– Какие меры принимаются для повышения уровня владения татарским языком? Согласны ли вы с утверждением, что знание языка зависит от основы, заложенной в семье?
– Татарский народ расселен по всему миру. Во многих регионах Российской Федерации организовано преподавание татарского языка в школах. Но каждый раз мы испытываем удивление, видя, как хорошо владеют родным языком наши соотечественники за рубежом, как они сумели сохранить чистоту языка. Откуда же это у них? Естественно, от семьи! Словами выдающегося татарского ученого Ризаэтдина Фахрутдина, «воспитание, не полученное в детстве, потом не сможет восполнить и весь мир». Не случайно татары родной язык называют «ана теле» – языком матери. Если первыми словами, произнесенными ребенком, станут слова на родном языке – «әти, әни», а в семье воспитывается чувство гордости и уважения к языку матери, к своему народу, стране – несомненно, у этого народа есть будущее!
Что касается повышения степени владения татарским языком, первая задача государства – создание условий для изучения, применения, развития языка. Конечно, в первую очередь подразумевается система образования.
В текущем году в 824 из 2051 дошкольных учреждений республики процесс воспитания и обучения ведется на двух государственных языках. Кроме того, по республике работают 1008 татарских групп. Стоит отметить, что внесены соответствующие изменения в систему электронной регистрации заявлений в детские сады. Теперь родители могут записываться в национальные детские сады осознанно, зная о языковом статусе учреждения.
В школах республики, согласно данным статистики, сегодня обучаются более 173 000 детей татарской национальности. 35% этих детей (60 913 школьников) обучаются в татарских школах. Кроме того, открыты 806 татарских классов в школах с русским языком обучения, число учащихся в этих классах – 14 705 (8,5%).
Школы обеспечены учебными пособиями, проблем с кадрами сегодня тоже нет. Перед национальными школами поставлена задача по повышению конкурентоспособности учебного заведения, расширению видов деятельности. Но, к сожалению, большинство родителей предпочитают обучение своего ребенка на русском языке. Снова возвращаемся к семье…
Если в старших классах причину можно объяснить страхом перед ЕГЭ, то в начальной и средней школе нет явных причин для отказа от родного языка как языка обучения.
Помимо этого, проводится довольно объемная работа в рамках государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2020 годы»: конкурсы, олимпиады, летние лагеря, выпуск литературы, пособий, мультфильмов на татарском языке и многое другое.
– Проводится ли работа по применению новых методик преподавания татарского языка? Какие программы, учебники планируется ввести?
– После событий октября 2017 года был проведен повторный анализ учебников татарского языка, методических пособий и методик обучения.
На сегодняшний день 64 учебника по татарскому языку и литературе прошли экспертизу и включены в федеральный список. Еще 49 учебных пособий получили положительную оценку. То есть для организации учебного процесса пособия есть. Сейчас Институтом развития образования совместно с авторами учебников ведется работа по созданию методических пособий с целью совершенствования учебных программ и приведения применения имеющихся учебников в соответствие с современными условиями.
Институт филологии и межкультурных коммуникаций КФУ совместно с Институтом языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ разрабатывает примерный вариант основных общеобразовательных программ с целью совершенствования преподавания татарского языка как родного и как государственного детям нетатарской национальности. В основу программ обучения татарскому языку планируется взять методики обучения иностранным языкам и национальные методики.
В предыдущие годы уже началась работа по созданию нового поколения учебников, отвечающих современным требованиям. Проведена апробация учебников для 1–2 классов. В 2018/2019 учебном году будут испытаны учебники для 3–4 классов.
Но создание учебников требует больших трудовых, временных и финансовых затрат. Поэтому не стоит ожидать, что новые учебники появятся уже сегодня.
Современные условия также требуют подготовки учителей, обучения их новым методикам. Курсы повышения квалификации учителей ставят перед собой цель освоения учителями новых технологий, в том числе применения на уроках коммуникативных технологий, оказания учителям методической помощи.
– Сколько учителей татарского языка прошли курсы повышения квалификации?
– Курсы повышения квалификации проходят все учителя каждые три года, в том числе и учителя татарского языка.
Что касается курсов переквалификации учителей, совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Набережночелнинским педагогическим университетом определены направления обучения учителей татарского языка по другим специальностям за счет бюджета. Всего 1224 учителя подали заявление на обучение на курсах. В том числе:
393 – по специальности «русский язык и литература»;
327 – начальные классы;
118 – дошкольное воспитание;
78 – история и обществознание;
43 – география;
36 – логопедия;
229 – другие направления (технология, ИЗО, ОБЖ и т. д.).
Эта работа будет продолжена и в 2018 году.
– Вы сказали, что ЕГЭ усовершенствован. Большинство населения считает, что ЕГЭ проходит лишь в форме теста, дети учатся только нажимать на кнопки. Что нужно сделать, чтобы опровергнуть это ошибочное мнение, существующее в обществе?
– Да, сегодня единые государственные экзамены отошли от тестовых форм и требуют от детей высокого уровня знаний. То есть в заданиях много внимания уделяется анализу, сравнениям, умению выносить заключения. Большое место занимают логическое мышление, междисциплинарные связи. К тому же у ребенка есть возможность с результатами экзамена попробовать поступить в несколько учебных заведений. В высших учебных заведениях сегодня тоже модульная система, и она проходит именно в таком формате. То есть для ребенка это не станет неожиданной формой.
С критикой в большинстве случаев выступают люди, далекие от системы образования, чьи дети уже давно отучились и кто не знает подробностей ЕГЭ. В течение года для родителей создается возможность сдать пробный ЕГЭ, остается только воспользоваться этим.
– Большинство учителей татарского языка – женщины, многие из них пожилого возраста. Что, по-вашему, надо сделать, чтобы в школу пришла молодежь, было больше учителей-мужчин?
– Я бы не сказал, что в школу не идет молодежь. У нас довольно много подающей надежды способной молодежи. Много также сильных учителей. Государством сделано многое для улучшения материального благосостояния учителей. Также применяются средства стимулирования учителей.
Несомненно, труд педагогов требует большой ответственности и подготовки. Политические и экономические проблемы в обществе, неограниченная информация в сети интернет, к сожалению, отражаются и на детях.
Чтобы в школу шли учителя-мужчины, необходимо поднимать престиж профессии, и этот труд должен достойно оплачиваться.
– Президент Татарстана в своем послании Госсовету РТ говорил о необходимости создания татарского национального педагогического института. Каким вы видите это учебное заведение и что нужно сделать для его создания?
– Согласен, сегодня встал вопрос подготовки национальных кадров, в том числе и педагогических. 20% потребности в учителях – это спрос на учителей, способных работать в билингвальной среде, одинаково хорошо владеющих двумя государственными языками республики. Сегодня вопрос создания национального института тщательно прорабатывается. Рассматриваются разные варианты. Проводятся социологические исследования. Потому что важно не просто открыть институт, но обеспечить высокий уровень получаемых в нем знаний, в то же время должен быть большой спрос на выпускников этого учебного заведения.
Начиная с 2016 года в рамках государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2020 годы» Министерство образования и науки РТ совместно с К(П)ФУ и Набережночелнинским государственным педагогическим университетом ведет работу по подготовке для татарских школ педагогических кадров с двумя специальностями. К примеру, «учитель татарского языка и литературы – учитель начальных классов», «учитель татарского языка и литературы – воспитатель дошкольного детского учреждения». Перед высшими учебными заведениями также поставлена задача повышения требований к подготовке педагогических кадров, совершенствования программ.
– В Татарстане работают несколько педагогических учебных заведений. Они не дают высшего образования, а в школах нужны педагоги с высшим образованием. Существует ли спрос на такие учебные заведения, как Арский педагогический колледж? Не испытывают ли выпускники этого колледжа проблем с трудоустройством?
– Спрос на педагогические колледжи, несомненно, есть. К тому же Арский и Мензелинский педколледжи являются ресурсными центрами по подготовке национальных кадров. Ежегодно эти учебные заведения принимают 320 студентов. В обоих по основной школьной программе открыты 7–9 педагогических классов.
Созданы общие программы между колледжами и КФУ, Набережночелнинским государственным педагогическим университетом. Это позволяет сократить программу заочного обучения с 5 до 3 лет.
И, конечно, ожидается, что этиколледжи станут также ресурсными центрами в рамках национальногопедагогического института.
Нет комментариев-