Россия, принимающая Чемпионат мира – 2018, услышала много критики из-за расизма и ксенофобии, но в реальности все меняется.
Когда идут активные приготовления к масштабному мероприятию следующего года, многие начали вспоминать прошлое России, связанное с расизмом и ксенофобией. Поклонники путешествий с опасением думают о хулиганских нападениях, которые когда-то получили большую огласку.
Российские власти и активисты по борьбе с дискриминацией осознают, что им необходимо убедить международное сообщество в том, что предпринимаются меры, которые могли бы избавить страну от неприятной репутации. Им необходимо продемонстрировать настоящие усилия по искоренению любых расистских или ксенофобских настроений – особенно относящихся непосредственно к футболу.
Программа «Мы – Россия против дискриминации» была запущена в марте этого года при поддержке Российского футбольного союза и предназначена для борьбы с расизмом, ксенофобией и антисемитизмом в российском футболе. Они работают параллельно с инспектором по борьбе с расизмом и дискриминацией РФС Алексеем Смертиным.
Смертин, бывший полузащитник национальной сборной и клуба «Челси», подвергся критике после комментариев о том, что в России не существует расизма. Однако позже он признал, что Россия, как и любая другая страна в мире, имеет проблемы подобного рода.
Кампания борется с межэтническим конфликтом на территории России и пытается разработать образовательные программы с уклоном на эту проблему. Они также отслеживают признаки проявления ксенофобии и работают с группами внешней поддержки. Все это предназначено для распространения информации как внутри России, так и за её пределами. Возглавляема экс-нападающим сборной России Романом Широковым и главой Общероссийского профессионального союза футболистов Александром Зотовым эта кампания получила поддержку не только РФС, но и ФИФА.
Мы ищем организации, которые заинтересованы в том, чтобы изменить восприятие России как очень закрытого, дискриминационного и агрессивного общества. В то же время мы хотим воспитывать молодое поколение так, чтобы они знали, что расизм, дискриминация и ксенофобия – это очень плохо», – говорит Зотов. – Это происходит из-за отсутствия образования».
Это отсутствие образования было очевидным в Сочи перед Кубком конфедераций, когда во время костюмированного парада местные жители представили Камерун в черном. По словам Зотова, это было «плохим вкусом», но не было преднамеренно расистским шагом.«Были ребята с усами, сомбреро, и с перцем чили для Чили, – рассказал он. – Это был неудачный выбор костюмов, но это был не марш расистов».
Эта антидискриминационная кампания является лишь частью широкомасштабных действий России по улучшению репутации в глазах международного сообщества. Такого рода кампании проходили в России и в прошлом, но ни одна из них не оказала существенного влияния. Активист по борьбе с дискриминацией Вашик Мартиросян надеется, что в преддверии Чемпионата мира повышенное внимание к данному вопросу продемонстрирует, насколько серьезно Россия относится к решению проблемы.
«Никогда не было большой открытой кампании, – говорит он. – Это было похоже на работу внутри клубов, общение с людьми и общение с поклонниками. Мы ничего не говорили миру, и теперь нам нужно это показать в глобальном масштабе. Также мы не сотрудничали со средствами массовой информации. У нас не было футболок и видео роликов, такие как No-To-Racism с Лионелем Месси и Криштиану Роналду. У нас есть шанс показать положительные изменения на Чемпионате Мира и Кубке конфедераций. Я надеюсь, что тысячи людей приедут в Россию и изменят своё мнение о ней».
Информационно-аналитический центр СОВА занимается исследованиями в области национализма и расизма в постсоветской России. В этом месяце он опубликовал свой отчет «Происшествия, связанные с дискриминацией в российском футболе 2015-2017 годах» и был назван «Меняющаяся картина».
В 2016 году было меньше случаев насилия, мотивированных расизмом и неонацизмом, чем в 2015 году, и меньше случаев вандализма, вызванного религиозной, этнической или идеологической нетерпимостью, чем в прошлом году», – сообщает СОВА.
СОВА также зафиксировала снижение числа случаев расизма, «подстрекательства к этнической ненависти» и «других форм дискриминации» в сезоне 2016-2017 по сравнению с прошлым сезоном. Также было зарегистрировано меньшее количество «расистских песнопений», чем в предыдущем сезоне.
Стоит отметить, что крайне-правые участники таких групп, как 14/88, «Реструкт!» и Русское Национальное единство попали в заключение.
Ультраправые идеи начали приживаться на трибунах сразу после распада СССР – в начале 1990-х годов.
