Рабочие специальности сейчас очень востребованы. Важные отрасли экономики: строительство, машиностроение, транспорт, нефтехимия и нефтепереработка, сервис и обрабатывающее производство остро нуждаются в профессиональных кадрах. Однако молодые люди предпочитают учиться на управленцев, архитекторов, дизайнеров, бухгалтеров, экономистов, коммерсантов. Поступить на такие специальности непросто из-за высокого конкурса, а после диплома возникают проблемы с трудоустройством.
Рынок труда всегда соответствует основными стратегическим отраслями развития и прогнозируется на ближайшие семь лет. В списке вакансий, заявляемых работодателями, лидирует строительная отрасль, начиная от рабочих специальностей и заканчивая высшим звеном. Тут есть и прорабы, и мастера, и монтажники, и маляры. Следующей идет обрабатывающая промышленность потому, что для экономики республики это актуально. Крупное автомобилестроение, машиностроительный комплекс нуждаются в квалифицированных кадрах.
В перспективе до 2020 года республика получит еще 30 тысяч рабочих мест. Для нас актуально, чтобы работодатель участвовал на всем этапе подготовки работников, начиная от формирования образовательной программы. Система WorldSkills поставила перед нами задачу готовить специалистов под работодателей. А это значит, что работодатель должен присутствовать в нашем ресурсном центре. Ребята в системе СПО должны учиться на тех станках и аппаратах, на которых им предстоит работать», – сообщила министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова.
Согласно данным на начало августа, в республике на каждого безработного приходится около трех свободных вакансий, но на практике не все так просто. К сожалению, на рынке труда существует несоответствие спроса и предложения. Работодателей не устраивает уровень компетентности соискателя, а соискателя – уровень оплаты труда и место расположения предлагаемой работы. Между тем в Министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ считают августовский уровень безработицы в Татарстане рекордно низким.
Рекордно низкая безработица
«Такого в Татарстане никогда не было. Сейчас на учёте в центрах занятости состоят 12900 человек, на них приходятся 37889 вакансий. Максимум вакансий у нас был в 2014 году, тогда мы фиксировали 35211 рабочих мест. Сейчас уровень безработицы по республике составляет 3,7 процента. По стране показатель 5,2 процента», – отметили Эльмира Зарипова на брифинге в Кабинете министров РТ.
Если проанализировать банк вакансий, то летом наиболее востребованы водители автомобиля (зарплата более 27 тысяч рублей), штукатуры (22 тысяч рублей), бетонщики (28 тысяч рублей), каменщики (19,5 тысяч рублей), плотники (20 тысяч рублей), арматурщики (22 тысяч рублей), повара (15,5 тысяч рублей), электрогазосварщики (30 тысяч рублей), маляры (22 тысячи рублей), токари (29 тысяч рублей), слесари-ремонтники (24 тысяч рублей), швеи (17 тысяч рублей), трактористы (19 тысяч рублей). Наименее востребованы операторы технологических установок, солодовщики, вальщики леса, птицеводы, мельники, звероводы, резчики холодного металла, машинисты буровой установки, киоскёры, рыбоводы, пчеловоды, колористы, кузнецы, водолазы, гримеры.
Почему при таком обилии вакансий в республике немало безработных? Чтобы выяснить, какие специальности пользуются популярностью у абитуриентов, которые через несколько лет выйдут на рынок труда, ИА «Татар-информ» обратилось в ведущие техникумы и колледжи Казани.
Абитуриенты выбирают престижные специальности
Как выяснилось, в Казанском радиомеханическом колледже особой популярностью пользуются специальности «электронные приборы и устройства» (25 мест, подано более 50 заявлений), «технология машиностроения» (25 мест, подано 45 заявлений). В предыдущие годы было много желающих обучаться по специальностям «социально-культурная деятельность» и «техническое регулирование и управление качеством». С этого года они переведены на внебюджетную основу, поэтому поток заявлений сократился. В Казанском медицинском колледже самыми востребованными направлениями оказались «сестринское дело» и «стоматология».
В колледже коммунального хозяйства и строительства больше всего этим летом подано заявлений на «строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «управление и эксплуатация многоквартирного дома», «монтаж», «социальная работу» и «архитектуру». В Казанском техникуме информационных технологий и связи востребованы специальности «основы обеспечения информационной безопасности» и «компьютерные системы и сети». В педагогическом колледже наибольший конкурс на специальность «адаптивная физическая культура» и «преподавание в начальных классах». Абитуриенты Казанского торгово-экономического техникума выбирают «товароведение», «коммерцию», «организацию общественного питания», а также специальность «экономист-бухгалтер».
У нас есть два отделения: по подготовке специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих. Второе направление предусматривает подготовку по рабочим специальностям. Мы готовим слесарей-сборщиков авиационной техники, станочников, сварщиков, электромонтеров. Своего общежития у колледжа нет. Очникам выплачивается стипендия», – сообщила секретарь приемной комиссии Казанского авиционно-технического колледжа им. П.В. Дементьева Елена Бубнова.
