В апреле прошлого года сверхзвуковой самолет Ту-144, который находится в Казани 31 год, «переехал» на территорию здания КНИТУ (КАИ) имени А. Н. Туполева, расположенного по улице Четаева. Месяцем позже воздушное судно установили на пьедестал между двумя зданиями университета. 18 января 2018 года отреставрированный самолет «подсветили» — теперь жители города в вечернее время могут наблюдать, как железная птица «проходит» сквозь тучи, «раздвигает» носом белые облака или парит в лазурном небе. Такая имитация создается благодаря свето-динамической архитектурной подсветке с различными цветовыми сценариями.
Как раритетный самолет «поднялся над облаками»
«Сегодня будет маленький праздник для нашего университета, мы завершаем еще один этап работы по Ту-144 — будет введена в штатную эксплуатацию подсветка самолета. Это не просто подсветка лампами, это очень сложная динамичная система, которая позволяет нам реализовать любые режимы подсветки», — объявил ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов на встрече с журналистами.
Действительно, журналисты первыми увидели внешне отреставрированный самолет с новой архитектурной подсветкой. В пятнадцатиградусный мороз руководство университета вместе с журналистами вышли на площадку перед КНИТУ-КАИ и, заняв наиболее выгодную позицию для наблюдения, стали дожидаться светового представления.
Спустя пару минут Альберт Гильмутдинов, руководя всем процессом, торжественно сделал необходимый звонок.
«Итак, друзья, на три-четыре кричим „поехали“» — сказал Гильмутдинов. «Раз, два, три, самолет, гори!» — крикнул кто-то из журналистов. И вот спустя несколько секунд, самолет зажегся цветами неба — сочетания голубого, белого и синего цветов создали имитацию полета воздушного судна, которое летит над облаками и раздвигает носом лазурное небо.
По словам ректора, подсветка самолета пока имеет девять режимов — два штатных и семь динамических. Она сочетает зеленый, голубой и белый цвета — так создается имитация полета самолета, проходящего сквозь тучи, голубое небо или над облаками, отметил он.
Гильмутдинов поведал журналистам, во сколько обошлась подсветка «железной птицы».
«Начальная цена (архитектурной подсветки — прим. Т-и) была чуть меньше трех миллионов рублей, по итогам конкурса стало чуть больше 2,6 млн рублей, то есть мы сэкономили где-то 15 процентов за счет конкурса. Проект включает в себя подведение коммуникаций, сделано четыре столба с верхним освещением, на каждом столбе — по четыре осветителя, снизу — диодные лампы. Все это связано в единую сеть, и каждая лампа программируется отдельно», — отметил он.
По его словам, по итогам проведенного аукциона на проведение работ по монтажу подсветки самолета, победила компания «Мирекс». Данная организация реализовала такие крупные проекты, как подсветка Белой мечети, Дворца водных видов спорта, Дома дружбы народов и другие.
На создание подсветки самолета средства собирали, как говорится, с миру по нитке: 600 тысяч рублей собрали сами сотрудники КАИ, часть средств была собрана через официальный сайт, и около 1,5 млн рублей было получено через эндаумент-фонд университета, отметил ректор.
«Подсветка будет работать в темное время суток, до 23.00 будет более яркая подсветка, снизу самолета — синяя, сверху — белая. После 23.00 подсветка будет белая, приглушенная, чтобы не беспокоить жителей соседних домов», — рассказал проректор КНИТУ-КАИ по хозяйственной работе Алексей Огонев.
По его словам, в будни будут действовать два режима, а выходные и праздничные дни — свето-динамическая подсветка с различными сценариями свето-цветовых переходов и переливов.
Кинотеатр с проекцией звездного неба и тренажеры с дополненной реальностью: что будет в музее на базе Ту-144
Самолет сейчас выглядит презентабельно — его «оболочка» полностью отреставрирована и покрашена в исторические цвета.
«Внешний вид самолета мы полностью сохранили — это в знак уважения нашим отцам, которые вначале этот проект реализовали, а внутри него будут самые современные технологии, к примеру, виртуальные тренажеры с дополненной реальностью», — рассказал он.
Всего на создание музея, а именно — восстановление внутреннего интерьера, кабин пилотов, разворачивание интерактивных экспонатов, потребуется более 100 млн рублей. К слову, проект выиграл президентский грант в размере почти 9 млн рублей.
Что касается «начинки» самолета, то в нем будут интерактивные экспонаты, которые «дети смогут вертеть, крутить и видеть физико-технические эффекты». Комплекс будет единственным интерактивным музеем техники для детей в мире, заверил руководитель университета.
На территории музейного комплекса планируется построить здание, которое «утопят» на два метра под землей.
«Прилегающее здание нужно, потому что детям необходимо раздеться где-то зимой, нужны удобства, гардероб. Мы планируем создать на крыше купольный кинотеатр, куда можно проецировать земной шар со спутника или звездное небо, а также научно-популярные фильмы, которые мы сами будем разрабатывать», — рассказал ректор.
Руководство университета обратилось к Президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой поддержать данный проект, но окончательного решения по строительству здания пока не вынесено.
«Если будет решение президента республики, мы здание „утопим“ под землю, чтобы оно не скрадывало самолет. И если решение примут, то до конца этого года оно будет построено и введено в эксплуатацию», — добавил Гильмутдинов.
Кроме того, в здании разместят и некоторые интерактивные экспонаты, среди них — двигатель самолета, который для наглядности «разрежут».
Планировалось, что Роскосмос предоставит для музея спускаемые космические аппараты – их предполагается разместить снаружи, на прилегающей территории. Документальной договоренности с корпорацией пока нет, но, как отметил ректор, замглавы Роскосмоса пообещал оказать содействие.
«Мы надеемся, что к 50-летию первого полета самолета музей будет открыт»
Музей будет не только центром профориентации для детей, но и центром патриотического воспитания.
«Ту-144 — это то, чем может и должна гордиться любая страна, это вершина инженерной мысли XX века. В этой машине реализованы сотни инноваций мирового уровня — весь мир это признает. На этом надо воспитывать наших детей. Раз наши отцы могли такие работы делать, значит, это по плечу и нам», — заключил Гильмутдинов.
Он напомнил, что 31 декабря 1968 года опытный сверхзвуковой самолет совершил первый полет. Ту-144 поднялся впервые в небо на два месяца раньше «Конкорда», хотя англичане и французы начали проектировать его на несколько лет раньше.
«В честь 50-летия полета этого самолета мы и планировали открыть музей для детей. Мы по-прежнему надеемся, что успеем к этой дате. Но мы не преследуем такой фанатичной цели — сделать всё к сроку, так как проект будет развиваться всю жизнь. Более того, там будут развернуты интерактивные экспонаты, которые все время будут меняться. Как только основная масса детей пройдет, мы выставим новые экспозиции и будем учить их на новых экспонатах. Какой-то этап проекта к 50-летию великой для нас даты — первого полета самолета — мы обязательно завершим и покажем», — пообещал руководитель университета.
Нет комментариев-