Рустам Минниханов на три месяца приостановил работу по проектам застройки набережной озера Кабан и Ягодной слободы. В эти месяцы будет созвана рабочая группа, которая сформирует план для устойчивого развития территории исторического поселения Казани и проведет ряд форсайт-сессий архитекторов с пошаговым проектированием.
Об этом в интервью «Татар-информу» сообщила помощник Президента РТ Олеся Балтусова.
«Здесь понадобится помощь городских сообществ, выявление казанской идентичности, понимание проблем того, почему в центре сейчас так пусто и грустно, по каким причинам центр стал таким несомасштабным человеку и агрессивным к пешеходу. А разрабатывать проект будут именно казанские архитекторы на основании уже сделанной работы. Как бы ни было сложно, миссия этой работы одновременно и благородная, и прикладная – увязать градостроительное развитие территории и сохранение исторического наследия», – рассказала Балтусова.
Острая необходимость таких мер стала очевидна для участников Межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях при Президенте РТ после заседания, состоявшегося 4 апреля. Тогда во время рассмотрения более двух десятков проектов Рустам Минниханов сделал замечание главному архитектору Казани Татьяне Прокофьевой.
«В центре не будем больше строить ничего высотного. Вы, главный архитектор столицы, самый консервативный человек должны быть, и мы должны вас уговаривать со всех сторон, чтобы что-то такое появилось», – сказал Минниханов, обратив внимание на неприглядно возвышающиеся за окном на горизонте высокоэтажные новостройки.
Как пояснила Олеся Балтусова, замечания на комиссии в целом были связаны с тем, что масштабность и высотность строительства на исторических территориях должны тщательно продумываться с учетом окружающей исторической застройки. Участники встречи обсуждали концепции застройки земель вдоль озера Кабан и бывшей Ягодной слободы за улицей Гладилова.
Как напомнила помощник Президента РТ, обе эти территории входят в границу исторического поселения Казани, поэтому по поручению главы республики войдут в масштабную работу по формированию плана устойчивого развития исторического поселения Казани.
Новая застройка должна учитывать исторический ландшафт, новые доминанты должны быть посажены грамотно. Улица Тихомирнова, например, превратилась в автомобильный тоннель между высотками без тротуаров и благоустройства. К слову, все высотные здания в центре Казани посажены до 2012 года. Сейчас идет новая волна застройщиков, а единой концепции развития центра у нас нет, хотя есть утвержденный проект планировки «Центр», который вызывает много вопросов – поэтому и возникают замечания. У нас утверждены регламенты исторического поселения, но по ГОСТам устойчивого развития территорий они у нас не до конца проработаны. Но с другой стороны, можно сказать, что в целом мы почти ушли от хаоса, в котором были: в Казани за семь лет появилась градостроительная документация. Это проекты зон охраны Казанского кремля и центра Казани, предмет охраны исторического поселения (ограничения по высотности прописаны именно в них), проекты планировки на ряд территорий, правила землепользования и застройки, и, что особенно важно, разрабатывается новый генплан», – рассказала Олеся Балтусова.
Она также обратила внимание, что еще в 2011 году решением Рустама Минниханова строительный процесс в Казани был полностью заморожен. А именно в это время велось строительство таких гигантов, как 26-этажная треугольная призма престижного жилого комплекса Clover House на месте бывшей кондитерской фабрики «Заря» в Щербаковском переулке (за ТЦ «Кольцо» – прим. Т-и), а также трехсекционного жилого комплекса «Барселона» с перепадом высотности от 13 до 23 этажей на Островского, напротив театра кукол «Экият». Когда стало очевидно, что многие проекты застройки нарушают панорамы старого города, была создана комиссия по градостроительству в исторических поселениях при Президенте РТ.
«Всего у нас 13 исторических поселений, и всё новое строительство теперь идет через эту комиссию. В Казани же была создана межведомственная рабочая группа при ее мэре, которая уже после Градсовета с участием главного архитектора столицы РТ рассматривает проекты застройки. Но, несмотря на то что регулирующие новое строительство документы разработаны Управлением архитектуры и градостроительства Казани и Министерством культуры, единой концепции развития центра так и нет. Сейчас очевидно, что Казани нужны местные требования и нормативы, в которых было бы прописано особое регулирование для наиболее исторически ценных территорий. После Межведомственной комиссии 4 апреля по поручению Президента РТ прошло еще несколько рабочих совещаний с членами комиссии, с главным архитектором Казани Татьяной Прокофьевой, по итогам которых и принято решение о созыве рабочей группы для составления плана мероприятий, направленных на устойчивое развитие территории исторического поселения Казани», – прокомментировала помощник Президента РТ.
