– Елена, расскажите, как начался нынешний Нуриевский фестиваль.
– ХХХ Нуриевский фестиваль открылся 13 мая премьерой балета «Ромео и Дужльетта». Хореография была та же самая, которая была у нас до этого в постановке 1999 года, хореография Бориса Мягкова. Спектакль долго был в нашем репертуаре, мы ездили на гастроли, и все у нас было успешно. Но спектакль изживает себя – надо обновлять костюмы, декорации, как-то модернизировать хореографию, и Владимир Алексеевич Яковлев, художественный руководитель нашего балета, обновил его. И премьерой спектакля в его редакции открылся нынешний Нуриевский фестиваль.
«Ромео и Джульетта» – это балет, который должен быть в репертуаре каждого театра, поэтому мы очень дорожили этим спектаклем. Премьера прошла с большим успехом, и все наши постановщики, педагоги-репетиторы и, конечно, сама труппа остались очень довольны результатом.
Конечно, Владимир Алексеевич Яковлев как балетмейстер-постановщик после спектакля замечает какие-то мелкие недочеты, но в целом он доволен результатом и говорит, что в первую очередь благодарен нашим солистам и всему балету, постановщикам. Они воплотили его замысел, исполнили всю хореографию, которую он привнес в этот спектакль. Он изменял мизансцены – режиссерски менял какие-то игровые сцены кордебалета, несколько усложнил хореографию. Например, в прежней постановке девушки у нас практически не стояли на пуантах, а в новой версии спектакля они на «пальцах», также у них добавилось немало прыжковых элементов. В первый день в главных титульных партиях были наша прима-балерина Кристина Андреева и премьер Михаил Тимаев. Они вместе танцуют много спектаклей из нашего репертуара, но в «Ромео и Джульетте» вместе впервые. В прежнем варианте Кристина танцевала с премьером Нурланом Канетовым, а Михаил Тимаев танцевал с Амандой Гомес, бразильской балериной. Артисты сами признаются, что отнеслись к работе весьма воодушевленно. Так сложилось, что весь март Миша и Кристина танцевали вместе, и думаю, что это еще больше их сблизило. «Ромео и Джульетта» – спектакль, где требуется не только техническое мастерство, но и актерское. И контакт между двумя персонажами очень важен. И на сцене 13 мая у них все получилось. Плакали не только зрители, потому что «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», плакали и сами артисты. Когда я пришла к ним за кулисы, все сами были в слезах, но все остались довольны результатом.
Второй день, 14 мая, был тот же спектакль, но уже с другими солистами. Солисты у нас были из Бразилии Таис Диоженес и Вагнер Карвалье. Это молодые танцовщики, они совсем недавно закончили школу Большого театра в Бразилии, где преподают русские педагоги. И, возможно, как раз эта их молодость и энергия помогли им передать характеры персонажей. Понятно, что у Кристины с Михаилом намного больше опыта, они уже ведущие танцовщики. И я думаю, что нельзя сравнивать эти два спектакля. Каждый из них был по-своему хорош. Теперь у нас «Ромео и Джульетта» пройдет в июле, тоже два раза.
– Я знаю, что вы с Кристиной дружите. Что рассказывает она о своем опыте?
– Кристина, конечно, ждала эту партию. Кристина работает в нашем театре с 2010 года, семь лет, и я знаю, что она от этой партии сначала отказывалась. Действительно, в одном спектакле нужно передать, можно сказать, практически весь жизненный цикл женщины. Это первая любовь, порыв страсти, замужество и смерть. Здесь очень богатый калейдоскоп эмоций. И она всегда отказывалась, ей казалось, что она не доросла. Но в какой-то момент она почувствовала, что уже можно брать эту партию на себя, это случилось два года назад. Она исполнила Джульетту в предыдущей постановке Бориса Мягкова. Я помню, тогда после своей премьеры она рыдала – настолько прониклась этой партией и никогда не думала, что этот спектакль так ляжет на нее, никогда не думала, что Джульетта – это ее роль. Потом спектакль ездил на гастроли, понятно, что он обкатывается, как говорят балетные, «втанцовывается». Ее партнером был Нурлан Канетов, сейчас – Михаил Тимаев, с каждым партнером совершенно другое чувство. У Кристины, можно сказать, случилась «любовь» заново с Михаилом Тимаевым – на сцене, конечно. Она очень ответственно относится к своей работе. Готовится не только на работе, но и дома. Она смотрит видео своих спектаклей и других театров, читает литературные источники. Также она готовилась, например, к Эсмеральде – тоже драматическая партия, и «Собор Парижской богоматери» был ее настольной книгой. Она действительно полностью отдается своей профессии. Для нее большая честь – танцевать на Нуриевском фестивале, открывать фестиваль – большая ответственность. Она всегда благодарна руководству за возможность танцевать на фестивале, ведь обычно фестиваль проходит с приглашенными солистами.
