О формате обучения, методах профилактики экстремизма и работе с молодежью ИА «Татар-информ» рассказали и.о. директора Института Вадим Козлов и ведущий научный сотрудник, председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты РТ Римма Гильмеева.
Что это за программа?
Проект был реализован Общественной палатой РТ совместно с АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» и Институтом педагогики, психологии и социальных проблем – базовой методологической площадкой, которая многие десятилетия занимается разработкой образовательных методик. Были разработаны обучающие модули для нескольких категорий, которые фигурируют в рамках этого пункта программы. В настоящее время они сформированы и выставлены на сайте института. Любой желающий может пройти обучение, где будут объяснены педагогические и психологические аспекты, а также методики противодействия вовлечению в экстремистскую деятельность.
«Наше желание – чтобы как можно больше жителей Республики Татарстан разных возрастов ознакомились с этим и получили определенную прививку от того, чтобы не быть вовлеченными в такие противоправные действия», — отметил Вадим Козлов.
Пункт с дистанционным обучением через сеть Интернет вошел в программу именно как опыт реализации предыдущих ее циклов. Это стало естественным продолжением программ, которые реализовывались с 2009 по 2011 годы, а потом и с 2012 по 2014. Предыдущие программы показали, что одним из основных каналов как воздействия, так и противодействия, является сеть Интернет, сообщил Козлов.
«Дистанционный формат помогает охватить как можно большее количество людей в тех целевых группах, которые нам интересны, поэтому он был включен в последний цикл программы. Цикл 2017-2020 годов был скорректирован с учетом новых вызовов и подобный формат появился как анализ тех зон, которые еще не были охвачены прошлым циклом программы», — рассказал и.о. директора Института.
Впрочем, в конце текущего года этот опыт тоже будет проанализирован, чтобы внести изменения и сделать обучение еще интереснее. Для того, чтобы получать обратную связь, была сформирована анонимная добровольная анкета. Люди могут написать волнующие их вопросы, а для тех, кто делает этот проект, становится ясно, какая группа населения вовлечена в дистанционное обучение и ее возрастной состав.
Для кого она предназначена?
«Что самое главное, таких программ много — и в вузах, и в средних специальных учебных заведениях. В общем, об этом постольку поскольку говорят. Специфика нашей программы в том, что она предназначена для широкого круга населения: для работающей молодежи, для родителей и опекунов, для обучающейся молодежи. И конечно, очень важно, что модули есть для самих школьников-старшеклассников и студентов», — рассказала ведущий научный сотрудник, председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты РТ Римма Гильмеева.
В первой части программы говорится, чем опасен экстремизм, дается общая информация для всех категорий населения. Все остальные модули, в том числе инвариантные, например, религия и экстремизм, психолого-педагогические особенности вовлечения в экстремистскую деятельность, учитывают специфику обучающейся молодежи. Очень важна специфика того модуля, который предназначен для родителей. Роль семьи в профилактике распространения идеологии экстремизма и терроризма неоценима, считает Римма Гильмеева.
Например, программа, которая рассчитана на обучающуюся молодежь, была разработана совместно с координаторами. «Мы хотели посмотреть, насколько ребята и педагоги мотивированы для этой программы, захотят ли по ней обучаться. Мы дали очень большой материал — вопросы для обсуждения, вопросы для самоконтроля и саморазвития, и нам бы хотелось, чтобы они были вовлечены в эту деятельность. Наиболее сложным, наверное, является освоение программы для работающей молодежи», — отметила научный сотрудник.
По ее словам, важным является то, чтобы в категорию работающей молодежи попали и те, кто работает в сфере услуг. Это места большого скопления народа: общественный транспорт, сеть магазинов и рынков, культурно-досуговые центры, ведь именно туда обычно направлен удар экстремистов.
Мы будем думать, как налаживать контакты с теми сферами, где наиболее важна профилактическая работа по противодействию экстремизму и терроризму. Не только увидеть пакет и убрать его или сообщить об этом, но и осознавать, что очень опасно быть человеком равнодушным к такому деструктивному влиянию. И важным для нас является то, чтобы личность была безопасна, прежде всего, для себя, не была включена в деструктивные явления и чтобы личность понимала, что для окружающих она тоже не должна быть опасной. То есть не проявлять жестокость, насилие и агрессию в том случае, если ему что-то не нравится», — сказала Римма Гильмеева.
Зачем нужно просвещать молодежь в области противодействия экстремизму?
Проблема распространения экстремистских идей среди молодежи стала весьма актуальной в последние годы, считает Вадим Козлов.
«Мы видим, что молодежь была и остается инструментом манипуляции со стороны заинтересованных групп, стремящихся их втянуть в различные виды противоправной деятельности. То, что попадает, в том числе и под определение экстремистской деятельности», — отметил он.
Именно поэтому, по его словам, профилактические и просветительские действия очень важны. Во-первых, нужно разъяснение, что выдвигать свои требования и стремиться достичь каких-то результатов необходимо в системной форме, не нарушая закон. Во-вторых, необходимо объяснять, что чаще всего человек — не цель каких-то действий, а всего лишь средство, что его используют и что на самом деле кукловоды преследуют свои собственные цели, а он чаще всего является неким расходным материалом.
«Вот это до молодежи надо доносить. Не только до молодежи, а также до их родителей, до педагогов, которые с ними работают, обучать их, как подобные методики нужно использовать в молодежной среде. Поэтому неслучайно один из пунктов республиканской программы — „Организация дистанционных курсов в сети Интернет по профилактике экстремистских идеологий в различных группах молодежи“», — рассказал руководитель Института.
Как выявить экстремистские наклонности у ребенка?
Эксперты отвечают просто: надо общаться со своими детьми, выстраивать с ними доверительную коммуникацию. Если что-то произойдет, то ребенок поделится и не будет замыкаться в своем внутреннем мире или вот в этих группах, рассказал Вадим Козлов.
«Бывает, что за внешним семейным благополучием внутри происходит атомизация. Родители заняты своими интересами и увлечениями, а ребенок варится в своем собственном соку, хотя внешне, казалось бы, он не обделен какими-то материальными вещами, учится в хорошей школе и так далее. А вот этих внутренних связей как таковых нет. Соответственно, тогда он становится очень желанным объектом воздействия для тех, кто будет делать это на регулярной основе, чтобы полностью переключить рычаги управления с родителей, с институтов социализации на себя, на те группы, кому он нужен как некий человеческий ресурс, который можно использовать», — отметил руководитель Института.
Важно, чтобы родители замечали невнимание ребенка, его депрессию, агрессию, жестокость, склонность к насилию и, самое главное, склонность к влиянию деструктивных зависимостей, которая бывает заложена с детства, отметила Римма Гильмеева.
«Человек поддержан влиянию. Зависимость от влияния является для ребенка очень важным аспектом для того, чтобы родители или опекуны заметили это вовремя. Потому что подчинить такого ребенка бывает очень непросто. Поэтому для нас важно сформировать то базисное ядро культуры личности маленького ребенка или уже молодого человека в студенческом возрасте для того, чтобы он мог сделать выбор, даже когда рядом нет людей, которые могут ему помочь», — уверена она.
Нет комментариев-