В ближайшее время исполком Казани должен будет четко определить границы исторической территории города, прилегающей к озерам Кабан, и в Ягодной слободе по улице Гладилова. Это будет только первая очередь большой работы, которая начинается совместными усилиями архитекторов, администрацией города и властью республики. За основу по территории вдоль озера Кабан примут концепцию архитектора Олега Маклакова, который представил ее членам Комиссии 4 апреля, а также продемонстрировал на макете еще в начале марта на Международном инвестиционном форуме архитектуры и дизайна SIYUM.
«Территория, прилегающая к озеру Кабан, – это ведь только кусочек центра. Ее Президент РТ поручил проработать на комиссии еще в прошлом году, потому что тогда был ряд предложений по высотной застройке. Было дано поручение разработать единую концепцию развития, и уже в результате этой работы стало очевидно: нужно более глобально подходить к вопросу», – заключила Балтусова.
Как акцентировала известный архитектор-реставратор и аттестованный эксперт Минкульта России, зампредседателя Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) Фарида Забирова, «ручное управление» градостроительным развитием Казани, начавшееся с 2011 года, остановило 121 стройку. Высказанные на очередном заседании Межведомственной комиссии Президентом РТ замечания – это продолжение той же целенаправленной политики, направленной на понижение этажности.
«Я тоже высказывалась по поводу концепции застройки Кабана. Работа по набережной Кабана до Тихомирнова пока заморожена, но некоторые другие проекты прошли комиссию. Ждем протокол по результатам рассмотрения», – сказала Забирова.
Заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич отметил, что в концепции Маклакова было не так много высоток. Нарекания даже в большей степени вызвало то, что она выполнена исключительно в угоду инвесторам и в ущерб горожанам и гостям Казани. Имея земельные участки, выходящие на береговую линию, собственники хотели бы их плотно застроить и получить хорошие дивиденды в виде как можно большего объема продаваемых площадей.
Президент подчеркнул, что ни к чему так плотно застраивать озеро Кабан, потому что здесь надо создавать зеленую парковую зону для всех жителей. То есть мы должны не интересы инвестора в первую очередь продвигать, а интересы города и всего городского сообщества. Высотки в этой концепции появлялись только как элемент застройки этих земельных участков, которые находятся непосредственно на берегу», – пояснил Александр Дембич.
Инвесторами территории при этом, по словам собеседника, являются сразу несколько казанских компаний, известных крупных фирм. А вот в представленной концепции Ягодной слободы интересантом выступает в том числе и турецкий инвестор.
«Эта концепция от Гладилова и дальше в сторону Краснококшайской, Фрунзе непосредственно примыкает к Адмиралтейской слободе (концепция которой была представлена несколько лет назад) по ее северной границе, поэтому обе они должны быть взаимосвязаны. Но там тоже не все в порядке: в этом предложении также появились довольно многоэтажные здания, которые стоят как раз как бы за спиной Зилантова монастыря, и причем на довольно близком расстоянии 300–400 метров. Причем у них очень высокая этажность – порядка 20 этажей. Получается, что, с одной стороны, мы со стороны Волги оставляем коридор невысоких домов, чтобы было видно силуэт Зилантова монастыря, а с другой стороны, если сзади встанут такие 15–20-этажные дома, их силуэты наложатся друг на друга. Никто не посмотрел этот серьезный аспект, поэтому президент поручил со всем этим разобраться», – рассказал заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ.
Кроме того, как сообщил Александр Дембич, на Межведомственной комиссии Рустам Минниханов обратил внимание на то, что все приезжающие в Казань гости отмечают замечательную историческую архитектуру, но никогда не хвалили какую-либо новостройку.
«Похвастаться новой архитектурой мы не можем. Обычно хотим еще и старую подпортить таким образом. Последний раз как объект, достойный внимания архитекторов, презентованный на различных выставках и получивший государственную награду, в 1969 году был отмечен Казанский цирк. А с тех пор ни один казанский объект никаких серьезных премий за новую архитектуру не получал», – резюмировал Дембич.
Нет комментариев-