Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Проблемы с химией или переходный возраст: что толкнуло школьника из Казани на суицид?

Проблемы с химией или переходный возраст: что толкнуло школьника из Казани на суицид?
История о том, как ученик одной из казанских гимназий покончил с собой, получила продолжение — на днях его мать публично обвинила в трагедии учителя химии. Женщина возмущена, что педагога не отстранили от работы. Однако немало и тех, кто в соцсети выступил в защиту учителя. Подробности в репортаже ИА «Татар-информ».

«Он хотел стать юристом. Много читал, его любимый писатель Дмитрий Глуховский. Занимался боксом. Над его шутками всегда все смеялись. Никогда никому не хамил, не грубил. Одноклассники единогласно выбрали его старостой. Он очень ответственно относился к своей маленькой должности», — делится воспоминаниями об Антоне его мать Алена.

Едва сдерживая слезы, Алена вспоминает те страшные минуты — звонок от дочери и новость, что Антона больше нет. Его мертвым обнаружила младшая сестра днем 24 сентября. Ему было 15 лет.

«В то утро он не дошел до школы. Дочка вышла из дома в школу, а он уже вернулся домой. Первым уроком у него тогда должна была быть химия», — начала вспоминать подробности трагедии Алена.

По словам мамы, Антону на телефон звонила его классный руководитель. Трубку взяла его сестренка и сообщила о случившемся и учителю. Педагог тут же бросилась домой к Антону.

«Они пытались откачать Антона. Но там уже все… было поздно. Я приехала, он уже был холодный», — добавила Алена.

Перед тем как решиться на роковой шаг, Антон оставил предсмертную записку. В ней он подробно описал все, что с ним происходило, что его тревожило в последнее время, и упомянул учительницу химии.

«Он не писал конкретно, что винит в своей смерти того или иного человека. Он написал, что учительница химии унижала его при всем классе и обзывала, задавала очень много домашней работы», — вспоминает Алена.

Женщина рассказала, что мальчик стал жаловаться на учителя химии, как только начался предмет, с 8 класса. Он рассказывал, что она унижает не только его, но и других одноклассников. Позже Антон попросил перевести его в другую школу, но тут началась дистанционка. Страсти немного утихли, за лето подросток успокоился, решил остаться в родной школе со своими друзьями. Правда, как только начался 9 класс, Антон снова начал жаловаться на учительницу. Тогда поговорить с ней решил его отец, но не успел…

«Он говорил, что она общается в грубой форме. Если ребенок пропускает уроки и приносит справку, то она все равно может его прилюдно унизить. Может обозвать „чурками“. Друга его из параллельного класса она довела до слез. Почти сразу, как началась химия в 8 классе, дети написали на нее коллективную жалобу. Реакции директора не было никакой», — рассказала Алена.

Тем не менее, как вспоминает Алена, Антон всячески пытался вытянуть химию на приличные оценки — постоянно зубрил домашнее задание, записывал на диктофон уроки, а вечерами переслушивал, чтобы все запомнить. По словам родителей, складывалось впечатление, что химия — единственный в школе предмет.

Решение покончить с собой было не спонтанным, уверена Алена. По ее словам, мальчик в последнюю неделю был замкнутым, практически не общался. Антон специально выбрал время, когда дома никого не было.

«В последнюю неделю он перестал ходить на тренировки, замкнутым стал. Я пыталась с ним поговорить, вытянуть из него что-нибудь. Единственное, что он мне отвечал: „Все нормально, домашки много“», — рассказала Алена.

После гибели Антона в отношении неустановленных лиц было возбуждено уголовное дело. Следствие длится уже два месяца. Боясь, что уголовное дело могут закрыть, Алена решила предать историю огласке. Как только она выложила свой пост, то сразу столкнулась с волной негатива, а сама трагедия Антона обросла фейками.

«Писали, что виной всему развод. Мы с мужем развелись семь лет назад. Все спокойно пережили. Писали, что мой сын летом пытался свести счеты с жизнью. Но никаких доказательств нет, нас бы после этого поставили на учет», — высказалась Алена.

По словам Алены, она добивается, чтобы учителя химии отстранили от работы с детьми.

Если она нас и называла «чукчами», то только в шутку

Учитель, о котором идет речь, — педагог с 25-летним стажем, эксперт республиканской комиссии по проверке ЕГЭ, автор статей и методических пособий по химии. За ее плечами сотни выпускников, десятки стобалльников по ЕГЭ, поступивших в престижные вузы страны. Именно ее Антон упомянул в своей предсмертной записке.

