Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Рафик Мухаметшин: Выпускники Болгарской исламской академии будут работать не только в религиозной сфере

Рафик Мухаметшин: Выпускники Болгарской исламской академии будут работать не только в религиозной сфере
Ректор БИА рассказал ИА «Татар-информ» подробности подготовки к первому учебному году.
4 сентября начнется первый учебный год в Болгарской исламской академии. Учебное заведение, призванное стать центром обучения для российских мусульман, будет готовить магистров и докторов исламских наук. Ректор академии Рафик Мухаметшин рассказал ИА «Татар-информ» о том, на каких программах будут обучаться магистранты и докторанты, где выпускники смогут применить свои знания и какие светские специальности в будущем могут быть доступны для обучающихся.

Как прошел процесс получения лицензии?

— Процесс, он такой же, как и для всех любых учебных заведений: для того чтобы лицензировать представители Рособрнадзора смотрят условия. Места обучения студентов должны соответствовать требованиям: санитарным и пожарным нормам, площади. Один из важных элементов — это, естественно, образовательные программы. В принципе, у нас полный пакет документов был. После выездной работы комиссии лицензия была подписана. 

Что можно сказать о количестве студентов?

— Мы вели работу по определению контингента абитуриентов, хотя и лицензии не было, начинали раньше. Например, проводили летние школы, на них производили отбор предполагаемых абитуриентов. Через 2 школы прошли около 60 человек, но из них где-то 20, может 25 человек готовы учиться в Болгарской исламской академии. Но параллельно с летней школой были и другие желающие, я думаю сегодня можно говорить о цифре примерно в 40 человек. Это магистерские и докторские программы.

Какая часть из них идет в магистратуру, какая в докторантуру?

— Мы изначально планировали, что будет примерно 25 человек, из них примерно где-то 15 магистров и 10 докторов. Но у нас магистров будет больше, около 25, и докторов чуть больше 10. на сегодняшний день, мне кажется, 12 человек готовы стать докторами. Соотношение магистрантов и докторантов примерно 1 к 3.

Среди обучающихся будет распределение по специализациям?

— Я думаю, в первый год специализация, она не такая актуальная, поскольку первое время мы будем реализовать общие образовательные программы. Специализация будет для магистров, для докторов мы сразу определяем темы диссертаций, это тоже, в принципе, предполагает специализацию.

Для магистров специализация будет определена в течение первого учебного года. Возможно, это начнется не с первого сентября.

Преподаватели посмотрят их интересы, предпочтения, для того, чтобы определиться у нас есть время. А так мы в этом году в принципе планируем вести работу по двум профилям. То есть мы разработали единый образовательный стандарт по магистратуре исламских наук, и там у нас четыре профиля предусмотрено. Первой основной и наиболее актуальный для мусульманской умы мы считаем проблему исламского права. Вторая не менее актуальная программа — это исламское вероучение. Затем коранистика, хадисоведение и исламская экономика. Вот в такой очередности они у нас выстроены. Мы думали о том, чтобы арабский язык сделать отдельной программой, тем более, у нас там есть профессор Саади. Но арабский язык, он как профиль не вписывается. Для арабского языка надо разработать отдельный стандарт. Во всех мусульманских учебных заведения в принципе арабский язык считается светской дисциплиной. Но в данном случае, по проблемам арабского языка, возможно, кто-то будет писать докторскую диссертацию, но как отдельный профиль мы его пока не рассматриваем. 

Уже известно кто будет преподавать?

— Конечно, преподавательский состав уже определен. Есть один момент, который облегчает нам задачу. На магистерских программах в отличие от бакалавриата предметов в разы меньше. Поэтому, естественно, здесь преподавателей тоже будет намного меньше, но другое дело они должны быть намного более высокого уровня по своему образованию, то есть это должны быть профессора. Поэтому вот к первому сентября у нас уже три основных преподавателя из мусульманских стран, один у нас доктор Саади уже работает, он специалист по арабскому языку, но он будет вести некоторые и религиозные дисциплины. У нас уже приехал доктор Исмаиль Буль Буль, он был ректором института аль-Азхар в Секторе Газа, сейчас является профессором аль-Азхара. Также приезжает молодой доктор Хамделла Сафти из аль-Азхара. У нас пока три зарубежных специалиста, которые будут работать основными преподавателями. 

Что касается отечественных преподавателей, естественно, мы чтобы сразу не возникало вопросов, из РИИ преподаватели будут представлены по минимуму, поскольку это магистерские и докторские программы. Мы предполагаем, что это будут кандидаты наук, например, А. Адыгамов, Д. Шагавеев и я будем вести определенные предметы. Около 20 предметов, рассчитанных на три года, мы распределили по известным специалистам. 

То есть три преподавателя зарубежных и столько же российских преподавателей постоянно будут работать со студентами.

Возможно, у нас появится четвертый, который будет вести докторантуру. Мы ведем переговоры с очень известным сирийским богословом Зухейли. Он, в принципе, дал согласие. Возможно, он у нас как постоянный преподаватель появится. Остальные у нас как приглашенные профессора будут приезжать. Мы уже определили какие предметыо они будут читать. Примерно еще около 10 преподавателей из различных стран, в том числе Тауфик Буты из Сирии, Саид Фуда — очень крупный специалист из Иордании, Аслям из Арабских Эмиратов, Азхари из Египта, ряд преподавателей из Марокко. С ними уже есть предварительная договоренность, в течении года они будут приезжать и читать свои предметы. Я думаю, что преподавательский состав у нас будет довольно разнообразный, поскольку на высоком профессиональном уровне 2-3 преподавателя, естественно, не могут реализовать магистерскую программу и таким образом мы проблемы преподавателей решим. 



Прозвучало очень много критики, дескать, вот арабы будут определять лицо Болгарской исламской академии. Почему мы делаем ставку на преподавателей из мусульманских стран? Потому что речь идет о магистрах, доктор исламских наук, и поэтому базовые знания должны дать безусловно преподаватели из мусульманских стран. Но, естественно, этого недостаточно. Необходимы инструменты, методология, методика работы с источниками т. е. механизмы использования этих знаний в российских условиях, в том числе и для возрождения отечественной богословской школы. Поэтому, естественно, мы будем привлекать отечественных специалистов. Хотя много — это тоже условно, поскольку их достаточно мало. Преподавателей, которые профессионально занимаются вопросами исламской теологии, их совсем мало, специалистов по исламоведению чуть больше. Например, тот же Д. В. Фролов, который работает в МГУ. Он является блестящим специалистом по проблемам Корана и тафсира. Тот же вот Ефим Резван, который работает в Санкт-Петербурге, он является лучшим специалистом по коранистике в России; Леонид Сюкияйнен, который является крупным специалистом по исламскому праву. Мы предполагаем, что ряд предметов будут читать разные специалисты. Коранистику, например, зарубежные преподаватели и наши Пиотровский, Резван и Фролов. Так же и по другим предметам. Честно говоря, возможно, здесь цельности предмета не будет, но за то они наши студенты будут знать крупнейших специалистов из этой области, в том числе российских. Я думаю, это очень важно.

То есть будут представители еще и светских вузов?

— Да, конечно. Здесь важно отметить, чтобы не было каких-либо сомнений и каких-либо разговоров, что будут только арабы. Конечно же, кто профессионально занимается в России вопросами ислама, они в той или иной форме будут привлечены в БИА: мастер-классы, отдельные лекции, спецкурсы, чтение целых курсов.

Кто занимался составлением учебной программы? Зарубежные преподаватели принимали в этом участие? Какая она? 

— Мы разрабатывали эти стандарты на базе Российского исламского института, наши преподаватели этим занимались. Была проведена, действительно, большая работа, это не работа одного месяца, одной недели. В течение года мы сначала составили сравнительно-сопоставительную таблицу того, как магистерская программа реализуется ведущих мусульманских вузах мира. Взяли за основу мы шесть вузов, с кем мы в первую очередь работаем. Потом мы просмотрели все предметы, которые читаются, объем часов, срок обучения.

Стандартная магистратура в России длится два года, но в исламском мире принято немного по-другому, там от трех до 4-5. В данном случае наши магистранты два года учатся, год пишут диссертацию. 