Представители приемных комиссий отмечают, что молодые люди неохотно идут учиться на квалифицированных рабочих. Они выбирают более престижные на их взгляд факультеты с высоким конкурсом. Поэтому в некоторых ссузах прием на рабочие специальности продолжается до конца августа.
Профориентация со школьной скамьи
Повышением престижа рабочих профессий и инженерных специальностей среди жителей Татарстана, а также интереса молодежи к профессиям, востребованным в реальном секторе экономики, занимается Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ. Ведомство разрабатывает и реализует государственную программу по содействию занятости населения республики и постоянно информирует людей о реальной ситуации на рынке труда. При этом особе внимание уделяется работе со школьниками.
Центры занятости населения проводят профориентационную работу с учениками школ. В 2016 году услуги по профориентации получили более 74 тысяч человек, в том числе около 47 тысяч молодых людей в возрасте до 29 лет и более 34 тысяч школьников. За первое полугодие текущего года подобная помощь оказана 36 тысячам человек. Около 17 тысяч из них составляет молодежь в возрасте 14-17 лет. Почти половину от общего числа людей, получивших профориентационную помощь, составляют школьники», – сообщили в пресс-службе Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.
Специалисты ведомства убеждены, что начинать знакомить детей с разными профессиями нужно с малых лет. За прошедшие три года районные и городские центры занятости населения реализовали 39 профориентационных проектов для молодежи. Их участниками стали более 40,5 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. В текущем году ещё более 6 тысяч школьников республики познакомятся с основами выбора профессии.
«При выборе уровня образования и профессии нужно исходить из потребностей человека, ведь у каждого есть индивидуальные способности. Это право и выбор человека. Наша же главная задача, как органа власти – дать информацию о прогнозе потребности экономики, существующих профессиях, перспективах трудоустройства. Для этого мы ежегодно формируем прогноз по рынку труда для специалистов с различным уровнем образования», – отметили в пресс-службе Минтруда РТ.
Одним из интересных проектов, реализуемых ведомством совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РТ и РОО «Аграрное молодежное объединение РТ», является «Агрокласс». Для повышения престижа сельскохозяйственного работника и его социального статуса созданы социальные видеоролики на двух государственных языках: русском и татарском. Они выложены на сайте АМО РТ, в социальных сетях и на популярном видеохостинге. В рамках проекта «Введение в профессию» для школьников проводятся экскурсии на крупные предприятия республики. Ребята обучаются основам самых востребованных на рынке труда рабочих профессий.
Мнения:
Заместитель министра образования и науки РТ - руководитель департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки РТ Гульнара Габдрахманова:
– На сегодняшний день у нас не до конца сформирована система предпрофильной подготовки детей, когда мы ориентируем ребенка на ту специальность, которую он хотел бы получить. В Татарстане создаются прекрасные ресурсные центры с самым современным оснащением. Мы должны рассказывать детям о перечне профессий, которые они могут получить в средних специальных учебных заведениях. Некоторые молодые люди ошибочно думают, что рабочие профессии связаны с выполнением какой-то грязной работы. На сегодняшний день развиты информационные технологи, производственный процесс автоматизирован. Школьники не против учиться на рабочих, но у них нет видения и кругозора тех специальностей, которые они могли бы получить.
Руководитель психолого-педагогического отделения «Ювента» Марина Яценко:
– У молодых людей отсутствует информация о рабочих профессиях. Если человек не знает, кто такой андеррайтер, то почему он будет мечтать об этой профессии? Рекламные кампании в СМИ призывают молодых людей работать менеджерами, носить пиджаки и галстуки. В рекламе успешные люди стоят на фоне дорогих машин. Создается миф, что если ты так не выглядишь, то жизнь не удалась. Линия успеха позиционируется с офисной работой. А дети воспринимают то, что мы им даем. Считаю, что в СМИ нужно чаще показывать и рассказывать о представителях рабочих профессий: строителях, комбайнерах, доярках, каменщиках. К тому же сейчас к этому есть хорошие предпосылки. Республика бьет все рекорды по строительству жилья.
Семейный психолог Нина Дмитриева:
– Сейчас многие думают, что в нашем государстве престижны только профессии экономистов, юристов, менеджеров. В советские времена были в почете все профессии, уважался любой труд. Сейчас престижны профессии умственного труда. Нужно показывать фильмы и издавать книги, где главные герои – рабочие. К примеру, таким героем может стать обычный слесарь. Раньше при школах работали учебные комбинаты, можно возродить эту практику. Не у всех молодых людей есть способности к экономике и юриспруденции. Многие имеют способности к профессиям ручного труда. Ребенок не знает, что может стать хорошим мастеров, что у него есть к этому способности, ведь ему об этом никто не говорит. Профориентационной работе в школах нужно уделять еще больше внимания.
Подготовлено при содействии Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Нет комментариев-