«Это были безумные времена, – говорит Зотов. – Каждый пытался стать бизнесменом, но, к сожалению, многие не смогли. Стадионы были заняты в основном заняты людьми, чьи семьи оказались вне нормальной жизни из-за развала Советского Союза, когда распалась целая страна. У людей не было денег. Эти ребята не знали, что делать, именно в их среде прижились националистические идеи и были взрослые люди, которые использовали их, собирали в группировки. Это были нацисты. Они были бы полнейшими идиотами, чтобы не понять, они ведут себя оскорбительно, но они предпочли повторять все, чтобы выглядеть круто. Что бы не говорили руководители этих групп, это скандировалось, это и было идеей. Сейчас они запрещены на стадионах».
Хорошо известно, что глава Всероссийского объединения болельщиков (VOB) Александр Шпрыгин дважды был депортирован из Франции во время чемпионата Европы в прошлом году за участие в беспорядках против англичан в Марселе.
С тех пор был ВОБ был исключен из РФС, а Шпрыгин подвергся критике со стороны российского футбольного сообщества с момента его ареста в сентябре 2016 года в связи с участием в других беспорядках – в январе 2016 года. Шпрыгин был одним из почти 200 фанатов, у которых конфисковали паспорта болельщика накануне турнира.
В июле прошлого года Президент Владимир Путин подписал закон, в котором говорится о том, что все фанаты, покупающие билеты на спортивные мероприятия, будут проверяться службами безопасности. Министерство внутренних дел РФ также опубликовало черный список болельщиков, которым запрещено участвовать в любом спортивном мероприятии.
В апреле 2017 года были введены более строгие законы о нарушении общественного порядка на спортивных мероприятиях. Россияне могут попасть в чёрный список на 7 лет, также быть оштрафованными или арестованными, а иностранцы могут быть депортированы.
Меня очень впечатлил профессионализм сотрудников полиции, которые специализируются в этом вопросе», – говорит Зотов, который также является представителем РФС. – Они все очень хорошо информированы о том, что происходит и кто стоит за разными группами фанатов. Они составят списки и будут исключать любого при малейшем намеке на нарушение».
В конце сезона 2015-16 года исполнительный комитет Российского футбольного союза пообещал санкции для клубов, чьи фанаты демонстрируют неонацистскую символику.Действительно, нацистские и неонацистские символы и лозунги все еще можно увидеть на татуировках, одежде, наклейках и других вещах. Во многом это связано с тем, что часть населения не знает, что может и что не может быть расистским слоганом или символом. Вот почему Вашик и Александр считают образование такой важной частью своей кампании.
В апреле этого года болельщики ЦСКА были обвинены в вандализме после того, как зажгли файеры на своем стадионе. СОВА также признала, что «было возбуждено несколько уголовных дел против футбольных болельщиков по обвинению в экстремизме».
Всплеск насилия по-прежнему тесно связан с ксенофобией российских футбольных фанатов и не-фанатов по отношению к людям с Северного Кавказа. Однако в прошлом сезоне было зафиксировано всего два подобных случая, несмотря на рост ранее. СОВА объявила, что спад числа случаев, безусловно, является поводом для оптимизма перед Чемпионатом мира.
«В 90-е годы иногда было страшно, – говорит Вашик, армянин по национальности, семья которого переехала в Москву 29 лет назад. – Но на меня никогда не смотрели как иностранца. Возможно, один или два раза в школе были неприятные комментарии, но это, скорее всего, было из-за отсутствие образования».
У нас были очень агрессивные зрители около 10-15 лет назад. Это было большой проблемой после развала Советского Союза. Даже для тех, кто не был с Кавказа, это было ужасно. Теперь стало намного лучше, я не думаю, что такое может произойти в наши дни. Советская пропаганда всегда была многонациональной, – говорит он. – Это была очень сложная структура, и она должна была иметь единую культуру и психологию, которые объединили бы всех вместе. Идея заключалась в том, что мы все равны, мы все одинаковые. Азербайджан, Латвия, Эстония, Армения, Молдавия, мы – один народ, советский народ. В Советском Союзе люди были против апартеида. Они поддерживали свободу Ангелы Дэвис в штатах и любили Мухаммеда Али. Советский Союз поддерживал революции [за независимость в африканских странах] в 1960-е годы».
Он согласен с тем, что в настоящее время Россия действует по международным стандартам, и надеется, что настало время продемонстрировать, что все изменилось. Это возможность показать, что в России нормальная жизнь. Но, уверен, если люди захотят найти что-то плохое, они это сделают.
Вашик настроен оптимистично, считая, что эта кампания стабилизирует ситуацию, но при этом понимает, что скептицизм может превалирующим в мнении Запада о России. Он признается, что был озадачен масштабами русофобии, с которой он столкнулся в мире.
«Если вы попадете в любую российскую школу, вы увидите в одном классе много разных национальностей, – говорит он. – Мы нашли способ быть вместе со всеми этими нациями. Конечно, иногда у нас бывают инциденты, но мы держимся вместе. У нас есть проблемы, как в любой другой стране. Но чтобы узнать, что мы делаем, чтобы справиться с ними, вы просто должны приехать и увидеть это своими глазами».
Нет комментариев-