То есть на таком формате мы решили остановиться. Болгарская академия должна выдерживать конкурентоспособность. Для этого программы сильно не должны отличаться от зарубежных. Этот принцип мы выдержали, мы отправили нашу программу для ознакомления Дамасский университет (Сирия), Университет аль-Азхар (Египет). Специалисты из этих вузов посмотрели с точки зрения того, насколько это соответствует их представлениям о магистратуре, у нас определенная экспертная оценка учебных программ есть. 

Но для нас не менее важно учитывать реалии российской действительности и какие потребности есть у мусульманской уммы. Не случайно мы говорили о проблеме исламского права, поскольку сегодня мусульман в первую очередь волнуют правовые вопросы. Это практика, (совершение намаза и т. д.), семейное право, наследственное право — все это очень важно. Второе — это вероучение, особенности вероучения. 

С учетом специфики российских реалий в стандарт внесли изменения. Еще зимой обсудили практически со всеми вузами, которые входят в совет по исламскому образованию. Почему? Потому что мы заинтересованы в том, чтобы выстроить единую систему исламского образования, чтобы выпускники исламских вызов потом пришли в Болгарскую академию. Ранее мы приняли стандарт по бакалавриату, сейчас мы приняли по магистратуре. Есть стандарт по среднему профессиональному образованию для медресе, затем бакалавриат и магистратура. Все исламские вузы согласились и поэтому можно сказать, что та магистерская программа, которую мы начнем реализовывать, согласована практически всеми российскими исламскими вузами. Это тоже очень важно.



У выпускников после выпуска не будет обязательства работать именно в религиозной сфере?

— Этот вопрос, на самом деле очень важный, поскольку мы то готовим специалистов, магистром исламских наук. У них будут углублённые знания в сфере исламского права, исламского вероучения, по коранистике, хадисоведению, по исламской экономике. Но, где они будут работать — вопрос тоже не простой, потому что общество нуждается в экспертах, то есть вовсе не обязательно они должны сидеть только в духовных управлениях. Но в связи с этим возникает следующий вопрос — чтобы работать не в религиозной сфере, они должны иметь диплом государственного образца. Пока Болгарская академия с 1 сентября такую возможность не предоставляет. Это будет религиозное учебное заведение для реализации религиозных образовательных программ. Естественно, мы на перспективу рассматриваем вопрос дать возможность студентам Болгарской исламской академии параллельно получать и, в том числе диплом светского образца, возможно по теологии или по исламоведению, исламской экономике или лингвистике. У студента такая возможность обязательно должна быть. Это очень важно, поскольку мы тоже заинтересованы в том, чтобы специалисты, подготовленные в нашей академии, реализовали себя не только в духовной сфере. Мы заинтересованы в том, чтобы они защищали кандидатские, докторские диссертации, преподавали в вузах, выступали экспертами в различных структурах и тд. 

В этом году в Болгарской академии какие-то аккредитованные специальности мы еще не открыли, но возможно будем открывать. Здесь проблема тоже не просто, потому что, если мы откроем исламскую теологию, то эту специальность на уровне магистратуры реализуют многие вузы, в том числе и КФУ и РИИ, исламскую экономику реализует КФУ. Возникает вопрос — насколько эффективно в Болгарской академии, открывать параллельные специальности. Тем более в «не раскрученном» вузе это не так просто. Например, Болгарской академии по светским специальностям конкурировать с федеральным университетом будет очень сложно. Даже, может быть, первое время просто невозможно. С этой точки зрения нам нужно решать, как сделать более эффективно. 

Возможно, мы заключим договор с федеральным университетом и вместе будем реализовать общие образовательные программы.

Тем более мы в федеральном университете собираемся открыть совет по защите диссертаций по теологии. Тем более есть федеральная программа углубленного изучения ислама, государство каждый год выделяет 300 млн рублей светским вузам для обучения по исламским программам. В рамках этой программы светским вузам выделяются места для обучения бакалавров и магистров. Эти средства тоже возможно будет использовать для того, чтобы студенты Болгарской академии параллельно учились в КФУ, МГУ или СПбУ. Мы разные варианты обсуждаем. Все это сводится и к кадровому вопросу. Аккредитации магистерских и докторских программ предполагает и наличия мощной преподавательской базы. Сегодня такой возможности в принципе еще нет и поэтому естественно мы должны исходить из реальной ситуации.

Какие специальности в этом году будут?

