернулись из трехдневной поездки в Татарстан. Расскажите, какой у вас был маршрут?
- Да, на прошлой неделе мы с «коллегами по цеху» Нелли Акчуриной, Полиной Вишневской, Юлей Абдуллиной и Денисом Ганиевым отправились в Татарстан, чтобы посмотреть крутые места, поближе познакомиться с республикой, а потом рассказать обо всем нашим читателям и подписчикам, дать им рекомендации - куда съездить и что посмотреть.
Три главных точки в нашем маршруте - это Елабуга, Казань и Болгар. Вообще, для меня лично это был повод побывать там, где я еще не был, но очень хотел. А это как раз Елабуга и Болгар.
- Чем они вас так зацепили?
- Елабуга - это трагическая история Цветаевой, древнее городище, Шишкин, местная природа. А Болгар - это просто невероятно огромный исторический пласт. Я интересуюсь историей народов Поволжья, периодом Волжской Булгарии, и знаком с предположением о том, что Россия в какой-то степени является наследницей Улуса Джучи и Золотой Орды. Получается, Болгар - это место, где формировалась Россия. Это огромный плавильный котел, в котором в том числе замешивалась поволжская цивилизация.
- С какими мыслями, эмоциями вы возвращались домой?
- Восторг и отчасти зависть. Восторг от того, как все хорошо и привлекательно сделано с точки зрения туризма. Ты постоянно ощущаешь прикосновение к истории: в Казани тебя сопровождает старинная архитектура, в Болгаре и Елабуге - найденные археологами и сохраненные элементы древности и так далее.
А зависть потому что у нас в Башкирии есть прекрасная природа, но так получилось, что нет какого-то цивилизационного наследия, древних городов или классной архитектуры, как в центре Казани или Кремле.
Очень круто, что совсем рядом, на расстоянии пары часов езды, есть такая огромная туристическая дестинация с музеями, культурными мероприятиями и событийным туризмом. Причем все это приправлено искренним гостеприимством. В Татарстане мне нравится сочетание того, что можно посмотреть, готовности это показать и доступности.
- Как вы считаете, почему Татарстан смог преуспеть в туризме?
- Если все время бить в одну точку, то рано или поздно «выстрелит». Я вижу, как в Татарстане работают с общественным мнением, как готовится инфраструктура и многое другое. Когда все это сформировалось и сложилось народ тут же «попер».
У Башкирии очень крутой потенциал, но нельзя из Уфы вытащить некую историческую часть - она всегда будет проигрывать, что Казани, что городам Золотого кольца. Поэтому нужно сосредоточиться на том, в чем мы сильны: наш рельеф, горы, природные дестинации. Надо развивать эту область. Таким образом получится, что мы будем не конкурировать, а дополнять друг друга: человек поедет в Казань, чтобы потусить на Баумана или сходить в Кремль, а потом отправится в Башкирию - посмотреть шиханы, сплавиться или походить по горам, попив кумыса.
Вообще, очень классно, что идет такое негласное соревнование, поскольку оно всегда подталкивает к развитию. Но с другой стороны, мы можем вместе соревноваться с другими регионами России. И все будут говорить, что татаро-башкиры - крутые.
«Обязательно замутим что-нибудь совместное»
- Раис, как вы считаете, такие перекрестные путешествия полезны для укрепления дружбы наших народов?
- Они безусловно полезны личными контактами. Одно дело, когда ты читаешь что-то в интернете, а другое, когда лично говоришь с человеком. Помимо этого, любое оффлайн-мероприятие моментально снижает уровень любых споров и агрессии. Посмотрев друг другу в глаза, люди уже не могут писать гадости в личке или комментариях.
- На ваш взгляд, казанцы чем-то отличаются от уфимцев? Из личных наблюдений: жители Уфы будто бы более открыты.
- Смотря какие казанцы и уфимцы. Если мы говорим про журналистов и блогеров, то, да, мы кажемся чуть более открытыми Дело в том, что у нас сформировался такой общественный дискурс, в рамках которого мы достаточно откровенно высказываемся и активно обсуждаем проблемные вопросы.
У вас более закрытая система, она давно выстроена и вы друг с другом особо не спорите. Думаю, поэтому создается впечатление будто мы более открыты, а вы - закрыты. Вы, наверное, смотрите и думаете: «Блин, классно, они все такие общительные, открытые». А мы думаем: «Блин, классно, у них есть прекрасные проекты, все развивается».
- Есть еще одно любопытное явление - уфимский фейсбук. Как вы думаете, почему не случилось казанского аналога?
Исторически сложилось так, что у нас ведется активная общественная дискуссия. До 2010 года у наших республик все было примерно одинаково, а потом власть начала меняться и в Башкирии появился достаточно «либеральный» Хамитов, который вел личный блог. Как итог, многие пришли в ЖЖ, и со временем часть этих людей перетекла в Фейсбук.
У вас всегда было не очень много блогеров в ЖЖ, а те, кто был, насколько я понял, перешли не в Фейсбук, а в Инстаграм. По моим наблюдениям, последний в Татарстане пользуется большей популярностью, чем Фейсбук.
Может быть, у вас не сформировалось подобное сообщество, даже не из-за вопроса свободы, а потому что просто не было необходимости: все работали, занимались делом. Некогда было писать посты про снежные завалы на дорогах или потоп после ливня, потому что надо было заниматься Универсиадой.
- Раис, а вы не думали над тем, какие можно было бы запустить проекты между республиками, чтобы укрепить и развить нашу дружбу?
- Безусловно было бы классно запустить совместные медийные или туристические проекты. Мы - люди позитивные, очень любим Башкирию, уважаем своих братьев из Татарстана. Поэтому почему нет? Что-нибудь обязательно замутим!
Нет комментариев-