В ночь на 15 июня ушла из жизни одна из ярчайших звезд татарской музыки, заслуженная артистка России Альфия Авзалова. Какими были последние дни и часы легендарной певицы и ее пожелания по поводу проводов в последний путь – рассказала ее дочь Зульфия ханум.
«Мама всегда говорила: «Если умру, хороните меня красивой, нарядной. Я должна быть на сцене». Об этом она просила и своего земляка – министра образования и науки республики Энгеля Фаттахова, и министра культуры Айрата Сибгатуллина, и руководителя филармонии Кадима Нуруллина», – рассказала дочь певицы.
Мама любила свое красное платье – попросила надеть его. Она сказала, чтобы ее красиво накрасили, нарядили. “Пусть мой народ меня увидит. Пусть попрощается со мной’’, – сказала она. Попросила не предавать земле раньше трех дней. Все делаем по ее завещанию», – отметила она.
Зульфия ханум уже подготовила красное бархатное платье матери, купила ткань, чтобы накрыть тело. «К красному бархатному платью хорошо подойдет белое бархатное покрывало. Мне кажется, мама была бы довольна», – говорит она.
Зульфия – вторая дочь Альфии Авзаловой. После окончания Казанского театрального училища вместе с мамой поработала в Татарской государственной филармонии. Позже с мужем Иреком Нигматзяновым долгие годы жила на Кипре, в Америке. С мужем они воспитали двух дочерей – Лейсан и Ренату. Лейсан сейчас проживает в Америке, у нее четверо детей, младшему всего полтора года.
Зульфия ханум с мужем в последние два с половиной года находились рядом с Альфией Авзаловой.
С мамой очень много разговаривали. Она рассказывала анекдоты, вспоминала молодость, также говорила об отношениях с Ильхамом Шакировым, про наше детство, гастроли», – вспоминает Зульфия ханум.
Вот что она рассказала об утре 5 мая, когда у матери случился инсульт: «Мама утром встала, умылась, почистила зубы, попили чай, поела кашу. Она осталась сидеть на стуле, я пошла погулять с собакой. Не прошло и семи минут, очень быстро вернулась. Застала маму лежачей на полу. Подняла ее. Спрашиваю – отвечает неразборчиво. Вызвала врачей. Врачи сказали, что упала не потому, что голова закружилась, а с ней случился инсульт».
Авзалову положили в Университетскую клинику – раньше она была городской клиникой №2, а также известна как «обкомовская» больница. Дочери Альфии Авзаловой очень благодарны врачам этой клиники и всему медперсоналу. «Они сделали все возможное, – говорит Зульфия ханум. – Мы там лежали около четырех недель. Потом нам дали понять, что пора или домой выписаться, или перейти в другую клинику. Это было связано с регламентами больницы».
Зульфие ханум пришлось написать в Аппарат Президента Татарстана, а также Минтимеру Шаймиеву. «Да, иногда приходилось и побороться. Я не из тех, кто останавливается, характер такой. Особенно если дело касается мамы», – говорит собеседница.
После письма все разрешилось быстро – Альфию-апу положили в больницу №7 Казани, в отдельную палату. «Как бы мама ни любила людей, она не хотела показываться им в больном состоянии. Понимая это, мы попросили отдельную палату», – объяснила дочь певицы. Она выражает свою благодарность всем, кто протянул руку помощи.
«Правительству РТ, министру здравоохранения республики Аделю Вафину, директору филармонии Кадиму Нуруллину, певцу Салавату Фатхетдинову, – перечисляет она, боясь забыть кого-то упомянуть. – К кому бы я не обратилась с нашей бедой, никто не отказал в помощи. Энгель Навапович пришел в палату проведать маму. Мама очень его любила. Минтимер Шарипович, Энгель Навапович – они же оба ее земляки – из Актаныша».
Зульфия ханум высказала слова благодарности главному врачу клиники Марату Садыкову, профессору Радию Есину. «С того света маму вытащила “обкомовская” больница, а седьмая поликлиника старалась вылечить маму. Она ведь даже начинала петь! Я пою, она присоединяется», – плача, рассказывает Зульфия ханум.
Дочери ни на минуту не оставляли мать одну. Гузель ночевала с ней, а Зульфия находилась с мамой днем. «Три раза у мамы посидела конферансье Алифа Валиева. Попросили ее, потому что мама ее узнавала. Помогала нам и племянница мамы. У мамы ведь рано умерла родная сестра, остались ее шестеро детей. Из них племянницу Розу мама особенно любила. Но днем я всегда с мамой была сама, никому не доверяла ее и не оставляла ни с кем. Мама, хоть и не разговаривала, но понимала, кивала мне. Было тяжело. Мы надеялись на хорошее», – говорит дочь покойной.
Зульфия ханум со слезами на глазах вспоминает последний день матери.
Пришла утром к девяти. Говорю: “Мама». Вроде бы узнает, но как-то по-другому. ''Не спи, говорю, - давай двигаться''. Открывает глаза, и тут же закрывает. Позвала врачей. Увезли в реанимацию, через некоторое время привезли обратно в палату. Вечером пришла сестра, чтобы меня сменить. С ней созванивались каждые 15 минут. Гузель говорит: “Она как-то странно дышит”. Говорю: “Позови врачей”. Когда я приехала, мама была в реанимации. Разрешили к ней зайти. “Мама”, – говорю и стала целовать ее руки. В ту же секунду сказали: “Быстренько уходите”. Я ничего не понимая выскочила из палаты. Оказалось, это она начала умирать. Врачи попытались что-то сделать. Мы стояли у двери реанимации. Через 10 минут врачи сообщили, что наша мама умерла. Попросили пустить к ней. Она была еще теплой. Поцеловали ей ноги. Через два часа ее увезли».
Напомним, церемония прощания с Заслуженной артисткой Татарской АССР, Народной артисткой Татарской АССР, Заслуженной артисткой РСФСР, лауреатом Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая Альфией Авзаловой состоится 17 июня в 10.00 в здании Татарской государственной филармонии. Артистка будет похоронена в татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.
Нет комментариев-