Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Продажи в минус: как захватить рынок за полгода

Продажи в минус: как захватить рынок за полгода
Ежедневно от 200 до 400 казанских семей заказывают роллы, суши, пиццу или бургеры от службы доставки еды «Аппетит». Известный предприниматель Руслан Абдулнасыров, готовя очередной выпуск авторского делового видеоблога, заглянул на кухню, где все это готовится.

Какую фору получили бывалые игроки рынка доставки, когда довозить товар до потребителя пришлось всем? Как торговать едой без офлайн-трафика, оплачивая при этом цеха и большой штат? На эти вопросы Абдулнасырову ответил совладелец и руководитель отдела маркетинга «Аппетита» Вахтанг Панджакидзе, запустивший четыре филиала компании в разных регионах за полтора года.

«Мы рассматриваем свою модель как партнерство, а не как франшизу»

Вахтанг, расскажи для начала о себе. Как часто бываешь на родине?

 Стараюсь бывать в Грузии ежегодно, хотя родился и вырос я в Набережных Челнах. Школу окончил не очень хорошо, и экзамены в Институт экономики, управления и права сдал с тройками. С такими оценками меня взяли только на факультет маркетинга. Я думал, что это самый бестолковый факультет для троечников, а оказалось, что сегодня моя профессия нужна в любом бизнесе. К окончанию вуза мы с другом занимались грузоперевозками, а в бизнес доставки я зашел примерно в 2011–2012 году, когда мне было около 25 лет. Начинал с управления, но за успехи получил долю в бизнесе, с чего и началась моя активная предпринимательская деятельность.

Ты можешь объяснить, почему все ребята с Кавказа такие предприимчивые, причем часто безо всякого образования?

За всех не скажу, но, возможно, секрет в грузинском дружелюбии и общительности? Ведь такие качества нечасто встретишь в бизнесе.

 Ты чем-то дополняешь вузовскую программу?

Конечно. Прохожу онлайн-тренинги, читаю книги по маркетингу. В частности, Алекса Яновского (совладелец сети ресторанов «Суши Мастер» и основатель онлайн-школы «Открытый корпоративный университет». Ред.) — это игрок нашего рынка.

Сейчас 9 утра, а у тебя на кухне уже полно народу. Неужели в такое время кто-то заказывает роллы?

 Первые заказы поступают в половине десятого, и сейчас идут подготовительные работы. После 17 часов поток увеличится примерно на 70% и занятый персонал, соответственно, тоже. В смену на кухне работают до 25 человек.

 Люди в принципе еще не устали от суши, роллов, пиццы, бургеров?

 Со стороны именно так и кажется, но по факту ни одно направление фастфуда не дает такого спроса, как роллы. Мы получаем по 200-400 заказов в день со средним чеком 750-800 рублей.

 Это примерно 210 тысяч в день с одной точки. При каком общем штате?

С учетом курьеров, операторов колл-центра и руководящего состава набирается 60-100 человек, потому что точки разные по масштабу. В Казани у нас общая площадь помещения — 300 квадратных метров, из которых 250 занимает кухня: мясной и овощной цеха, откуда продукты выходят нарезанными в виде заготовок, плюс рисоварка, «горячий» цех, где, кроме прочего, готовится и питание для персонала. За все помещение мы платим 400-500 рублей с квадратного метра — точной цифры не помню. Это недорого, потому что нам не нужна первая линия или доступный этаж — лишь бы не цокольный, чтобы не было подтоплений. Все, что нам нужно, — это площадка для оборудования. В других городах у нас есть и посадочные места, но доставка все равно занимает 75-80% продаж, остальные процентов 20 — это торговля навынос. Кроме Казани у нас работают филиалы в Уфе, Самаре и Ижевске. В Уфе точка занимает 500 квадратов, в Самаре — 300-400. Все помещения в аренде.

Как быстро вы открыли все это?

 Под брендом «Аппетит» мы начали активно работать с начала 2019-го, поэтому можно считать, что за полтора года, но, поскольку в самом бизнесе мы уже давно, к этому времени мы успели набить шишек и потерять много денег.

Если с казанской точки вы имеете оборот около 6 миллионов в месяц, то сколько выходит со всей сети?

 Дело в том, что наша управляющая компания работает с разными инвесторами в регионах. Мы находим инвестора, он вкладывает деньги, а я выстраиваю технологию и запускаю бизнес. Мы рассматриваем эту модель как партнерство, а не как франшизу. Чтобы партнер мог видеть, правильно ли приходят деньги и эффективно ли управляются точки, мы рекомендуем инвестору ставить своего управляющего, которого обучаем месяц-другой. Свои деньги партнер отбивает примерно за два года. К примеру, ижевский филиал мы запускали в сентябре, а сегодня он лидирует на городском рынке.

