Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Променад под светом факелов, музыканты и антракт с пловом: в Свияжске прошла премьера спектакля Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин»

Променад под светом факелов, музыканты и антракт с пловом: в Свияжске прошла премьера спектакля Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин»
В Свияжске состоялась премьера эскиза спектакля кинорежиссера Тимура Бекмамбетова под названием «Ходжа Насреддин». Прогулялся вместе со зрителями и героями постановки по песку берега острова-града и корреспондент ИА «Татар-информ».

«Летающий» ишак на восточном базаре

Показ начался после заката. Всех зрителей собрали возле храма Константина и Елены. Со стороны берега с факелом в руке подошел один из актеров массовки, одетый в восточный костюм, и попросил проследовать за ним. Спустя несколько десятков метров всех попросили остановиться у красного театрального занавеса и рассаживаться на заранее приготовленные кресла, и слышно было лишь как музыканты неспешно наигрывали восточные мелодии.

Занавес открылся, и перед зрителями предстала комичная сцена — говорящего ишака на восточном рынке подняла в воздух арба, которая была перегружена товаром, а рядом бойко шла торговля, и на него никто не обращал внимания, пока на «сцене» не появился главный герой спектакля – острослов и восточный мудрец Ходжа Насреддин.

Он попытался освободить бедное животное и начал разгружать арбу, но тут появился хозяин телеги, который начал кричать на Насреддина, что тот ворует его товар, но не тут-то было. Ходжа сказал, что, наоборот, хотел спасти товар от ишака, который якобы умеет летать и мог взмыть в небо с его телегой, а потом он неожиданно предложил выкупить летающего ишака. Он настолько запутал хозяина арбы, что тот отдал ему ишака, да еще и денег за это доплатил.

Так началась история, в ходе которой ишак отправился вместе с Ходжой Насреддином вызволять его невесту Махаббат из гарема тирана Эмира Тимура.


Три акта и сложная работа над текстом

Ввиду того что это спектакль-променад, зрителям пришлось следовать за актерами по песчаному берегу. Постановка состоит из трех актов и 19 разных точек, где герои разыгрывают сцены, например со спасением утопающего, воровством арбуза с бахчи или сном на ковре.

Между актами был один антракт, где всех желающих накормили пловом из большого казана, который приготовили прямо на берегу.

«Плов для антракта спектакля предоставил ресторан, который откликнулся на нашу просьбу. Идея с таким антрактом пришла за неделю до премьеры спектакля», — сказала организатор театральной лаборатории.

Главные роли сыграли четыре актера – Эмиль Талипов, артист театра им. Камала (Ходжа Насреддин); Нияз Зиннатуллин, актер казанского ТЮЗа (ишак); Искандер Хайруллин из театра им. Камала (хозяин ишака, Эмир Тимур) и Юлия Маленкина, актриса иммерсивного спектакля «Анна Каренина» (кобылица, Махаббат).

«Это была для меня самая настоящая лаборатория, потому что мы каждый день что-то делали, придумывали новое, меняли тексты. Работали очень долго с текстом, которого было очень много вариантов. Было много репетиций, пробовали по-настоящему топить в воде утопающего и пройти еще на 500 метров дальше», – признался Эмиль Талипов.

Также Ходжу до Талипова играло большое количество именитых артистов, и поэтому ему приходилось в ходе играть и вычерчивать себе маршруты и держаться, чтобы не уйти в комизм и передать основную мысль, добавил актер театра Камала.

Массовка с факелами, музыканты с домрами и театр теней

Вместе со зрителями ходили восемь актеров массовки, которые держали в руках факелы и разграничивали локацию, где основные артисты играли сцены. Также всю процессию сопровождали три музыканта во главе с композитором Радиком Салимовым, которые играли на домрах, гуслях и варгане. Также было два помощника режиссера — Дарья Андреева, которая руководила актерами массовки, и Анжелика Фатхуллина, которая руководила основными процессами спектакля, как, например, подготовка точек к сценам.

Также в ходе спектакля был использован и театр теней, с помощью которого показали соревнование между кобылицей Эмира Тимура и ишаком Ходжи Насреддина. Организовала театр, идея которого была заложена Бекмамбетовым в пьесе, Анна Викторова — режиссер петербургского театра кукол.

«Мы семь дней просто ходили по этим пескам, и у нас в головах рождались идеи, которые мы потом воплощали. Наш спектакль далек от совершенства, и у нас не было цели сделать его идеальным. Был коллектив людей, вдохновленных текстом и фантазирующих на ходу», — сказал режиссер Тимур Бекмамбетов.

Костюмы для спектакля предоставили Дом Дружбы народов и Генконсульство Узбекистана.


30 анекдотов-притч и 20 вариантов текста спектакля

Изначально у Тимура Бекмамбетова была идея, как будет проходить спектакль, и была даже раскадровка эскиза перед началом репетиций — это отличительная черта кинорежиссера от театрального постановщика. По образованию Тимур Бекмамбетов театральный художник, и до этого он несколько раз делал спектакли, но променад ставил впервые. Над материалом работал казанский драматург Ильгиз Зайниев.

«При составлении сценария было использовано около 30 оригинальных анекдотов или притч Ходжи Насреддина, что-то я использовал свое, а остальное артисты на ходу добавляли», — поделился драматург Ильгиз Зайниев.

Текст к эскизу пытались написать московские драматурги, у которых не получилось воссоздать сценарий, который был в голове у режиссера. После этого за написание взялся Ильгиз Зайниев, и хватило нескольких недель, в ходе которых родился текст.

«Правда, потом было еще 20 вариантов», — сказал критик Олег Лоевский.

«В моей истории были и 75 вариантов для киносценария, но здесь было совпадение, и нашелся точный драматург», — парировал Бекмамбетов.

К тому же «Свияжск-АРТель» театральная лаборатория, поэтому текст и мизансцены создатели меняли практически каждый день.

История Насреддина с точки зрения ишака и постановка как ночные киносъемки

Бекмамбетов признался, что давно хотел рассказать историю про Ходжу Насреддина, но у него не получалось рассказать историю про дурака, потому что как зритель не смог бы себя с ним идентифицировать. Потом ему пришла мысль рассказывать не про самого острослова, а про его ишака. Они вместе с драматургом сделали его более человечным и рассказали анекдоты Насреддина с точки зрения ишака.

«Для меня это была возможность встретиться с материалом и самое главное – проверить, насколько эта история про ишака может превратиться в спектакль или фильм. Благодаря организаторам у меня появились замечательные артисты, соавтор и зрители. Теперь, оценив все, я понимаю, что история замечательная и удивительно редкая», - рассказал Тимур Бекмамбетов.

Главной сложностью режиссер считает ограничение по времени, потому что у актеров было три дня, чтобы выучить 60 страниц текста. Самым интересным процессом для Бекмамбетова было мизансценировать и разводить пространство.

«Были актеры, люди, истории, и я смотрел и думал, что было бы замечательно, чтобы истории всех героев развивались параллельно. Когда я наблюдал, то видел, какие люди отошли от одной истории и оказались у героев другой истории. Идея была такой, чтобы все герои существовали отдельно и существовали в своей локации», — добавил кинорежиссер.

Создание спектакля было похоже на ночные киносъемки. Огни, холодно, комары, люди ночью ходят с фонариками, а так кинопроизводство и постановка спектакля очень разные процессы, отметил Тимур Бекмамбетов.

«У меня сначала был страшный шок, мне все очень не нравилось. Актеры не туда пошли, текста сначала много, потом мало. Потому что в кино очень важно закончить сцену — “Стоп! Снято!”» — сказал режиссер.

Ходжа Насреддин, как Джонни Деппом из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Зрители находились под впечатлением от спектакля и сошлись во мнении, что спектакль был отлично сделан и показ прошел замечательно. Эскиз был красивым, «плов был шикарный» и «осел очень понравился».

«Шикарнейшая работа, мне очень понравилось, однако местами немного затянуто. Единственное, у меня вызывал отторжение текст за сексистские шутки и видение мира», — сказал молодой человек из зала.

«Шутки, я думаю, наоборот, придают молодежности и живости. Люди смеются над этим, и становится интереснее смотреть», — ответила ему зрительница

Со зрительницей согласился и остальной зал, что шутки были уместны.

«Все актеры сыграли профессионально, и порой Ходжа становился Джонни Деппом из фильма „Страх и ненависть в Лас-Вегасе“, плюс импровизация. Кто-то сказал про сексизм, но это ведь некая игра с восточной историей, и всегда текст был скорее стенд-апом», — сказала зрительница.


«Театр приехал на берег Свияжска, и его разбросало»

Зрители волновались и за охват аудитории, что слишком мало людей сможет увидеть и поучаствовать в таком променаде.

«У спектакля небольшой охват аудитории. Хочется, чтобы больше аудитории это увидело и они зарядились так же, как мы сегодня. Ведь если снимут кино, в нем так не походишь по пляжу, у меня вся обувь в песке, если только не создадут такие фильмы, где мы будем как бы находиться внутри процесса», — отметил зритель.

«Хочется выразить удовольствие, что здесь со мной, человеком театральным, разговаривают про язык театра. С одной стороны, здесь существует бархатный занавес из классической сцены-коробки, и было похоже, что театр приехал на берег Свияжска и его разбросало», — сказала зрительница Оксана.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев