Отмечая ленинский юбилей, мы попросили сотрудников Дома-музея Ленина в Казани собрать несколько фактов о семье Ульяновых и коллекции музея, уникального сохраненной атмосферой 80-х годов XIX века.
Дом-музей Ленина, старейший музей в республике, был открыт 7 ноября 1937 года, к 20-летию Октябрьской революции. Это флигель дома, принадлежавшего коллежскому асессору Тимофею Фёдоровичу Орлову, построенный в 1870-х годах.
Семья Ульяновых — вдова (к тому времени Илья Николаевич ушел из жизни) и пятеро детей, а также няня Варвара Сарбатова снимали его при приезде в Казань с сентября 1888 по май 1889 года.
Коллекция музея начала формироваться с момента основания музея. Первая экспозиция знакомила посетителей казанского дома с бытом семьи Ульяновых. Особый интерес и в те годы, и сейчас вызывает тот факт, что многие мемориальные предметы принадлежали Марии Александровне, матери Ленина. И это не случайно. В казанском крае прошли детство и юность Марии Бланк, здесь состоялось венчание с Ильей Николаевичем. Например, настольное зеркало и шкатулка в комнате Марии Александровны тоже подлинные, принадлежащие матери Ленина.
Семья со своими традициями
Истории о том, что многодетная семья Ильи Николаевича и Марии Александровны была очень дружна, в советское время печатавшиеся в детских книжках, имеют под собой вполне реальную основу. Ульяновы, как писала сестра вождя революции — Анна Ильинична, были «спаянной» семьей со множеством своих традиций. И даже переезд в Казань не изменил этот уклад.
В семье Ульяновых воспитывалось шесть детей. В 1887 году старший брат Владимира — Александр Ульянов был казнен как участник народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III. К слову, в казанском Доме-музее хранится единственная оставшаяся фотография, где Ульяновы запечатлены в полном составе.
«Эти традиции были настолько крепкими, что смогли объединить и сплотить семью перед лицом большой беды — преждевременной смерти Ильи Николаевича и трагической кончины Александра. В казанской жизни эти традиции неукоснительно соблюдались, всегда и во всем. Традиции воспитания и образования, совместного проведения досуга, внимания к делам и заботам, уважительного отношения к взглядам близких, взаимопомощи», — рассказывает старший научный сотрудник Дома-музея Евгения Новикова, отмечая, что об особом укладе семьи свидетельствует многое: документы, фотографии, письма, воспоминания родственников и экспонаты.
Подарки своими рукам
Для детей Ульяновых сделать подарок для родителей самостоятельно было делом обычным. Это только поощрялось, родители хранили все поделки, они остались и в экспозиции Дома-музея.
Тут можно увидеть подарок, который сделала сестра Анна в подарок отцу ко дню рождения, — конвертницу с надписью «И.Н. 1885» и дощечку для хлеба, которую выпилил Александр и подарил матери. Своими руками делали также игрушки для рождественской елки.
Чемпион по шахматам
Шахматы в музее можно встретить в разных уголках экспозиции. Они есть в комнатах Владимира Ильича и Дмитрия Ильича, в витрине, посвященной Обществу любителей шахматной игры, куда Володю привел его двоюродный брат Александр Ардашев.
Илья Николаевич научил детей играть в шахматы, и это стало любимой игрой Ульяновых. Играли вдвоем, вчетвером, «вслепую», в шахматы классические, шахматы четверные, русские, с крепостями.
Все играли хорошо, но Владимир Ильич же и вовсе считался чемпионом семьи.
Играл в домашнем театре
Ульяновы театр любили, в Казани посещали его не раз. Правда, говорит Евгения Новикова, сидели обычно на галерке, где места брались по самым дешевым билетам, купленным на сэкономленные Марией Александровной средства и без того скромного семейного бюджета.
В Доме-музее сохранились афиша оперы Гуно «Фауст», ноты Галеви «Жидовка» («Дочь кардинала»). Постановки смотрели Ульяновы, а впечатления от посещения театра встречаются в письмах Ольги Ильиничны, Владимира Ильича, в воспоминаниях Дмитрия Ильича. Любовь к театру была настолько сильна, что в семье появилась традиция постановки домашних спектаклей.
«Домашние театры во второй половине XIX века были одной из популярных форм досуга русской интеллигенции, когда по вечерам собирались большими компаниями, приходили родственники, друзья, и все — от мала до велика — становились и актерами, и зрителями. Ставили любимые пьесы русских и зарубежных авторов, классиков и современников. Играли, как могли, но удовольствие от театрального действа было огромным. Ульяновы здесь не исключение», — рассказывает старший научный сотрудник музея.
А еще пели — под аккомпанемент рояля, любимого инструмента Марии Александровны и Ольги. Инструмент, кстати, привезли в Казань из Симбирска — только его и книги.
Все Ульяновы были музыкальны, все имели хороший слух и голос.
Жил на кухне
Казанский музей был открыт в доме, где действительно жила семья Ульяновых, после возвращения в Казань из деревни Кокушкино. И это его главное отличие от множества других музеев, посвященных вождю русской революции.
У семьи Ульяновых во флигеле Орлова была гостиная, четыре жилые комнаты, прихожая, чулан и две кухни, одну из которых занимал как раз Владимир Ильич. Обстановка тут спартанская: узкая кровать, полки, пара стульев, стол и, конечно же, шахматы. Располагается комната на первом этаже и в отдалении от других.
Выбрал будущий революционер комнату, изначально планировавшуюся кухней, из-за отдельного входа: так он мог покидать дом, когда ему захочется. Как предполагается, уходил Володя на тайные революционные сходки.
Нет комментариев-