 Какова маржинальность бизнеса?

 Наценка от себестоимости сырья составляет 70%, а чистая прибыль — 10-15% от оборота.

«Такому бизнесу нужен емкий рынок, потому что оборот в 3,5-4 миллиона — это работа в ноль»

 Со своим опытом вы, наверное, оказались самым подготовленным к нынешним ограничениям бизнесом?

 Больше того, весь наш отдел продаж, все управление работает удаленно с самого начала. Все планерки мы уже полтора года проводим онлайн.

 Как меняется сейчас средний чек, объем заказов?

Первые недели неопределенности привели к снижению продаж, но вскоре все выправилось. Обычно февраль и март — самые сильные месяцы в году из-за гендерных праздников, а в апреле ежегодно наблюдается падение. В этом году апрель перебил мартовскую выручку.

 Если я хочу открыть такой бизнес, сколько денег мне понадобится?

 Миллиона 4-5. Сумма зависит от квадратуры помещения и стартового периода, который требует серьезного запаса средств. Мы открываем новую точку с инвестиционным запасом на полгода. Много уходит на закупку сырья, маркетинг, ремонт помещения.

 Для небольшого производства мне хватит 150 квадратных метров?

 Работают точки и по 40 метров, в зависимости от бизнес-модели. Наша модель требует около 300 квадратов в городе от полумиллиона жителей. Такому бизнесу нужен емкий рынок, потому что оборот в 3,5-4 миллиона — это работа в ноль. На старте мы можем тратить по 100-200 тысяч рублей в неделю, а для маленькой точки необходимо то же самое оборудование, примерно тот же маркетинг. Миллиона 3-4 в любом случае уйдет.

 Сколько ты тратишь на маркетинг?

 С учетом того, что точка уже настроена, на ее поддержание мы тратим 4-7% от оборота, или 240-300 тысяч рублей. На старте маркетинг обходится в 300-500 тысяч, или 7-15% от оборота.

 Какие маркетинговые каналы оказались самыми эффективными?

 Мы используем 50 каналов продвижения. Самые рабочие, пожалуй, интернет-каналы, но офлайн тоже интересен. При открытии хорошо работают листовки, хотя их сложно контролировать. Лифты в одних городах работают, в других — нет. В любом случае, мало разместить рекламу — ее нужно еще подкрутить акциями и удачной подачей, тогда эффективность сразу растет.

 Какие акции работают лучше?

 Щедрые. Например, «две пиццы в подарок за сет», но такие предложения бывают нечасто. Скидки доходят до 70% и в таких случаях, конечно, идут нам в минус. Проигрывая деньги сегодня, мы выигрываем лояльную аудиторию на перспективу.

 Я вижу в вашем колл-центре пятерых операторов. Они обслуживают только Казань?

 Нет, они принимают заказы на все четыре города, но, как мы уже говорили, утренние часы дают только 30% продаж. По вечерам здесь работают до 15 человек.

 Они работают с фирменным программным обеспечением?

 Да, у нас своя IT-команда. Программа собирает все заказы, в том числе с сайта, обрабатывает их, автоматизирует акции.

 Зачем вам своя курьерская служба, если есть, к примеру, «Яндекс. Доставка»?

 Мы пользуемся и услугами Яндекса, но не очень активно, учитывая наш процент прибыли. Вот я вчера прочитал пост Овчинникова (Федор Овчинников — основатель сети «Додо Пицца». Ред.). Он пишет о рентабельности 30% от суммы чека. Если «Яндекс. Доставка» платит из этих денег своему курьеру, вкладывает в маркетинг, то мне непонятно, как эти услуги вписываются в экономику. Для нас стоимость привлечения нового клиента может доходить до 300 рублей, 200 считается низким ценником.

 У тебя довольно большой штат. Интересно, сколько получают сотрудники?

 Основной персонал, то есть повара, зарабатывает 130-150 рублей в час, но с ростом компетенций сумма растет и до 200, и до 300 рублей.

 Откуда такая разница в зарплатах?

Во-первых, всегда есть стажеры, потому что работа сложная и предполагает текучку кадров. Персонал мы набираем на «Авито» и других площадках. Ну а во-вторых, рабочий день бывает и до 14 часов, графики у людей разные.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев