Разваливающийся брак, приевшийся семейный быт и интрижки на стороне, как способ уйти от проблем в отношениях. Действие спектакля разворачивается в наши дни. Фарит Бикчантаев ставит своих героев в неловкое положение, их судьбы переплетаются странным образом и в течение постановки персонажи не раз меняются местами: любовники борются за сохранение брака, а сантехник становится участником семейных разборок. Постановка, уже собиравшая залы на рубеже веков, вновь предстала зрителю в адаптированном к сегодняшнему дню варианте.
Перед началом спектакля во время сбора гостей в зале играет оркестр, музыканты выступают на центральной части сцены и периодически ловят аплодисменты все еще собирающегося зала. Неожиданно на сцену выходит мужчина в костюме сантехника и просит их перестать играть, так как пора начинать спектакль. В зале приглушается свет и зритель понимает, что первый герой уже вышел на сцену и действие началось.
На сцене зритель видит обычную современную квартиру, условно поделенную на две части: кухню и гостиную. Обои «под кирпич», кожаная мебель, трубы центрального отопления – вся атрибутика подсказывает нам, что действие происходит в среднестатистической российской квартире.
Частью спектакля стали песни. На сцене стоят микрофоны и баяны: Сажида поет о предательстве, Фандас о том, что от любви до ненависти один шаг.
В основе комедии лежит тема брака и отношения полов. Семейная пара: Сажида и Фандас — переживают не лучшие времена. Накануне Фандас уехал в санаторий один, сбежав от пилящей его жены и приевшегося семейного быта. Вернувшись с отдыха, он застает жену в расстроенном состоянии и принимает решение снова не ночевать дома.
Глубоко обиженная из-за такого поступка благоверного, Сажида приглашает к себе Рашида, с которым она познакомилась очень давно и который как раз вдруг напомнил о себе накануне очередным телефонным звонком. Однако вместо Рашида на сцене со словами «Вызывали?» появляется сантехник Шайхи, которого хозяева квартиры приглашали к себе еще полгода назад. «Приход сантехника — как приход любви», — оправдывается он.
Рашид, как полагается, приезжает с букетом цветов и шампанским, застав при этом в квартире неожиданно вернувшегося Фандаса. Положение героев усугубляет ворвавшаяся в квартиру Зайнап, которая искренне верит, что ее курортный роман с Фандасом в санатории был не просто мимолетным романтическим увлечением.
Сюжет не отличается динамичностью, больше в центре внимания оказываются различные комичные ситуации, происходящие во время выяснения отношений героев. Сажида злится на неверного мужа, всячески скрывая статус новоиспеченного любовника Рашида. Отчаявшийся Фандас сидит на кухне с Рашидом и разговаривает с ним «за жизнь». «Что бы я без тебя делал?» - спрашивает он своего нового товарища, все еще не догадываясь, что перед ним сидит несостоявшийся любовник его жены. До Зайнап никак не доходит, почему у ее романа из санатория не может быть продолжения, и решает остаться, пока все само собой не разрешится. А Сажиду разрывает чувство обиды из-за предательства мужа и чувство вины за то, что сама чуть ему не изменила.
Все это время на сцене периодически появляется нейтральный персонаж – тот самый сантехник по имени Шайхи, который неожиданно для себя становится участником целого вихря событий. Название пьесы «Вызывали?» – это как раз про него, человека который в постановке чинит не только краны, но и семейные отношения. Так получается, что Шайхи появляется ровно в тот момент, когда в семье Сажиды и Фандаса случается разлад и на протяжении всего спектакля он входит в квартиру в самый разгар событий, отвлекаясь (кстати, с удовольствием) от своих профессиональных обязанностей. Он рассказывает о своей нелегкой доле сантехника с дипломом КХТИ, вопрошает главных героев, чего им не хватает для счастья в браке, и высказывает свое негативное отношение к интрижкам на стороне. Но режиссер наделяет нейтрального персонажа особой миссией – именно в его руках, разделяющих чужое несчастье, спасение ячейки общества. Шайхи, будучи неравнодушным к проблемам других, с успехом справляется с нелегкой задачей, обеспечивая постановке хэппи-энд.
Интереснее всего в комедии наблюдать за мастерски проработанными героями и их диалогами, нежели за самим сюжетом постановки. Особенно яркими получились персонажи-любовники Рашид и Зайнап. Когда первый раз Рашид появляется на сцене, зрители ликуют. Кажется, этого персонажа больше всех забавляет сложившаяся ситуация: он заигрывает с Сажидой, подшучивает над Зайнап, выпивает вместе с Фандасом и подкупает Шайхи, чтобы это действие могло продолжаться как можно дольше.
Зайнап же очаровывает всю мужскую половина зала. На сцене она появляется в открытом наряде из перьев и страз, зачем-то постоянно переодевает туфли и раскладывает вещи из своего красного чемоданчика, нагло пытаясь поселиться со своим возлюбленным Фандасом. «У тебя есть все, кроме совести», — верно подмечает один из героев, обращаясь к ней.
Однако самый красивый и эпичный момент все же связан с другой парой – Сажида и Фандас. Помирившись, муж с женой стоят в объятиях, а на них льется огромный поток воды, якобы из протекающей сверху квартиры. На сцене театра это смотрится действительно завораживающе.
Как уже говорилось, Фарит Бикчантаев адаптировал пьесу к сегодняшнему дню. Зайнап, напевающая песню популярной современной группы «Грибы» - «Тает лед», группа школьников, сидевших рядом, оценили этот режиссерский ход. Говоря о соседе сверху, Рашид спрашивает у Шайхи, согласится ли этот сосед помочь устроить потоп ради спасения семьи. «Да он раньше учителем татарского языка работал, так что теперь на все согласен», - отвечает Шайхи. Шутка вызвала аплодисменты и громкий смех зрителей.
Безусловно, тема простых человеческих отношений всегда будет актуальна. Поэтому жизнерадостная и легкая комедия, где происходят такие ситуации, которые могут произойти с каждым в реальной жизни, найдет отклик в сердцах зрителей не только разных поколений, но и разных эпох. Спектакль «Вызывали?» - это ода институтам брака и семьи, значимость которых никогда не будет преувеличена.
Нет комментариев-