Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Работа с инвалидами, постинг во «ВКонтакте» и грамотный маркетинг – выберите лишнее»: от чего нужно отказаться казанским театрам по версии Кирилла Крока

«Работа с инвалидами, постинг во «ВКонтакте» и грамотный маркетинг – выберите лишнее»: от чего нужно отказаться казанским театрам по версии Кирилла Крока
Директор Вахтанговского театра провел эксперт-класс для представителей казанской театральной общественности.

Русский драматический театр имени В. Качалова 19 ноября завершил программу Первого Качаловского фестиваля показом спектакля «Дядя Ваня» Римаса Туминаса. Помимо одной из своих брендовых постановок Вахтанговский театр привез в Казань презентацию собственных достижений за минувшее десятилетие.

В последний день off-программы директор Вахтанговского театра Кирилл Крок провел мастер-класс для руководителей казанских театров. Изначально встреча была маркирована форматом круглого стола, но за более чем двухчасовое выступление Крока почти никто из присутствующих так и не решился его прервать. А в числе гостей были руководитель КАРБДТ им. В. Качалова Александр Славутский, директор ТГАТ имени Г. Камала Ильфир Якупов, директор Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева, руководитель Молодежного театра на Булаке Виктор Степанцов и многие другие.

Как академическому театру сохранить зрителя и конкурировать с попсовыми шоу-программами? Почему кружкам и проектам для людей с ОВЗ не место в театре? Зачем постить в Instagram закулисную жизнь и где найти деньги на качественный маркетинг? На эти вопросы Крок попытался ответить, рассмотрев кейсы Вахтанговского театра. Многие высказывания столичного театрального менеджера «за столом» были восприняты неоднозначно. Подробнее о самых громких заявлениях и любопытных тезисах главного вахтанговца – в репортаже «Татар-информа».

«В театральном сообществе Татарстана нужно инициировать вопрос госзакупок»

Начал Крок с самого «злободневного и болезненного», как выразился сам спикер, что есть сегодня в театральной сфере, – театрального законодательства, а точнее его несовершенств. Речь зашла о 44-м Федеральном законе, который обязывает все госорганизации, включая театры, проводить закупки через систему открытого аукциона – госзакупок. Директор Вахтанговского объяснил, что объем экономии за 2018 год, которая образовалась от действия этого закона, составила 1 млн 400 тысяч рублей. Между тем сумма затрат на его обслуживание (включая зарплаты двух сотрудников контрактной службы и затраты на услуги фирмы, которая помогает театру проводить аукционы) составила около 3,5 млн.

Мы не против того, чтобы проводить открытые конкурсные закупки, мы против того, что на данный закон мы тратим больше, чем он приносит некой прибыли, когда мы выбираем тех или иных подрядчиков. Более того, он ужасно неудобен в административном обслуживании. Он чудовищен, потому что на первый план выходит только один критерий – цена поставщика. Нет ни качественных параметров, ничего», – подчеркнул Крок.

Он рассказал, что около года назад с несколькими руководителями московских театров уже пытался обратиться в Госдуму с просьбой о пересмотре «всеми любимого 44-го», инициативной группой были разработаны «революционные» поправки к закону, которые позволили бы театрам тратить до 50 млн рублей без процедуры аукциона. Но поправки получили отрицательное заключение правового управления Государственной думы. Деятелям театра было предложено заняться созданием нового отраслевого закона вместо того, чтобы пытаться исправить уже существующий. Кирилл Крок добавил, что сочувствует своим коллегам – директорам театров, которые не имеют статуса федерального.

«Выяснилось, что в Татарии, как и в Москве, до сих пор не введен в действие местной властью Федеральный закон № 223 о правилах расходования собственных средств от основной приносящей доход деятельности – не разрешают им пользоваться. Так как мы федеральный театр, все федеральные законы для нас являются обязательными к исполнению. И многое, что в театре можем себе позволить, мы делаем именно в рамках 223-го закона, – пояснил спикер. – Я просто с ужасом представляю, как любую, самую маломальскую хозяйственную проблему, задачу вам приходится решать через бесконечные конкурсные процедуры, закупки. Поэтому мне кажется, что в театральном сообществе республики нужно инициировать этот вопрос, поставить перед властью: “Почему до сих пор этого нет?”».

«Сегодня мнение человека, у которого 7 млн подписчиков, определяет отношение к культурному продукту»

Вторым важнейшим для Крока вопросом стала открытость современного академического театра. Отметив, что театр сейчас переживает «небывалый расцвет», гость заострил внимание участников круглого стола на необходимости встраиваться в новые коммуникационные системы, в частности соцсети. По словам вахтанговца, рынок профессиональных печатных изданий становится все уже, между тем вся коммуникация уходит в Интернет – к блогерам, интернет-сайтам и форумам.

«Нужно понимать, что сегодня сарафанное радио, которое повелось с советских времен, никуда не делось, просто это сарафанное радио перешло в поле Интернета. Сегодня порой мнение человека, у которого 7 млн подписчиков и 500 лайков на посте, определяет отношение к культурному продукту, – заявил Крок. – Помните о том, что ведение социальных сетей в учреждениях культуры является очень важной вещью».

В театре Вахтангова на социальные сети обратили внимание год назад. Были перезапущены странички театра в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Для обучения сотрудников пресс-службы театр привлек стороннюю фирму, уже через 9 месяцев после обучения аудитория социальных сетей театра выросла почти на 80 процентов. Ведение личных страниц в соцсетях, страниц театров – прежде всего, продвижение и популяризация, наращивание аудитории, подчеркнул спикер. Многим руководителям театров не мешало бы поскорее избавиться от косного мышления и начать вести активную жизнь в Сети, сказал Крок.

Я никогда не придавал такого значения соцсетям. Зачем? В театре всегда все билеты проданы, аншлаги… Но вы знаете, что меня сподвигло? Вы попробуйте, Александр Яковлевич, повесить у себя на странице фотографию с вашего экрана, где видна запись со всех камер наблюдения театра, – обратился Крок к руководителю Качаловского театра Александру Славутскому, сидящему рядом. – Когда мы повесили ее у себя на сайте, эта новость собрала почти 700 лайков. Казалось бы, ну что здесь такого? А это цитирование, это публичность, которой не хватает нашим театрам. Неважно, что о вас пишут, хорошо или совсем плохо, вас упоминают, о вас говорят, и неважно что, не бойтесь этого! Контент для социальных сетей – это совершенно иной, неформальный ракурс: репетиции, новый костюм. Кто-то женился – в соцсети! Развелся – тоже туда! И это не просто лайки ради лайков, это зрительская аудитория, которую мы должны расширять».

В числе маркетинговых приемов, которые помогают Вахтанговскому быть более открытым и привлечь свою аудиторию в зал, Крок назвал также съемки и распространение бекстейдж-роликов из закулисья, онлайн-трансляции спектаклей и творческих встреч, интервью артистов, проведение экскурсий по внутренним пространствам театра.

«Доходность театра – главный критерий его успешности»

Доходность театра – главный критерий его успешности, уверяет Кирилл Крок. Прибыль можно извлекать как с помощью традиционных продаж билетов в залы, так и с помощью создания новых интересных публике проектов. В 2015 году в Театре имени Евгения Вахтангова открылась Новая сцена – наконец были завершены работы в соседнем от основного театра здании по Арбату, 24. В подвале дома строители заложили небольшие площади под театральный ресторан, но дирекции театра показалось неактуальным создание еще одного театрального буфета. Было решено превратить 300 незанятых «квадратов» в арт-кафе.

Уютное помещение с небольшой сценой, оформленное главным художником Вахтанговского театра Максимом Обрезковым, предназначено для проведения творческих вечеров, поэтических чтений, выступлений оркестра Вахтанговского театра, сольных концертов и представлений приглашенных мастеров. В камерном пространстве вокруг сцены расположены столики, за которыми и размещаются зрители. До начала программы или после ее завершения по отдельному меню гости смогут заказать алкогольные напитки, кофе, чай, закуски, сладости и фрукты. Коммерческая вместимость зала – 88 мест, в месяц там проходит порядка 15–17 мероприятий.

«С помощью этой площадки мы решаем задачи популяризации театра, поддержки самостоятельных программ артистов, актерской занятости. Сегодня, как вы знаете, зритель ищет более доверительного, более камерного общения с артистом. Когда вот здесь, перед глазами, на маленькой сцене все происходит, а после окончания можно подойти лично и взять автограф. Много чего можно сделать в такой интересной, камерной обстановке. Для нас с вами – менеджеров театра эта площадка решает и еще один важный вопрос – привлечение дополнительных средств», – резюмировал Крок.

По его словам, программа арт-кафе стабильно находит свою зрительскую аудиторию круглый год. Стоимость билета на мероприятия площадки начинается от 400 рублей и доходит до 3,5 тысячи. Таким образом, аншлаговая стоимость (выручка от продажи всех билетов на одно мероприятие) доходит до 70 тысяч рублей. За год средняя заполняемость площадки составила 86 процентов. В конце прошлого года за минусом всех расходов на содержание зала и гонорары артистам зал вышел на чистую прибыль в 723 тысячи рублей.

«Вы не думайте, что это только в Москве так, а у нас иначе. Я все время сегодня вам буду эту фразу, уж простите, повторять: не география определяет то, что мы делаем, а люди, которые хотят и будут это делать, – в очередной раз настаивал Крок, обращаясь к казанским театральным деятелям. – Поверьте, не география, мы с такими же проблемами сталкиваемся каждый день, как и каждый из вас. Берите идеи и используйте. Я знаю, что некоторые региональные театры уже создали у себя подобные сцены».

«Я считаю недопустимым, когда театр свои функции подменяет такими вещами, как работа с инвалидами»

Должен ли театр заниматься социальной работой? Да, должен, считает Крок, но только в разумных пределах. По мнению спикера, для театра допустимо создавать благотворительные программы, вывозить их в больницы и дома-интернаты. Но ни в коем случае не наоборот – театру не нужно ставить спектакли с участием людей с ограниченными возможностями здоровья, подменяя такими «социальными инициативами» основной род занятий, уверен он.

«Я категорически считаю недопустимым, когда театр свои функции подменяет такими вещами, как работа с инвалидами, когда театр берет на себя функции работы с детьми – организует какие-то кружки и литобъединения и так далее. С моей точки зрения, это все может сегодня рассматриваться как «театр +». А сегодня многие вместо того, чтобы показывать спектакли, начинают делать какие-то театры-лаборатории, бесконечные читки пьес, кружки с детьми, – посетовал Крок. – Слушайте, но это и есть дополнительное образование! Те, у кого есть потребность в этом, пожалуйста, идите в учреждения дополнительного образования, организуйте там театральную студию и занимайтесь этим. Это мое личное мнение».

«Наше дело с вами – каждый вечер открывать занавес, при том чтобы на сцене были артисты, а в зале – публика. Вот задача театра, которая существует со времен Древней Греции, и это его главная функция. То, во имя чего он создан и ради чего его поддерживает государство. Мы много говорим с Римасом Туминасом о том, что мы развиваем театр для зрителя, а не для самовыражения. Мы не говорим о том, что если это никому не интересно, это их проблемы, это не так. Если то, что поставил режиссер, интересно пяти-шести его друзьям-критикам, то это катастрофа для театра. Театр должен работать и бросать все свои ресурсы именно для зрителя», – добавил руководитель Вахтанговского.

Кирилл Крок – известный в театральном мире спикер и популяризатор своего дела, ему часто приходится выступать перед руководителями и менеджерами региональных театров. Поэтому финальную часть своего выступления он посвятил внедрению единой системы продажи театральных билетов, которая связывает в одну базу продажи непосредственно через сам сайт театра, системы билетных операторов и городских касс. Широко использоваться такая система начала около трех лет назад. Она пока не внедрена во всех регионах, но казанские театры преимущественно уже перешли на подобный формат ведения дел, поэтому мы не будем останавливаться на этой части и подробно описывать все преимущества таких инноваций.

Не все гости встречи были согласны с утверждениями Кирилла Крока, но формат выступления и ограниченность во времени не позволили им высказаться. «Татар-информ» собрал срез мнений участников круглого стола.

Министр культуры РТ Ирада Аюпова:

«Выступление Кирилла Игоревича лишний раз подтвердило, что мы на правильном пути. У нас фактически введена та же самая система по продаже билетов с открытыми шлюзами – через сайт театр имени Галиаскара Камала продает около 30 процентов билетов. Мы услышали множество идей по части маркетинга, которые нужно будет реализовать у себя. Сегодня действительно театр, театральное пространство претерпевают изменения, как и все в нашем мире, поэтому нельзя рассматривать все, что происходит, как угрозы, надо во всем искать возможности. От меня лично Кириллу Игоревичу огромные слова благодарности за такое подробное описание всех проектов, потому что я не всегда могу убеждать своих коллег в том, что это нужно делать. Лучшее продвижение – это личный опыт. Кирилл Крок своим выступлением показал, что идеи, к которым мы пытаемся подключить своих руководителей некоторых театров, вполне реализуемы».

Директор Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева:

«Здесь прозвучало много чего интересного, нужно обдумать, прежде чем делать заявления. Я обязательно соберу свой коллектив для обсуждения. Но надо понимать, что у Вахтанговского театра шесть сцен и очень многие вещи, в том числе и маркетинговые проекты, которые они делают, они делают за счет внебюджетных средств от доходов этих сцен. Хоть Кирилл Игоревич и апеллирует к утверждению о том, что география не важна, но это не совсем так. Если московский зритель готов купить билет в театр за 7 тысяч, то в Татарстане это не так. Прозвучал сегодня один тезис, с которым я вообще не могу согласиться. Речь о мысли, что театр не должен заниматься инвалидами, не должен открывать развивающие студии. Кирилл Игоревич напрочь это отвергает. Но я думаю, что с его чутьем, профессионализмом и пониманием зрителя, если бы он возглавлял детский театр, он бы по-другому к этому относился.

Во время выступления прозвучала еще одна спорная мысль о том, что главный показатель успешности театра – касса. Я бы сказала по-другому. У Вахтанговского театра тоже разный репертуар. Говоря, например, о спектакле «Наш класс» (по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека), он очень непростой и требует определенной интеллектуальной работы от зрителя. Работая с такими постановками, важно найти для каждого спектакля своего зрителя».

Директор ТГАТ им. Г. Камала Ильфир Якупов:

«Все, о чем рассказал Кирилл Крок, абсолютно применимо в реалиях татарстанских театров и, конечно, театра имени Галиаскара Камала, мы все это уже применяем в той или иной степени и форме. На сайте театра есть интернет-магазин, в котором мы продаем записи артистов, книги, с февраля этого года мы ведем онлайн-трансляции и прямые эфиры в социальных сетях. Из нового я для себя выделил идею создания зала типа арт-кафе, мне эта идея понравилась, у нас есть помещение, которое могло бы превратиться в арт-кафе. Я думаю, мы это обсудим внутри театра и, возможно, попробуем».

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев