«На рынок снова начали выходить „заказные“ перевозчики»
Расскажите о нарушениях в сфере пассажирских автобусных перевозок в РТ. Сколько было нарушений, какого характера?
Основная проблема в сфере организации пассажирских перевозок — это перевозки пассажиров на регулярных маршрутах под видом заказных, когда игнорируются требования транспортного законодательства. Межмуниципальные, междугородние перевозки должны осуществляться только с автовокзалов, с приобретением билетов, проверкой технического состояния транспортного средства, прохождением медицинского осмотра водителем. Все эти перевозки находятся под контролем соответствующих служб, организаций, предприятий. В то же время на рынке появились перевозчики, которые занимаются перевозкой не с автовокзала, а собирают пассажиров по городу. Определены даже места сбора. В этом случае получается, что те законодательные требования, которые должны соблюдаться, игнорируются.
С этой проблемой мы столкнулись давно, привлечено к административной ответственности много перевозчиков, но полностью искоренить эту практику нам пока не удается. С началом пандемии этот вопрос встал особенно остро, поскольку пассажирские перевозки автобусами были отменены, автовокзалы были закрыты. С 12 мая разрешили перевозку пассажиров на межмуниципальных маршрутах, но только для регулярных перевозчиков, имеющих карту маршрута, которые ездят с автовокзалов и соблюдают все санитарные требования. Все это контролируется и самими предприятиями, и другими контрольно-надзорными органами, в том числе и нами, а также ГИБДД МВД по РТ, Минтрансом РТ и Роспотребнадзором по Республике Татарстан.
К сожалению, получилось так, что на этот рынок снова начали выходить «заказные» перевозчики, которые просто собирают «со своих ранее обозначенных» мест отправки пассажиров и осуществляют перевозки. Понятно, что им гарантировать безопасность пассажиров, в том числе и по ограничительным мерам, никак не удастся, и это все остается на совести владельца автобуса или водителя. Никто не может гарантировать, что в таких автобусах проводится дезинфекция салонов, что перевозчик застраховал свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
Для того чтобы искоренить эту практику, мы начали применять в отношении данных перевозчиков санкцию — арест транспортных средств как обеспечительную меру по отношению к тем, кто, несмотря на наши предупреждения, продолжает свою противоправную деятельность.
У нас была небольшая проблема с хранением арестованных транспортных средств. Вопрос был поднят на уровне нашего Правительства, и было принято решение в качестве пилотного проекта дать полномочия ГБУ «Безопасность дорожного движения» осуществлять хранение арестованных транспортных средств. На сегодняшний день сотрудниками Средне-Волжского МУГАДН арестовано 8 транспортных средств. Так, 5 автобусов арестовано за осуществление пассажирских перевозок по регулярному маршруту при отсутствии карт соответствующего маршрута регулярных перевозок. Два автобуса было арестовано, так как они не были включены в реестр лицензий, то есть автобусы вообще не имели права перевозить пассажиров, и один автобус был арестован за отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
Это за последние три месяца?
Мы начали с мая этого года. В марте этот вопрос рассмотрели в Кабинете Министров РТ, в марте же заключили соглашение с ГБУ «Безопасность дорожного движения» по запуску пилотного проекта по аресту пассажирских автобусов. В апреле пассажирские перевозки не осуществлялись, с мая мы уже начали работать в этом направлении.
«Нелегальные перевозчики "воруют" пассажиров у законного перевозчика»
Выросло ли количество перевозчиков с лицензиями?
Дело в том, что лицензирование ввелось только с 1 марта прошлого года. До этого лицензию получали только те перевозчики, которые занимались регулярными перевозками. Перевозки по заказу, перевозки для осуществления собственных нужд предприятий выпадали из этого списка. С 1 марта 2019 года ввели обязательное лицензирование пассажирского транспорта, кроме автобусов правоохранительных структур. Деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами обязательно должна быть лицензированной, транспортное средство перевозчика должно быть включено в реестр лицензии, и только после этого он может осуществлять деятельность по перевозке пассажиров независимо от того, каким видом перевозок занимается.
На сегодняшний день у нас в реестр лицензий включено 8,5 тыс. автобусов, выдано 1149 лицензий. Понятно, что один перевозчик может иметь и несколько автобусов. Если сравнивать со временем, когда это было необязательно для всех, то эта цифра составляла порядка 240 лицензиатов.
И еще я хотел бы отметить, что у нас в Татарстане, по данным ГИБДД, насчитывается порядка 17 тыс. автобусов, а в реестр лицензиатов внесено только около 8,5 тыс. То есть остальные автобусы либо не эксплуатируются, на что мы очень надеемся, либо они как-то еще продолжают эксплуатироваться, игнорируя требования законодательства.
В этом году Средне-Волжское МУГАДН совместно с ГИБДД очень серьезно поработали в этом направлении, проводятся сверки состоящих на учете автобусов с имеющимися в реестре лицензиатов. Мы начали отрабатывать эти списки, а владельцам транспортных средств, которых нет в реестре, выносим предостережения о недопустимости эксплуатации и предупреждаем о том, что им нельзя выходить на маршрут и эксплуатировать автобусы, а за выход на маршрут без лицензии применяются достаточно серьезные санкции. Сотрудники ГИБДД на линии также усилили контроль за наличием лицензии, причем по всей России.
Сколько запланировано проверок автобусных перевозчиков?
Практически каждый день инспекторы Средне-Волжского МУГАДН совместно с сотрудниками ГИБДД выходят на рейдовые задания и работают по различным направлениям. Мы точечно отрабатываем челнинское направление, чистопольское или, например, Горьковское шоссе. Такая же работа у нас проводится и в Набережных Челнах. Там у нас есть наш Прикамский отдел, который совместно с ГИБДД также осуществляет рейдовые мероприятия.
Например, последнее направление, которое мы отрабатывали, — чистопольское. Опять появились нелегальные перевозчики, которые на регулярной основе занимаются перевозкой пассажиров. Скажем так, «воруют» пассажиров у законного перевозчика. На этом маршруте есть законный перевозчик, он прошел конкурсные процедуры, выиграл и получил право на осуществление регулярных перевозок, то есть получил карту маршрута регулярных перевозок по данному направлению.
В результате проверки инспекторы Средне-Волжского МУГАДН выявили нарушения. Сейчас проводится административное расследование в отношении одного из задержанных перевозчиков. Хочу сказать, что здесь санкции достаточно серьезные. За перевозку пассажиров без карты маршрута на регулярном маршруте для должностных и юридических лиц грозит штраф в размере до 300 тыс. рублей.
Хочу отметить, что сотрудниками Средне-Волжского МУГАДН в течение последних двух лет проводилась серьезная работа по пресечению деятельности так называемых заказных перевозчиков. К примеру, один перевозчик, злостно игнорирующий транспортное законодательство, пять раз был привлечен к административной ответственности с наложением штрафа по 300 тыс. рублей за осуществление регулярных перевозок пассажиров без карты маршрута, пытался обжаловать, судился, дошел до Арбитражного суда Приволжского округа. Все наши решения судебные органы оставили в силе. В связи с неуплатой штрафа в установленный законом срок материал направлен в суд по части первой статьи 20.25 КоАП РФ на удвоение суммы наложенного штрафа. То есть 1,5 млн рублей превратились в 3 млн.
В период ограничительных мер был задержан предприниматель, который осуществляет перевозки по заказу в балтасинском направлении. Был арестован один автобус, но он продолжил свою нелегальную деятельность. В дальнейшем был арестован второй автобус и наложен соответствующий штраф. В общей сложности штраф составил 190 тыс. рублей. Только после этого предприниматель начал оформлять карту маршрута.
Есть ли у вас цифры по нарушениям с марта по май?
Нами заведено 49 материалов за осуществление регулярных перевозок пассажиров без карты маршрута, в том числе за посадку/высадку пассажиров в неустановленных местах. Это достаточно большая цифра. По нарушениям лицензионных требований и условий — девять материалов, это когда в реестр лицензий не включены автобусы лицензиата, которые продолжают эксплуатироваться. Это тоже грубейшее нарушение.
В Татарстане обсуждается вопрос об аресте не только автобусов, но и легковых такси
Автобус вы забираете, а как потом водителю его забрать?
Перевозчик оплачивает штраф и забирает свое транспортное средство. Вот по тому же балтасинскому примеру. Привлечено два автобуса. По первому случаю наказано должностное лицо на 30 тыс. рублей, по второму автобусу должностное лицо привлечено к административной ответственности с наложением штрафа в размере 300 тыс. рублей. После того как перевозчик оплатил штрафы, автобусы были возвращены. А простояли они больше недели.
Расскажите про борьбу с перевозчиками, которые незаконно перевозят пассажиров на личных автомобилях.
К сожалению, наши полномочия распространяются только на те транспортные средства, которые оборудованы более чем 8 сидячими местами, транспортные средства категории «Д». Легковые автомобили, такси — это уже компетенция ГИБДД и нашего Министерства транспорта. Конечно, там фронт работы очень серьезный. И этот вопрос тоже ставился в Кабинете Министров Республики Татарстан на заседании рабочей группы во главе с заместителем Премьер-министра РТ Шамилем Гафаровым. Обсуждался вопрос об аресте не только автобусов, но и легковых такси. И, скорее всего, в ближайшем будущем аресты будут применяться и к этой категории транспортных средств, ведь во многих субъектах Российской Федерации арест применяется достаточно широко.
Нет комментариев-