– Как балерина физически готовится к спектаклю? Есть ли такие же нормы, правила, как у спортсменов?
– Нормы каждый танцовщик задает себе сам, потому что они уже с детства занимаются этим видом искусства и каждый знает, какая нагрузка ему нужна, как нужно готовиться. Кто-то держит диету, кто-то не держит. Кристина диеты не держит, потому что Бог одарил ее хорошей формой. Вся балетная труппа занимается «уроком» в 10 часов утра в зале каждый день. Сначала гимнастика, разминка на полу, потом занятия у станка, вторая часть урока – это прыжковые вариации, которые задает педагог. Также иногда Кристина посещает фитнес-клуб, ходит на групповые занятия, пилатес. Балетные восстанавливаются на отдыхе у моря, потому что иначе просто их суставы и мышцы не будут выдерживать таких нагрузок.
– Есть ли в спектакле «Ромео и Джульетта» элементы контемпа или брейка?
– Нет, конечно, здесь никаких элементов контемпорари нет. Здесь – чистая классика. Хотя классика классике рознь, понятно, что «Ромео и Джульетта» – это не «голубая классика», как «Лебединое озеро» или второй акт «Жизели». Но никакого модерна в нашем спектакле явно нет. Это касается не только хореографии, но и сценического оформления, сценографии. Наши художники из Киева Андрей Злобин и Анна Ипатьева создали спектакль добротный, с рисованными декорациями. То есть, это действительно спектакль большого плана. Мы открыли арьерсцену (пространство за основной сценической площадкой – прим. редакции), и пространства стало больше – это видно невооруженным взглядом. Просто шикарные декорации, которые в меру подсвечены видеопроекцией, что добавляет объем. Например, в сцене бала нарисован потолок, обычно в спектаклях такого нет. То есть, бывают обычно кулисы, задник, а потолка нет. Здесь нарисовали потолок, он элегантный, как будто его расписывали в эпоху Возрождения. Благодаря видеопроекции создается ощущение, что это действительно потолок с лепниной.
– На фестиваль приезжает очень много иностранцев, и они тоже смотрят все спектакли. Какие-то отзывы уже звучали от них?
– Приехал менеджер из Нидерландов, куда мы регулярно ездим на гастроли. Он специально приехал смотреть спектакль открытия фестиваля, потому что «Ромео и Джульетта» поедет на гастроли зимой в Нидерланды. Он посмотрел и был в восхищении. От солистов он тоже был в восторге. Менеджер утверждает, что наш театр растет профессионально изо дня в день. Конечно, мировые театры следят друг за другом, и в Интернете выкладывают какие-то ролики, присылают друг другу. Его реакция понятна. У них за рубежом больше модерна, и они скучают по классике в какой-то степени. И для них приезд на наш фестиваль – отдушина, как и наши гастроли в их страну. Других отзывов пока не получали. Фестиваль только набирает обороты, думаю, еще будут отзывы о новом спектакле и на нашем сайте.
– Проанонсируйте, пожалуйста, другие постановки нынешнего фестиваля.
– В программе нашего ХХХ фестиваля девять спектаклей и два гала-концерта. В них примут участие болеет 30 танцовщиков не только из России, но и из других стран мира. В спектакле «Анюта» были заняты солисты Большого театра. В «Лебедином озере» – солисты Венской государственной оперы – Мария Яковлева в партии Одетты-Одиллии, а роль принца Зигфрида у нас исполнил японец (Масаю Кимото — прим. редакции). Это весьма интересно для наших зрителей. Также из классических спектаклей стоит обратить внимание на балет «Дон Кихот». В партии Базиля выступит Осиэль Гунео – это темнокожий танцовщик, и сейчас у него просто бешеная популярность, он на пике своей карьеры. Привезти сюда такую звезду – это очень здорово. В «Баядерке» будут танцевать солисты Софийского национального театра оперы и балета из Болгарии.
В ходе фестиваля у нас будет много и своих постановок. Помимо «Ромео и Джульетты» у нас еще будет балет «Эсмеральда», национальный балет «Золотая Орда» и спектакль по мессе си-минор Баха Dona nobis pacem в хореографии Владимира Васильева. В этих спектаклях заняты в основном наши солисты в сольных партиях. В «Эсмеральде» солирует Кристина Андреева, а остальные партии исполнят как наши солисты, так и приглашенные солисты «Кремлевского балета». В «Золотой Орде» целиком занята наша труппа. Это такой фестиваль, в котором дали возможность нашим солистам показать себя.
Есть такой балетный критик Наталья Михайловна Садовская, стоявшая у истоков фестиваля, она регулярно к нам приезжает. Она сказала, что видит, как уровень фестиваля и самой труппы растет.
На тот момент, когда пришел Владимир Алексеевич Яковлев работать с труппой, она была совершенно в другом состоянии. Во-первых, она была меньше и не так укомплектована хорошими кадрами и приезжими артистами. Сейчас у нас в труппе – Кристина Андреева из Красноярска, Олег Ивенко из Харькова, Нурлан Канетов из Казахстана.
Очень интересен гала-концерт, его режиссер – Андрис Лиепа. Он приезжает к нам чуть раньше, чтобы подготовить всю программу, укомплектовать. Будет много и классических номеров, и современной хореографии. Световая партитура этих современных номеров очень сложна и требует колоссального времени, чтобы все настроить. В гала-концерте примут участие артисты из Гранд-Опера, Национального театра Мюнхена, Норвежского национального балета, Дрездена. И конечно, представители наших российских театров – Екатерина Кондаурова, Михаил Лобухин, Дмитрий Соболевский. А также солисты нашей труппы. Гала-концерт обещает быть насыщенным.
– Что происходит «на кухне» фестиваля? Репетиции день и ночь?
– День и ночь – это точно. Сама кухня, действительно, идет в режиме нон-стоп. Нужно же приглашенным артистам репетировать с нашей труппой, с дирижером, с оркестром, чтобы все было музыкально и точно. Они приезжают, естественно, за день. Спектакль, который будет завтра, репетируют уже за день до этого. Оркестр утром у нас играет один спектакль, который будет завтра, а вечером играет сам спектакль по программе. Конечно, работа колоссальная и у нашей технической группы. Надо собрать и разобрать спектакль неоднократно, поэтому у нас работают в две смены.
– Это прогон со всеми декорациями?
– Нет, это без декораций. У нас, например, на декорациях «Ромео и Джульетты» репетировали «Анюту». Балет – это то искусство, где присутствует классическая хореография и ее все солисты знают прекрасно. Какое движение за чем идет, кто где должен стоять. Это даже уже не обсуждается. Я думаю, им не важно какой там фон, они репетируют просто на фоне другого спектакля. Темпы сверяют с дирижером, репетируют с новыми солистами, кордебалетом.
– Есть в Уфе дублер у Нуриевского фестиваля. Как казанский Нуриевский к нему относится?
– Да, наш театр про него знает, так же как и в Башкортостане знают о нас. Но у нас есть зарегистрированный товарный знак фестиваля, он зарегистрирован в 2015 году. Как и Шаляпинского, собственно. Только мы имеем право называться Международным фестивалем классического балета имени Рудольфа Нуриева. Просто мы уважаем и ценим искусство других республик и городов, поэтому мы ни в коем случае не подаем никаких бумаг в суд и так далее. Пусть там люди наслаждаются балетом и ходят на спектакли, и мы здесь будем выполнять свою миссию. Тот фестиваль существует не один и не два года, у него тоже есть своя история, просто мы уважаем друг друга и ценим. Но если кто-то новенький захочет, скажем, назвать, им следует знать, что фестиваль уже назван и им стоит поискать другое название.
Нет комментариев-