«Я поступила на бюджет в первый медицинский университет без всяких репетиторов только благодаря упорной работе этого педагога по химии. Она сидела с нами допоздна каждый день. Занималась с отличниками, вытягивала отстающих. Все это без каких-либо денежных сборов», — рассказала одна из выпускниц гимназии.

Елена Саляхова

За свой многолетний труд педагог получила более двадцати наград, в этом году ее признали заслуженным учителем Татарстана. 

«Потрясающий преподаватель. Сверх программы она никогда не требовала. Несмотря на всю свою строгость, она была очень доброй и всегда отзывалась помочь. Многие к ней приходили за советом. Мудрая женщина, у нее есть чему поучиться», — рассказывали ученики.

По их словам, если педагог и ругалась, то только когда ученик этого действительно заслуживал — к примеру, если он не сделал домашнее задание или неподобающе вел себя на уроках. Оскорблять или унижать учеников, по их словам, педагог себе никогда не позволяла.

«На детей, которые вообще отказывались учиться, она могла ругаться. А какой учитель на таких не будет ругаться? А некоторые подростки себя вообще ведут отвратительно. С ними не могут справиться родители, а тут целый класс и одна учительница. А если и бывало, что назовет нас „чукчами“, так это ее фирменная фраза. Шутки. А над ее шутками всегда всеми классами смеялись. Никто эти шутки как личные оскорбления не воспринимал», — рассказывали выпускники.

Елена Саляхова

То, что подросток решил свести счеты с жизнью, — вина родителей, но никак не педагога, уверенно заявляют ученики.

«Риторический вопрос: а почему до этого никто из-за учительницы не вешался? Почему не было таких скандалов? Родители этого подростка были в разводе, плюс переходный возраст. Естественно, что у него был сложный период и никто на него не обратил внимания», — считают бывшие ученики.

Некоторые задаются вопросом, почему родители бездействовали, зная, что у ребенка не складываются отношения с учителем.

«Если же мальчик жаловался на школу, можно было бы его перевести. Можно было бы писать жалобы в прокуратуру, в районную администрацию, устраивать шумиху, если уж учитель был „так плох“», — высказались выпускники гимназии.

«А где были все остальные?»

Елена Саляхова

Не нужно быть равнодушными — именно так прокомментировала трагедию практикующий психолог Ирэн Боброва. По всей видимости, на такой роковой шаг мальчика толкнули несколько причин — винить только учителя в этой трагедии нельзя, считает психолог.

«Нельзя только учительницу делать виноватой. Слишком много дополнительных факторов. У ребенка, скорее всего, были еще и внутренние переживания, все-таки это подростковый возраст», — отметила Ирэн Боброва.

Скорее всего, первые звонки были еще задолго до трагедии. Наверняка мальчик сильно поменялся в поведении и переживал. Однако почему окружающие вовремя не заметили перемены в подростке — большой вопрос.

«А где были все остальные? Они же не в лесу вдвоем с мальчиком были. Наверняка другие дети видели и рассказывали родителям, что учительница прессует мальчика. Где был классный руководитель? Где был психолог в этой школе? Но и с родителей я не снимаю ответственность», — анализирует психолог.

pixabay.com/ru

По словам психолога, напряженные отношения между учеником и учителем достаточно распространенное явление. В первую очередь она советует ребятам сообщать об учительском буллинге родителям.

«Нужно незамедлительно попросить помощи у родителей, у родственников, знакомых. То есть обратиться к любому взрослому, который может выйти на диалог с учителем», — добавила Ирэн Боброва.

Самое главное, без чего нельзя оставлять своего ребенка, особенно в подростковом возрасте, — без родительского внимания. Психолог советует родителям чаще интересоваться своими детьми, общаться с ними и каждый день задавать три главных вопроса: «Как твои дела? Как дела твоих друзей? Нужна ли тебе моя помощь?»

pixabay.com/ru

«Нужно с детства закладывать в ребенка ценности, в том числе любовь к жизни. И, конечно же, нужно ему всегда оказывать поддержку. Когда у ребенка появляются суицидальные мысли, то у него явно не хватает именно этих ресурсов», — добавила практикующий психолог. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев