Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Психотерапевт: «Если дети верят во всемогущество Деда Мороза – это серьезная проблема»

Психотерапевт: «Если дети верят во всемогущество Деда Мороза – это серьезная проблема»
Нужно ли рассказывать ребенку о существовании новогоднего волшебника? Стоит ли лишать подарков из-за плохого поведения? Об этом в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказал доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.

«Дед Мороз – субъект, который разрешает проблемы человека, когда иной опоры нет»

Все мы в детстве искренне верили в магию и волшебство Нового года, писали письма Деду Морозу, караулили его ночью под елкой, пытаясь не уснуть. Но волшебник приходил к нам именно тогда, когда мы крепко спали и видели во снах свои желаемые подарки. Наутро родители объясняли, что Дед Мороз прокрадывается в дома, пока мы не видим, специально, ведь ему нужно поздравить много ребятишек, но если все они будут отвлекать сказочного персонажа, то он попросту ничего не успеет и Нового года вовсе может и не быть. Мы верили, ведь родители не могут обманывать, но то и дело в подсознание закрадывалось некоторое сомнение в правдивости их слов. И через некоторое время нам открывалась правда: Дед Мороз – это переодетый папа или дедушка, а мама – Снегурочка. Мы обещали себе, что никогда не будем врать своим детям о существовании новогоднего волшебника, но правильно ли это?

«Ребенок развивается на основании сказок, его восприятие, воображение – объективный процесс, который отменять нельзя. То, что мы, взрослые, не воспринимаем серьезно те миры, которые нас когда-то разочаровали, – это проблема взрослых. Ребенок от рождения существо творческое, воображающее, играющее», – отмечает психотерапевт Рамиль Гарифуллин.

Дед Мороз – это одна из составляющих формирования мировоззрения ребенка. Момент тайны должен быть всегда, иначе ему будет трудно социализироваться и находить в жизни радости. Разоблачение иллюзий, считает психотерапевт, необходимо тогда, когда начинается деструктивное развитие и возникают обиды, связанные с неполучением подарка и рядом других причин. Более того, ребенок где-то в глубине души понимает, что Деда Мороза не существует, и просто играет с взрослыми. Это называется игровой кооперацией.

Сам по себе Дед Мороз – это некий субъект, который разрешает проблемы человека, когда иной опоры нет. Это связано с безысходностью людей, с их проблемами, мечтами. Великая способность, которая делает человека человеком, – формировать иллюзии, миры. Животные этим не обладают. “Нас возвышающий обман” и делает нас людьми.Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин


Разоблачать сказочного персонажа не стоит, ведь тогда ребенок может стать жертвой психической травмы, замкнуться в себе, поменять в негативную сторону отношение к родителям и миру. Однако иногда все же рассказывать о том, что Дед Мороз – несуществующий волшебник, необходимо. Это может быть новым этапом развития сознания, психики ребенка. «Но делать это нужно очень аккуратно и тогда, когда ребенок к этому готов», – добавил психотерапевт.

Процесс написания письма и ожидания подарка для детей важнее, чем Новый год

Письмо Деду Морозу – это один из самых долгожданных и важных ритуалов для ребенка. Целый год он тщательно обдумывает, что хочет попросить у волшебника, перебирает свои мечты и выбирает из них самые приоритетные. Как только на календаре он видит первые зимние деньки, тут же садится за написание письма, чтобы оно успело дойти до сказочного персонажа. Чадо, запершись в комнате, излагает все свои самые сокровенные мечты, старательно выводя каждую букву, рисует для Дедушки открытки и тщательно запаковывает в конверт.

Феномен написания письма всегда актуален, и важен здесь не Дед Мороз. С точки зрения психологии, любое выражение в виде рисунка или письма – это серьезный психотерапевтический процесс, развивающий ребенка. По статистике дети, которые это делали, вспоминают, что им важен был не столько подарок, сколько творческий, мыслительный процесс.Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин


Психотерапевт советует родителям не вмешиваться в творческую деятельность ребенка и дать ему самостоятельно изложить на бумаге свои мечты либо оказывать лишь небольшую помощь – подсказать, как пишется буква, или знак препинания поставить, проверить по просьбе чада текст на ошибки, помочь сложить письмо и запечатать конверт. Но писать письмо за ребенка письмо под диктовку не стоит, равно как и диктовать ему, что он должен написать.

«В Новом году, так же как и в написании письма, важен процесс, а не результат, который приходит и не фиксируется. Люди живут ценностями ожидания, а не ценностями получения результата. Если взглянуть на лучшее, что у нас было, то мы увидим, что оно связано с позитивными ожиданиями, они – главная составляющая жизни», – считает Рамиль Гарифуллин.

«Взрослые, которые получали дорогие подарки на Новый год, выросли в паразитов»

В то время как ребенок выкладывает Дедушке все свои мечты, родители то и дело пытаются выпытать у чада, что же такого в этом году оно попросит у волшебника. Услышав пожелания, они в холодном поту хватаются за свой кошелек. А хватит ли денег на заказы детинушки?

«Если ребенок очень сильно верит в волшебство, считает, что ему могут подарить всё, что только он пожелает, – это серьезная проблема родителей, им нужно задуматься, где они допустили ошибку в воспитании ребенка. Если ребенок считает, что Дед Мороз может без проблем принести подарок, например, за 150 тыс. рублей, родители должны серьезно задуматься», – рассказал психотерапевт.

Родители должны разговаривать с ребенком, проводить профилактические беседы, консультирует Гарифуллин. Можно рассказать ему историю о том, что Дед Мороз делает много дел, готовит подарки для большого числа ребят и очень сильно устает, нужно его пожалеть. Или, например, привести пример, что в прошлом году ребята попросили у волшебника дорогие подарки, а он не смог их купить, и те ничего не получили.

Разговор о подарках – это диалог между возможностями родителей и тем, как дети это чувствуют. Я пришел к выводу, что взрослые, которые в детстве купались в сказке, получали дорогие подарки на Новый год, выросли в паразитов, неуспешных и проблемных людей. Обычно эти люди систематически паразитируют на родителях, и эффект Деда Мороза продолжается у них всю жизнь.Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин


Есть и еще один важный, по мнению психотерапевта, момент – нельзя ставить ультиматумы. «Ты плохо ведешь себя в этом году – Дед Мороз не принесет тебе подарков», – замечали такое за собой? Это неэффективно, а иногда и вовсе опасно. В таких случаях ребенок начинает продавать свое правильное поведение за материальные ресурсы, а когда деньги на оплату его стараний иссякнут, чадо продолжит капризничать и хулиганить. Важно, чтобы ребенок вел себя достойно и чувствовал ответственность за свои поступки всегда, а не просто торговался с родителями.

«Мать не должна услуживать ребенку и переодеваться в Деда Мороза»

Перед новогодней ночью многие родители находятся в смятении. Как же быть, как лучше подарить подарок: тихонько подложить под елку, пока ребенок спит, а может, самим переодеться в Деда Мороза и Снегурочку? Но вдруг получится неправдоподобно и чадо сразу«раскусит их замыслы. Тогда всю семью ждет испорченное настроение, а ребенка – психологическая травма. А может, нанять актера, который за определенную плату и стишки со стульчика выслушает, и станцует, и огоньки на елке зажжет?

«Переодевание родителей или родственников в новогодних волшебников – это хороший промежуточный вариант, который возвращает ребенка в реальность. Пусть он понимает, что подарок куплен, а Дед Мороз переодетый. Пусть он знает, что все это – спектакль, театр, в котором он тоже исполняет роль, превращается в артиста, погружается вместе с папой и мамой в волшебный мир», – считает психотерапевт, добавляя, что таким образом в семье возникает творческая кооперация.

Однако Гарифуллин подчеркивает, что к каждому ребенку нужен отдельный подход. Бывают случаи, что дети пугаются, когда видят дома волшебника. В его практике встречались такие моменты, когда переодетые родители сильно пугали своих детей, те кричали, вздрагивали и плакали. В пример психотерапевт привел сцену из фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», снятый по произведениям и биографии писателя Иосифа Бродского. Отец, одетый в Деда Мороза, подходит к кровати сына, а тот сильно пугается. Тогда папа резко снимает бороду, пытаясь успокоить сына.

Кроме того, по статистике часто Дедами Морозами бывают мамы. Так получается, что мать-одиночка хочет порадовать своего ребенка или же, например, в семье муж не хочет переодеваться в новогоднего волшебника. Я пришел к выводу, что в семьях, где матери так любят своих детей, что даже перевоплощаются в такой образ, бывают проблемные дети. Слишком услуживать детям нельзя.Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин



Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев