Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Рафис Бурганов: «В большинстве случаев с критикой выступают люди, далекие от системы образования, чьи дети уже давно отучились»

Рафис Бурганов: «В большинстве случаев с критикой выступают люди, далекие от системы образования, чьи дети уже давно отучились»
Министр образования и науки Республики Татарстан Рафис Бурганов в интервью агентству «Татар-информ» рассказал о том, что язык в первую очередь должен сохраняться в семье, о новых методиках обучения родному языку, повышении оплаты труда учителям, а также о том, в чем ошибаются критикующие ЕГЭ, каким будет институт национальной педагогики, о предотвращении случаев травли в школах и о пунктах, которые должны войти в Стратегию развития татарского народа. Интервью подготовлено при поддержке пресс-службы министерства.

«Неполученное в детстве воспитание невозможно восполнить» 

– Рафис Тимерханович, расскажите, пожалуйста, какие меры принимаются у нас в республике для повышения уровня знания татарского языка учащимися школ? Вы согласны с утверждением, что основа знания языка закладывается в семье? Или все же сохранение языка – это в первую очередь задача школы и государства? 

Татарский народ проживает в разных уголках мира. Во многих регионах Российской Федерации организовано преподавание татарского языка в школах. Но, выезжая в зарубежные страны, мы восхищаемся отличным знанием родного языка нашими соотечественниками-татарами. Откуда же это у них? Конечно, от семьи! Если скажем словами видного ученого Ризаэтдина Фахретдина: «Воспитание, неполученное в детстве, потом не сможет дать и народ всего мира». Не случайно родной язык называется «ана теле» – «язык матери». Если первые слова, произнесенные ребенком, будут на родном языке, если в семье воспитывается чувство гордости за свой родной язык, нацию, страну, то, несомненно, у этого народа есть будущее!

А если говорить о повышении уровня знания татарского языка, то первая задача государства – создание условий для изучения, применения и развития языка. Конечно, в первую очередь подразумевается система образования. 

В нашей республике 2051 дошкольное учреждение, и в 824 из них образовательные и воспитательные процессы ведутся на двух государственных языках. Помимо этого, по республике работают 1008 татарских групп. Надо отметить, были внесены необходимые изменения также и в систему электронной регистрации в детский сад. Теперь родители могут зарегистрироваться в национальный детский сад осознанно, зная его языковой статус.

В школах республики, по данным статистики, сегодня обучается более 173 тысяч детей-татар. 35% из них (60 913 учащихся) обучается в татарских школах. Кроме того, 806 татарских классов открыты в русскоязычных школах, число обучающихся в них – 14 705 (8,5%). Количество школ с преподаванием на татарском языке – 702.

На основе Федерального закона 317 – ФЗ от 3 августа 2018 года «О внесении изменений в 11 и 14 статьи «Закона об образовании в Российской Федерации»», федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования в родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе и русского языка как родного.

Язык обучения, родной язык для изучения выбирается на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

Сегодня созданы учебные пособия для обучения на татарском языке, и по кадрам проблем нет. Перед национальными школами поставлена задача повышения конкурентоспособности учебного заведения, расширения видов деятельности. Но, к сожалению, большинство родителей предпочитают обучать ребенка на русском языке. Снова возвращаемся к семье. Нежелание родителей обучать своего ребенка на татарском языке в старших классах можно понять – они считают, что это может препятствовать успешной сдаче ЕГЭ. Но, казалось бы, ничто не мешает выбору татарского языка в качестве языка обучения в детских садах, начальных и средних классах…

Помимо этого, довольно масштабная работа выполняется в рамках государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан». Это конкурсы, олимпиады, летние лагеря отдыха, создание мультфильмов, литературных пособий на татарском языке и многое другое. 

Новые методики прошли процедуры экспертизы 

– Разрабатываются ли новые методики преподавания татарского языка в школах, идет ли внедрение этих методик? Какие программы, учебники планируется вводить?

В целях совершенствования методик и технологий преподавания родных языков сегодня разработана примерная учебная программа «Государственный язык Республики Татарстан – татарский язык», и она включена в реестр федеральных программ.

Примерные учебные программы по предметам «Родной «татарский» язык», «Родная (татарская) литература» для 1 – 9 классов прошли процедуру экспертизы и в ближайшее время будут рассмотрены на заседании ФУМО. 

Разработаны проекты программ и отправлены в экспертизу по родному (татарскому) языку и родной (татарской) литературе для 10 – 11 классов. 

На основе примерных программ авторские коллективы приступили к разработке учебно-методических комплексов нового поколения. 

Перед преподавателями родного языка сегодня ставятся новые задачи. Они должны организовать обучение на основе уровня знания языка ребенком, с применением эффективных приемов, сделать процесс обучения увлекательным для детей. Многое зависит от профессионального мастерства учителей, использования правильной методики, организации обучения с учетом возрастных особенностей детей.

Выявление и внедрение в практику лучших педагогических практик (опыта), создание для учителя системы мер поощрения за инновационную деятельность также являются показателями качества.

Каждый учитель на основе примерной программы может составить свою персональную программу. Конечно, это требует от учителя творческого подхода. На первое место выходят коммуникативные приемы, изучение языка через технологии игры, использование интересных для ребенка тем. 

1200 учителей прошли курсы переподготовки 

– Какое количество бывших преподавателей татарского языка прошли курсы профессиональной подготовки?

– В прошлом году число таких преподавателей составило 1200 человек. На переподготовку учителей татарского языка из республиканского бюджета было выделено более 22 млн рублей. Основными образовательными центрами при осуществлении проекта стали Казанский федеральный университет, Набережночелнинский государственный педагогический университет, а также Институт развития образования Республики Татарстан. Курсы проходили с декабря 2017 по июль 2018 года.

На курсах наибольшее число учителей было из Казани, Набережных Челнов, Зеленодольска, Нижнекамска, Альметьевска, Бугульмы.

Основные направления переподготовки: русский язык, начальная школа, дошкольное образование, логопедия, история и обществознание. Все 1200 человек получили дипломы и были трудоустроены в образовательные учреждения республики.

При необходимости Министерство образования и науки готово в этом году вновь организовать подготовительные курсы. Пока заявлений в министерство не поступило. 

Какой должна быть татарская школа 

– Первый заместитель председателя исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров недавно раскритиковал директора Буинской гимназии за то, что не все предметы в гимназии преподаются на татарском: «Если вы такие предметы, как математика, физика, не преподаете на татарском, называться татарской гимназией не можете». В этом же довольно часто упрекают и татарские гимназии в Казани. Как вы считаете, какие критерии у школы, имеющей статус «татарская»? Какие предметы в ней должны преподаваться на татарском? 

Действительно, мы очень часто слышим критику в адрес школ, дающих образование на татарском языке, в том числе и татарских гимназий.

Статус учебного заведения, образовательная программа, язык образования на основе закона определяется образовательным учреждением, принимается и осуществляется самостоятельно. В республике работает 42 татарские гимназии, и родители приводят детей в национальное учебное заведение по своему желанию. А вот организация образовательного и воспитательного процесса в учебном заведении на основе нормативных документов – прямая обязанность руководителей учебного заведения. 

В татарской школе должна быть создана национальная среда, все мероприятия должны проходить на татарском языке. К работе должны быть привлечены в совершенстве владеющие татарским языком педагоги, которые могут преподавать предметы на татарском языке. Должен быть произведен заказ переведенных на татарский язык учебников и обеспечено преподавание на родном языке в максимально возможном объеме. Все это – первая обязанность директора школы. Конечно, при этом также требуется плотно работать с родителями. Это двойная ответственность для руководителя.

Сегодня у нас есть довольно успешно работающие в городской местности татарские гимназии. В качестве примера можем привести известные всем нам 2-ю гимназию города Казани, 2-ю гимназию Набережных Челнов, 2-ю гимназию Елабуги, гимназию № 14 в Бугульме. Но, к сожалению, есть и такие, что, находясь в сельской местности, в районном центре, не могут создать татарскую национальную среду. В их числе и гимназия Буинска.

Ясно, что и от районного руководства требуется последовательная работа в этом направлении. Если каждый из нас не поставит себе цель и мы не будем работать над сохранением нашего языка, то очень тяжело будет достичь определенных результатов. 

Сейчас во многих татарских школах по заявлению родителей преподавание основных предметов осуществляется на двух, а по возможности и на трех языках. Но это не должно привести к полному отказу от нашего татарского языка, и мы не должны этого допускать. 

Единые государственные экзамены ушли от тестового формата 

– Вы сказали, что ЕГЭ совершенствовался. Большинство населения считает, что ЕГЭ проходит лишь в виде теста, дети учатся только нажимать на кнопки. Что нужно сделать, чтобы в обществе изменить это ошибочное мнение? 

Да, сегодня ЕГЭ уже ушел от тестового формата и требует от детей наличия высокого уровня знаний. То есть в заданиях уделяется много внимания анализу, сравнению, выводам. Начинает занимать большое место логическое мышление, межнаучные связи. Вдобавок у ребенка есть возможность с полученными результатами попробовать поступить в несколько учебных заведений. И в вузах сейчас принята модульная система, и она проводится именно в таком формате. То есть для ребенка это не станет неожиданной формой. 

