ШАХ-АЛИ. Варианты имени: Шаг-Алей, Шигалей, Жигалей, Ших-Алей, Шаалей, Шиголей, Шиалей, Шыгалей, Шаислам, Шаагалий
О своем решении направить в Казань Шах-Али Василий III известил казанцев в январе 1519 г. Казань дала добро. 1 марта 1519 г. новый хан присягнул великому князю в Москве и 8 марта отправился с русскими воеводами в Казань. 18 мая 1519 Шах-Али был возведен на престол в Казани.
Новый хан был родом из Астрахани. Отец Шах-Али, Шейх-Аулияр доводился племянником хану Большой Орды Ахмеду, противнику Ивана Ш и был, следовательно, кровным врагом крымских Гиреев, постоянно враждовавших с Большой Ордой. Родился Шах-Али, по мнению Михаила Худякова, в 1505 г. В 1516 г. после смерти отца Шах-Али наследовал Касимовский престол. Как и его недавние предшественники Шах-Али обязался охранять интересы русских подданных в Казани, не воевать с Москвой. Так или иначе, Шах-Али неуклонно проводил промосковскую политику и, как правило, следовал указаниям великих князей Василия III и Ивана IV. Такой хан-марионетка мало устраивал казанскую знать, живо помнившую события 1505 г., и она быстро наладила тайные связи с Крымом, который еще летом 1518 г. выдвинул кандидатуру Сахиб-Гирея на место больного Мухаммед-Амина. Известно, что сразу после смерти Мухаммед-Амина вожди «крымской партии» послали в Крым «присылку». Однако в тот момент по ряду причин крымский хан не смог послать в Казань своего ставленника. Время Сахиб-Гирея пришло весной 1521 г.
Заговор против Шах-Али разразился в апреле-начале мая 1521 г. В начале мая 1521 г. агенты Василия III видели под Азовом казанских посланников, шедших из Крыма в Казань вместе с новым ханом. По Типографской летописи в Москве о перевороте узнали в мае 1521 г., а 26 мая уже состоялся набег казанцев на Унжу. Итак, первый срок правления Шах-Али в Казани ограничился двумя годами, несмотря на репрессии хана против оппозиции, за которыми и последовала «присылка» из Крыма.
САХИБ-ГИРЕЙ. Варианты имени: Аипкирей, Саип-Кирей, Сап-Кирей, Саап-Кирей, Аип-Кирей, Аип-Корей, Сагиб-Гирей, Саб-Гирей
Первый представитель династии Гиреев в Казани был сыном Менгли-Гирея, чья жена Нур-Султан была матерью Мухаммед-Амина и Абдул-Латифа, а это значит, что он имел права на казанский престол. Примечательно, что Сахиб-Гирей сопровождал Нур-Султан во время ее визита в Казань к Мухаммед-Амину.
В Москве среагировали традиционно: «В лето 7027/1519/ Крымской царевичь Саап Киреи пришол из Крыма в Казань да и на царство сел, а государю великому князю Василию Ивановичю всеа Руси послал бити челом, чтобы его пожаловал по тому ж, как и прежних царей жаловал, лестию по совету брата своего Ахмат Киреа, царя Крымского. Государь же всеа Руси поверова его ложному челобитью, понеже б в устах его ложь не обретается, рекся о том обговорит из братиею и з боары да на укрыину не послал воевод своих…».
В своей капитальной работе об истории Крымского ханства Василий Смирнов приводит характеристику внешности Сахиб-Гирея из восточных источников: «…был красавец лицом – совершенное полнолуние, льющее свет в созвездие миловидности; редких качеств. Оттого-то султан Селим поневоле зацепился сердцем за крючок его локона и, потрафляя удовольствию сердца его, поступился миром наслаждения и предпочел печаль разлуки, нашед приличным дать ему господство над Дэштью и послать его туда» (Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской порты. В 2 тт. М. 2005, т. 1, с.303). Но тут же оговаривается, что «характеристика должна относиться к другому лицу», посчитав таковым возлюбленным султана Сеадет-Гирея (с.304).Свое воцарение в Казани Сахиб-Гирей отметил набегом на Верхнее Поволжье одновременно с крымским походом на Москву летом 1521 г. – это была, безусловно, заранее спланированная в Крыму акция. В Казани началась резня русских подданных и сторонников Москвы из числа казанцев – погибло около 5 тыс. человек, была разграблена казна Шах-Али. Самого Шах-Али и московского воеводу от смерти спас Сахиб-Гирей «испроси у казанцев юности его ради и разума и благородства, зане он бе от рода Тахтамыша» и отпустил его в Москву.
Набеги казанцев на русские земли, судя по всему, не прекращались в течение всего пребывания Сахиб-Гирея в Казани. Несомненно, это было следствием усиления крымского влияния в Казани, именно в этом плане следует рассматривать действия Сахиб-Гирея в Казани весной 1523 г., когда он «много зла християнству навел и кровь пролил яко воду», убив даже московского посла. Поход русского войска на Казань осенью 1523 г. завершился подписанием мира, по условиям которого казанцы освободили русских купцов, плененных весной 1523 г.. По «Казанской истории» сам Сахиб-Гирей в этих боях не участвовал, запершись в Казани.
После этого хан уже не мог надеться на одни лишь силы ханства – в середине декабря 1523 г. в Крым был отправлен специальный агент с требованием прислать в Казань пушки, пищали, янычар. Но Крым ограничился дипломатическим демаршем, потребовав от Москвы отказаться от вооруженной борьбы с Казанью.
Русское правительство отвергло крымские требования. Тем временем Сахиб-Гирей решился в таких условиях пойти на беспрецедентный шаг в истории Казанского ханства. Весной 1524 г., не ранее мая, казанское посольство, отправленное Сахиб-Гиреем в Турцию, объявило о решении казанского хана признать себя вассалом султана, «заложившись» за него, а ханство – «юртом» султана Сулеймана. Но и после этого Василий III осенью 1524 г. вновь отверг попытки третьей стороны – на этот раз турецкого посла, вмешаться в московско-казанские отношения.
Весенний 1524 г. поход русской рати на Казанское ханство и новые внушительные приготовления Василия III, очевидно, послужили причиной отъезда Сахиб-Гирея из Казани в начале лета 1524 г. – «с великим срамом побеже из Казани». Азовская агентура великого князя доносила Василию III в грамоте от 24 июня 1524 г. об имеющейся у них туманной информации про Казань. Мол, слышали о том, что великого князя «устрашился Царь казанской: с Казани збежал... А правой вести, государь нет».
Сигизмунд Герберштейн пишет примерно в том же духе: «Царь казанский, Саип-Киреф, устрашенный столь ужасными приготовлениями /Василия III/ убежал к Турецкому императору, с целью молить его о помощи и поддержке». Один из восточных источников утверждает, что Сахиб-Гирей покинул беспокойную Казань «под предлогом путешествия к святым местам».
Однако, на наш взгляд, ближе к истине крымская информация о Сахиб-Гирее. Крымский хан Сеадет-Гирей посадил Сахиб-Гирея в тюрьму по приезду последнего из Казани, обвинив его в трусости. Так завершилось правление в Казани первого Гирея. В Крыму Сахиб-Гирей проявил себя значительно лучше в роли тамошнего правителя в 1532-1551 гг., и был убит в 1551 г.
В следующем очерке речь пойдет о первом появлении в Казани хана Сафа-Гирея.
Нет комментариев-