— В этом году у нас магистров и докторов исламских наук мы планируем готовить по двум профилям. Это исламское правот и исламская мысль и вероучение. Но, возможно, будет специализация по арабскому языку для докторов, поскольку у нас есть хорошо подготовленные магистры по арабскому языку. 

Сколько всего прошло через процесс отбора в двух летних школах и сколько в принципе вообще было желающих?

— Около 100 абитуриентов прошли отбор, из них мы приняли 40 человек. В этом году это все было не совсем четко организовано, поскольку у нас до августа не было лицензииВ следующем году мы будем работать с потенциальными абитуриентами в течение года, собираемся организовать зимние школы, приезжали посмотрели нашу базу.

Честно говоря, все будет зависеть от того, как в первый год мы сможем организовать преподавание именно религиозных дисциплин. Сколько бы не критиковали по поводу приезжих преподавателей из арабских стран, проблема религиозного образования остается актуальной. К нам студенты приходят для получения глубоких знаний по исламу. Для того, чтобы получать магистра и доктора исламских наук у нас в стране пока единственное место — это Болгарская академия. 

Что можно сказать о студентах? Откуда они приехали, где раньше учились?

— В этом году получилось больше выпускников из РИИ. Ну это вполне, естественно, поскольку мы со всеми выпускниками исламских вузов официально не могли работать. Поэтому из студентов может быть процентов 50 наши выпускники, есть выпускники Российского исламского университета из Уфы, ну и с Кавказа. С Кавказа у нас 6 магистров и 2 доктора.

Также и все мазхабы, распространенные в России, будут представлены?

— Болгарская академия — это федеральный проект, и естественно, мы будем традиции российских мусульман соблюдать — это ханафитский и шафиитский мазхабы. У нас и преподаватели будут представлены с двух мазхабов. Я думаю, на уровне магистратуры и докторантуры — это более чем важно, поскольку туда уже придут представители ханафитского, или шафиитского мазхабов. Интересы представителей других мазхабов и течений в организации учебного процесса мы учитывать не будем. Но студенты будут получать знания по всему спектру исламских знаний.

Наша задача — на убеждениях, основанных на ханафитском и шафиитском мазхабах, давать знания. С этой точки зрения для студентов, мне кажется, будет даже наоборот интересно, если ханафиту будет читать лекции шафиит.

У него будет возможность провести сопоставительный анализ двух мазхабов, традиции школы и так далее. Я не могу сказать, что такая система актуальна на уровне бакалавриата, где мы формируем его мировоззрение. Например, в Российском исламском институте должны работать ханафиты, потому что мы должны готовить ханафитов. А в Болгарской исламской академии немного другая задача. Там тем традиционным для российских мусульман мазхабическим традициям мы уже нанизываем более глубокие знания. 

Что ожидается на открытии? Кто будет из гостей?

— Пока еще списки обсуждаются. Есть проблема в том, что для приглашения зарубежных гостей не совсем удачное время, поскольку это праздничные дни. 1, 2 и 3 сентября, три дня продолжается Курбан-байрам, все высокопоставленные муфтии, естественно, сами задействованы в этих праздниках, в своих странах. Но тем не менее, у нас и муфтии страны СНГ будут и зарубежные гости. Но пока вот что-либо конкретно сказать довольно сложно. Естественно, будут высокопоставленные гости из Москвы. Безусловно, это событие российского, может быть, не только российского масштаба, поэтому я думаю на открытии гостей будет много.



Какой будет распорядок дня у магистрантов и докторантов?

— Стандартный распорядок для магистра. Они будут учиться все дни недели, за исключением выходных. Для магистров ключевым предметом будет комбинированный предмет «Методология научных исследований», который будут читать в основном приглашенные доктора из-за рубежа и России. 

Спорт там планируется?

— Конечно, в БИА все условия есть, в том числе и оборудованный спортивный зал. 

Для магистратуры очень важна научная работа и публикации в научных журналах. Планируется ли в ближайшее время на площадке академии проведение научной конференции?

— Мы, конечно, планируем. В ближайшее время пройдет очень важный круглый стол по определению основных направлений исследования в БИА. У нас скоро появится свой журнал для магистров и докторов. Совет по исламскому образованию в этом году должен начинать издавать журнал, входящий в список ВАК.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев