Вернуть казанский трон Гирею помогли ногаи, мурза Юсуф, на дочери которого Суюн-бике был женат сначала Джан-Али, а затем Сафа-Гирей.
Первоначально изгнанный из Казани «с немногими людьми», Сафа-Гирей получил помощь в Астрахани, что позволило ему попытать счастье у стен Казани. Хан надеялся, что «лучие люди его похотят. С такою надежею постоял и Казанских Князей и лутчих людей никто Сафакирею не пошел». После такого фиаско Сафа-Гирей обратился за помощью к Юсуфу – «пришел плакатися», утверждая, что «в Казани дей тех людей много, которые нас хотят, только дей с Мангытскою /ногайской/ силою пойду и они дей меня возмут».
В случае успеха Сафа-Гирей обещал Юсуфу Горную и Арскую стороны, в чем поклялся ногаям, оставив в качестве залога гарем и детей (Посольские книги по связям России с Ногайской ордой: 1489-1549. Махачкала, 1995, с 293, 318).
Юсуф войско дал и когда Сафа-Гирей подошел к Казани, Шах-Али бежал. Город оставался без хана 8 дней, пока ногаи не взяли Казань. Сафа-Гирей в третий и последний раз стал казанским ханом.
Внутреннее положение Сафа-Гирея в Казани было весьма шатким. Лишь при помощи террора хан смог утвердить свои позиции, много непокорных ему князей было убито. В сентябре 1546 г. 76 казанских князей, мурз и других представителей местной знати приехали на службу в Москву. Это было началом последнего этапа истории казанского ханства. Сафа-Гирей же, как и ранее «стал владети Казанью с Крымскими князми». Вновь вспыхнула русско-казанская война. Ожесточенные боевые действия продолжались вплоть до смерти Сафа-Гирея. Умер хан, очевидно, в конце февраля – начале марта 1549 г. По Никоновской летописи весть о кончине Сафа-Гирея пришла в Москву 25 апреля, по Львовской – 21 марта, по Александро-Невской – 18 марта, по Пискаревскому летописцу – 25 марта. На этот раз как всегда красочное свидетельство «Казанской истории» о причинах смерти Сафа-Гирея вполне подтверждается солидными летописными сводами.
Отмечая, что хан «многажды на рати смертныя раны возложаху нань», автор «Казанской истории» пишет, что, будучи пьяным, во время умывания Сафа-Гирей упал и ударился головой об умывальник, после чего и умер. «Убился в хоромех». Однако в дипломатической переписке с Польско-Литовским государством в инструкции русскому послу Михаилу Морозову, покинувшему Москву 14 июля 1549 г., о положении в Казани говориться следующее: «И Казанцы, боясь государя нашего гневу, Сафа-Гирея царя убили...». Как бы то ни было, ясно одно, ушел из жизни самый яркий Гирей на казанском троне отнюдь не спокойно.
В следующем очерке речь пойдет о последнем Гирее на казанском престоле, Утемыш-Гирее и третьем пришествии в Казань Шах-Али.
Нет комментариев-