В большинстве случаев с критикой выступают люди, далекие от образовательной системы, чьи дети уже давно отучились и кто не знаком с ЕГЭ близко. В течение года для родителей создается возможность сдать пробное ЕГЭ, им остается только воспользоваться этой возможностью. 

Как привлечь в школу преподавателей-мужчин? 

– Большинство учителей в школах – это женщины, довольно много тех, кто уже в возрасте. Что нужно сделать, чтобы в школу шла молодежь и приходили учителя-мужчины? 

Я бы не сказал, что в школу молодые не идут. Подающей надежды молодежи у нас довольно много. И сильных преподавателей тоже. Много работы было сделано со стороны государства для улучшения материального положения учителя. Также применяются поощрительные меры. Для наших молодых учителей учрежден грант «Наш новый учитель». Обладатель гранта получает ежемесячно доплату в размере 6 – 10 тысяч рублей. 

Естественно, труд учителя требует большой ответственности, подготовленности. Политические, экономические проблемы в обществе, неограниченная информация в Интернете, к сожалению, отражаются и на детях. 

Чтобы в школу пришли учителя-мужчины, место, занимаемое учителем в обществе, должно быть высоким и труд должен оцениваться по достоинству. 

Каким должен быть институт национальной педагогики? 

 Президент в своем Послании Госсовету сказал о необходимости создания татарского национального педагогического института. Каким вы представляете это учебное заведение, что нужно сделать, чтобы оно было реализовано?

По поручению Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова Министерство образования и науки РТ совместно с Казанским федеральным университетом ведет работу по восстановлению национального педагогического института. 

Сегодня такой процесс организован на базе Института филологии и межкультурных коммуникаций Казанского федерального университета. Это дает возможность при подготовке специалистов использовать инфраструктуру КФУ, а также его кадровые, научные и технологические ресурсы. 

В рамках приемной кампании этого года был осуществлен целевой прием за счет бюджетных средств на программы по подготовке преподавательских кадров для работы в билингвальной (татарско-русской) среде.

В рамках этого направления студентами КФУ стали 125 человек из 8 регионов Российской Федерации и 29 муниципальных единиц. Обучение ведется как в очной, так и в заочной форме. По направлениям подготовки: по математике и информатике, истории и обществознанию, музыке и дополнительному образованию – обучение для 75 студентов ведется в очной форме. 

В целях обеспечения непрерывного педагогического образования для 50 студентов по направлению «дошкольное и начальное образование» организовано обучение в заочной форме. 

Обучение всех студентов осуществляется за счет средств из бюджета Республики Татарстан. В этом году на эти цели выделено более 11,5 млн рублей. 

Есть ли спрос на педагогические колледжи? 

– В Татарстане есть несколько педагогических учебных заведений, которые не дают высшего образования. А в школах требуется высшее образование. Есть ли необходимость в таких учебных заведениях, как Арский педагогический колледж? Могут ли выпускники этих учебных заведений трудоустроиться? 

В 2018/2019 учебном году в Республике Татарстан работают 6 учреждений профессионального образования педагогического профиля, они осуществляют программу подготовки специалистов среднего звена по 9 специальностям. Это дошкольное образование, музыкальное образование, преподавание в начальной школе, адаптивная физическая культура, ИЗО и черчение, специальное дошкольное образование, прикладная информатика, программирование и компьютерные системы, физическая культура.

Общее число обучающихся в 2018/2019 учебном году составило 5298 человек, на первый курс было принято 1376 учащихся, на выпускном курсе обучается 1020 человек. 

По данным на 2018/2019 год, конкурс на одно место в Казанском педагогическом колледже составил 6 человек на место, средний балл аттестата – 4,7, в Арском педагогическом колледже – 3 человека на место, средний балл аттестата – 4,5. 

Спрос на педагогические колледжи, несомненно, есть. К тому же Арский и Мензелинский педагогические колледжи являются ресурсными центрами по подготовке национальных кадров. В эти учебные заведения ежегодно принимаются 320 обучающихся. В обоих открыты 7 – 9 педагогических классов на основе программы основного образования. 

Между колледжами и Казанским федеральным университетом, Набережночелнинским педагогическим университетом созданы совместные программы. Это сокращает программу заочного обучения с 5 до 3,5 года.

И, как уже мной было сказано, в рамках национального института выпускникам этого колледжа предусмотрены преимущества при поступлении, то есть именно колледжи будут ресурсным центром. 

В Стратегии татарского народа национальное образование – одно из главных направлений 

– Сейчас идут обсуждения Стратегии развития татарского народа. Какие пункты вы считаете обязательными для включения в Стратегию? 

– Сегодня по поручению нашего президента разработкой Стратегии развития татарского народа занимается Всемирной конгресс татар. Безусловно, система национального образования – одно из главных направлений данной стратегии. На основе принятой Стратегии, несомненно, будет разработана «дорожная карта» ее реализации. 

Что касается Стратегии, над ее созданием работают авторитетные ученые, работники области образования и культуры, и я думаю, Стратегия будет включать в себя комплексные меры для вступления нашей нации на новую ступень развития. В первую очередь я считаю, что необходимо возродить национальное самосознание татарского народа, чувства национальной гордости. 

Также очень важно, чтобы татары, проживающие в разных уголках мира, признали себя единым народом и были сплоченными. Наша республика, родной дом всех наших соотечественников, сегодня всемирно признанный мощный экономический центр. Думаю, это направление также будет приоритетным. Довольно много предстоит сделать над нормативной базой.

Что касается области образования, то современные реалии требуют работы в тесном сотрудничестве с федеральным центром, и мы ведем последовательную деятельность в этом направлении. Мир меняется быстро, информационных источников много, влияние сильное – думаю, все это также будет учтено в Стратегии. 

О зарплатах 

– Не ожидается ли повышение оплаты труда учителям? Что нужно сделать, чтобы повысить престиж учителя в обществе? 

Реформы в отношении оплаты труда учителям, научным сотрудникам, преподавателям вузов и т.д. начались еще в 2012 году. В. Путин подписал 11 указов, нацеленных на плановые и последовательные изменения в этой сфере. На основе «майских указов» была поставлена задача довести зарплату бюджетных работников до 100 – 200% от среднего показателя по региону.

Министерство образования Российской Федерации вышло с предложением планового увеличения заработной платы учителям и в 2019 году.

В Татарстане в качестве меры по повышению оплаты труда учителей и поощрения создана система грантов: «Учитель-эксперт» (108 учителей); «Учитель-наставник» (150 учителей), «Учитель-мастер» (250 учителей), «Старший учитель» (200 учителей), «Наш новый учитель» (290 учителей), «Лучший директор школы», «За подготовку победителей и призеров олимпиад» – всего 19 грантов. В рамках гранта предусмотрена ежемесячная доплата учителям в размере от 4 до 10 тысяч рублей. Для творчески работающих учителей, я думаю, это ощутимая помощь. 

Как предупредить случаи травли детей в школах? 

– Мы часто слышим о случаях травли детей в школе, иногда даже применения насилия в отношении к ребенку со стороны одноклассников. На что должны обратить внимание родители для предотвращения таких случаев? 

– Ежегодно во всех учреждениях образования в целях оценки психологического климата в коллективе проводится «социально-психологический мониторинг и мониторинг психологической безопасности среды». По результатам мониторинга выявляются ученики, имеющие агрессивное поведение. 

При выявлении тяжелого психологического климата в учебном заведении школьным психологом, руководителями классов, педагогами, учащимися и их родителями проводится общая работа для улучшения взаимоотношений в группах учащихся. 

На базе Республиканского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» проводятся семинары-практикумы для руководителей и учителей школ, в которых по результатам мониторинга выявлены определенные проблемы. 

Хорошо зарекомендовала себя и такая форма работы, как «Психологический десант». Сотрудники республиканских и муниципальных психолого-педагогических медико-социальных центров и служб выходят в образовательные учреждения для ведения работы среди учеников, учителей и родителей, направленной на профилактику деструктива и асоциального поведения. Проводятся тематические тренинги, ежемесячно для родителей проводятся республиканские интернет-собрания и интернет-семинары. Очередное родительское интернет-собрание с участием специалистов прошло 14 декабря 2018 года. 

В республике работает психологическая анонимная консультация для детей «Детский телефон доверия». Шесть организаций подключены к общероссийскому телефонному номеру детского телефона доверия. 

Бесплатное соединение по номеру 8 800 2000 122 с любого стационарного или мобильного телефона гарантирует клиенту бесплатную анонимную психологическую помощь по любым вопросам. 

Информационная кампания по пропаганде детского телефона доверия ежегодно проводится в мае, единый общероссийский номер указан на информационных стендах общеобразовательных учреждений. 

На решение конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях республики направлены также службы Школьного центра примирения. Современная жизнь быстро меняется, много течений, информация неограниченная. Ребенок может растеряться, почувствовать себя лишним, замкнуться в себе. Не только ребенок, даже взрослые, уже нашедшие себя в жизни, иногда теряются. В первую очередь родители должны понять мир ребенка, оказывать ему поддержку, дать направление его увлечениям и всегда давать ребенку понять, насколько он им дорог. 

К сожалению, сегодня большинство родителей стремятся свои воспитательные функции полностью передать образовательным учреждениям, где их ребенок учится или воспитывается (школам и детским садам). Именно школа должна обучать, развивать и воспитывать, считают они. В то же время, на основе Семейного кодекса и Закона об образовании, ответственность за детей, в том числе и в вопросах воспитания, ложится именно на семью. 

А что касается отношений между учителями и детьми, родителями и педагогическим коллективом, то между родителями и коллективом учебного заведения должны быть конструктивный диалог, сотрудничество, взаимопонимание. А это включает в себя: 

– возможность родителям открыто говорить о своих просьбах и пожеланиях, доносить родителям зону ответственности образовательного учреждения, дать родителям возможность получать настоящие представления об обязательствах и возможностях школы; 

– сделать школу открытой для родителей, создать условия для «взгляда изнутри». Довольно часто недоразумения возникают из-за отсутствия объективной и правдивой информации о школьной жизни, о ситуациях, возникших между учителями и учащимися. Если все стороны будут вести себя сдержанно, тактично, вести общение объективно и уважительно, выполняя все нормы и правила общения – думаю, установление диалога между родителями и педагогами даст положительный результат. 

Должны ли учащиеся школ ходить в театр? 

– После строгого запрета на сбор денег на внеклассные мероприятия в школах сбор денег учителями для походов в театр и музеи был прекращен. Но культурное воспитание – это тоже часть воспитания личности. Нельзя ли найти какой-нибудь способ, чтобы это и закона не нарушало, и позволяло вновь сделать походы в театр более доступными для школьников?

  Решение об участии детей в платных культурно-массовых мероприятиях принимается каждым из их родителей (законных представителей) в индивидуальном и добровольном порядке. Не допускается оказание давления на учащихся и их родителей по участию в таких мероприятиях.

Министерство лишь составляет примерный список предлагаемых к участию в рамках учебно-воспитательного процесса мероприятий. 

На основе этого списка на заседании педагогического совета учебного заведения составляется годовой план по участию в культурно-массовых мероприятиях. После согласования с сообществом родителей этот план утверждается руководителем образовательного учреждения, регламентируется локальными актами учебного заведения. В случае положительного решения об участии родителями (законными представителями) учащихся определяются законные способы оплаты:

– через портал госуслуг личная покупка билетов онлайн родителями (законными представителями) учащихся;

– покупка родителями (законными представителями) через кассы культурных учреждений;

– приглашение распространителей в образовательное учреждение для покупки билетов лично родителями (законными представителями);

– составление договоров между организацией, оказывающей услуги (концертный зал, театр, другие учреждения культуры), и каждым из родителей (законных представителей) учеников.

Образовательное учреждение, исходя из своих возможностей, обеспечивает посещение культурно-массовых мероприятий, но важно, чтобы среди сопровождающих были также и родители.

Я бы не сказал, что походы учащихся в музеи и театры прекратились. Напротив, репертуар культурных учреждений взят под контроль, создан регламент организации выезда детей из образовательного учреждения. Также рассмотрена возможность организации мероприятий с выездом творческих коллективов в учебное заведение.

Но повторяю – не разрешается оказывать давление на учащихся и родителей в связи с участием в культурных мероприятиях. Решение принимается родителями. Думаю, что родители, желающие, чтобы их ребенок рос интеллектуально развитым, с широким мировоззрением, такие мероприятия организовывают с желанием и будет организовывать. 

Сохранение родных языков – глобальный вопрос 

– Каким вы видите будущее татарского языка? Как можно сохранить татарский язык? 

По данным ЮНЕСКО, за время смены последних трех поколений более 200 языков перестали использоваться, значит, столько народов исчезло. Это означает, что сохранение родных языков – вопрос глобальный, который должен рассматриваться на уровне школы, района, республики, в масштабах страны и мира. 

Наш народ за свою многовековую историю прошел множество испытаний, но из каждого испытания вышел с гордостью, не потерял язык и веру. Как я уже сказал, в сохранении языка очень велика роль системы образования. Но важное место занимают воспитание семьей любви к родному языку, языку матери, последовательная работа на уровне государства по сохранению нашего языка, развитию, расширению сферы его применения, производства высококачественной продукции на родном языке в области культуры, информационных технологий, в сети Интернет.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев